Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Введение .................................................................................................................Стр 2
1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного долга Российской Федерации ....................................Стр 4
1.2 Внутренний государственный долг ..................................................................Стр 8
1.3 Внешний государственный долг ......................................................................Стр 11
2. Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации ...........Стр 14
2.2 Управление государственным долгом .............................................................Стр 15
2.3 Обслуживание государственного долга ..........................................................Стр 20
Заключение ...........................................................................................................Стр 22
Литература ...................................................................................
22
Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
– прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
– более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;
– создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
– совершенствование
учета и мониторинга государственного
долга, внедрения прогрессивных технологий
по управлению долгом, позволяющих контролировать
состояние долговой нагрузки экономики
и отслеживать ход выполнения государственных
обязательств в режиме реального времени.
23
Литература
24
Приложение
1
на 1.01.2008 г. закон | на 1.01.2009 г.
проект |
на 1.01.2010 г.
проект |
на 1.01.2011 г.
проект | |||||||||
млрд. руб. | структура
% |
млрд. руб. | структура, % | млрд. руб. | структура % | млрд. руб. | структура, % | |||||
Государственный внутренний долг, всего, в том числе: | 1363,3 | 100 | 1824,7 | 100 | 2275,8 | 100 | 2856,8 | 100 | ||||
Государственные ценные бумаги Российской Федерации | 1244,7 | 91,3 | 1681,3 | 92,1 | 2079,8 | 91,4 | 2618,2 | 91,7 | ||||
Государственные гарантии | 113,6 | 8,3 | 137,8 | 7,6 | 190,1 | 8,3 | 232,5 | 8,1 | ||||
Прочая задолженность | 5,0 | 0,4 | 5,6 | 0,3 | 5,9 | 0,3 | 6,1 | 0,2 |
25
Приложение
2
(млрд. долл. США)
1 января
2001 г. |
1 января
2002 г. |
1 января
2004 г. |
1 января 2005 г. | 1 января 2006 г. | 1 января 2007 г. | |
Органы государственного управления | 117,2 | 104,2 | 97,9 | 97,4 | 71,3 | 44,7 |
Федеральные органы управления | 116,0 | 103,2 | 96,7 | 95,7 | 70,1 | 43,2 |
Новый российский долг | 49,5 | 41,9 | 38,6 | 39,6 | 35,7 | 33,8 |
кредиты международных финансовых организаций | 7,0 | 7,0 | 6,6 | 6,2 | 5,6 | 5,4 |
МБРР | 6,8 | 6,7 | 6,3 | 5,7 | 5,1 | 4,8 |
прочие | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,7 |
прочие кредиты (включая кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов) | 8,4 | 6,3 | 4,9 | 4,2 | 3 | 2,6 |
ценные бумаги в иностранной валюте | 30,7 | 26,9 | 26,8 | 28,9 | 26,7 | 25,0 |
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО | 8,0 | 7,1 | 7,7 | 7,3 | 4,9 | 4,7 |
еврооблигации, выпущенные при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов | 1,4 | 1,4 | 16,8 | 18,6 | 19 | 19,3 |
облигации внутреннего государственного валютного займа – VI и VII транши и облигации государственного валютного займа 1999 г. | 20,5 | 17,4 | 2,4 | 3,0 | 2,8 | 1,0 |
ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) | 0,7 | 1,0 | 0,1 | 0,0 | 0 | 0,5 |
прочая задолженность | 0,0 | 0,0 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
Долг бывшего СССР | 66,5 | 61,2 | 58,1 | 56,1 | 34,5 | 9,4 |
кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов | 39,0 | 36,3 | 42,7 | 43,3 | 22,2 | 0,6 |
задолженность
перед бывшими |
0,0 | 0,0 | 3,6 | 2,7 | 2,2 | 1,9 |
облигации внутреннего государственного валютного займа – III, IV, V транши | 14,6 | 11,5 | 1,4 | 1,9 | 2 | 3,3 |
прочая задолженность | 1,2 | 1,7 | 10,4 | 8,2 | 8,2 | 3,7 |
Субъекты Российской Федерации | 1,2 | 1,0 | 1,2 | 1,6 | 1,2 | 1,5 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 12,0 | 9,7 | 7,8 | 8,2 | 11,0 | 3,9 |
кредиты | 11,8 | 9,5 | 7,5 | 7,5 | 10,2 | 3,0 |
наличная национальная валюта и депозиты | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Банки (без участия в капитале) | 9,0 | 11,3 | 24,9 | 32,5 | 50,2 | 101,2 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,4 |
кредиты | 2,6 | 2,9 | 12,9 | 19,8 | 34,5 | 67,8 |
текущие счета и депозиты | 4,2 | 5,5 | 9,6 | 9,7 | 12,4 | 27,8 |
долговые ценные бумаги | 0,8 | 1,5 | 1,2 | 1,8 | 1,8 | 3,3 |
прочая задолженность | 1,3 | 1,3 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,9 |
Прочие сектора (без участия в капитале) | 22,3 | 23,8 | 55,1 | 77,0 | 126 | 159,9 |
Всего | 160,5 | 149,0 | 185,7 | 215,1 | 258,5 | 309,7 |
28
Приложение
3
(млрд. руб.)
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Государственный долг, всего | 4430,2 | 4562,2 | 4190,2 | 3944,8 | 3076,8 | 2435,3 |
внутренний долг | 533,5 | 679,9 | 682,0 | 778,5 | 875,4 | 1064,8 |
внешний долг | 3896,7 | 3882,3 | 3508,2 | 3166,3 | 2201,4 | 1370,5 |
Внешний долг, в долл. США | 129,3 | 122,1 | 119,1 | 114,1 | 76,5 | 52,0 |
В% к ВВП, всего | 49,5 | 42,1 | 31,6 | 23,3 | 14,2 | 9,1 |
внутренний долг | 6,0 | 6,3 | 5,1 | 4,6 | 4,1 | 4,0 |
внешний долг | 43,5 | 35,8 | 26,5 | 18,7 | 10,1 | 5,1 |
29
Приложение
4
на 1.01.2008 г. закон | на 1.01.2009 г. проект | на 1.01.2010 г. проект | на 1.01.2011 г. проект | |||||
млрд. долл. США | структура
% |
ммлрд. дол. США | структура
% |
млрд. долл. США | структура
% |
млрд. дол. США | структура
% | |
Государственный внешний долг, всего | 46,7 | 100 | 43,3 | 100 | 43,9 | 100 | 45,0 | 100 |
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц | 11,0 | 23,6 | 10,3 | 23,8 | 9,1 | 20,7 | 7,9 | 17,6 |
Государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте | 32,8 | 70,2 | 29,5 | 68,1 | 28,0 | 63,8 | 26,7 | 59,3 |
Государственные гарантии в иностранной валюте | 2,9 | 6,2 | 3,5 | 8,1 | 6,8 | 15,5 | 10,4 | 23,1 |
30