Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:59, реферат
В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность". Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.
В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере экономики угрозы1 имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости». Однако в вышеупомянутом документе экономические угрозы сформулированы в принципиальном виде. В данной работе сделана попытка конкретизировать их и придать количественное выражение в виде неких пороговых значений2 экономической безопасности. В аппарате Совета безопасности были предварительно определены около 30-ти таких пороговых значений. Надо прямо сказать, что в соответствии с этими пороговыми значениями в большинстве сфер экономики положение «закритическое».
1.Ослабление
научно-технического и
Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом сопоставим с североамериканским и западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко сократились бюджетные ассигнования на науку.
Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.
Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата здесь была ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетике и промышленности в целом соответственно в 5 раз, 2,5 и 1,4 раза. Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг.
Сокращение финансирования НИОКР более, чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 миллиардов долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, разрушение связи между наукой и производством обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.
Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных законом 4 процентов от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.
2. Дезинтеграция экономики и спад производства.
В результате макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег. Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой рынка).
В
сбалансированной экономической системе,
находящейся в состоянии
В неравновесном и разбалансированном состоянии нынешней российской экономики сфера обращения капитала и производственная сфера оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж)
Сфера обращения держится на спекулятивных сделках и работает по принципу: деньги делают деньги. Она задает цены на денежные ресурсы, исключающие привлечение свободного капитала в производственную сферу. Уже длительное время ставки процента на ссудном рынке превышают норму прибыли в производственной сфере. Отток капитала приводит в свою очередь к нехватке оборотных средств и росту издержек на их восстановление, замораживанию активов в неплатежах и в конечном счете – к разорению предприятий (доля убыточных предприятий за 9 месяцев 1998 года составила 47,2% по сравнению с 41,2% в 1997 году и 30% в 1996). Именно эти процессы послужили основной причиной многолетнего бюджетного кризиса. Однако, правительство до сих пор видит основной причиной бюджетного кризиса – плохую собираемость налогов. Расчеты, проведенные в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, показывают, что на долю уклонения от налогов и прочих субъективных факторов приходится не более ¼ недопоступления налоговых платежей. В то же время на ухудшение финансового положения предприятий производственной сферы приходится 65% снижения бюджетных расходов, в том числе на спад производства 22%, на деградацию его структуры – 12,5%.
Переток капитала из производственной сферы в сферу обращения происходил и посредством государственного бюджета. Аккумулируя доходы от налогообложения производственной сферы, государство перераспределяло их на поддержание «пирамиды» ГКО, резервировало на счетах коммерческих банков, обеспечивая устойчивость сферы обращения капитала. Да и сама денежная политика ориентировалась на параметры этой сферы. Спонтанное перетекание капитала усугублялось тем, что подавляющая часть денежной эмиссии быстро концентрировалась в последней, непосредственно влияя на объем спроса и инфляцию.
Хотя
и в силу утраты централизованного
контроля над денежным обращением в
стране определить точные пропорции
денежного оборота по сферам экономики
фактически невозможно, соответствующие
результаты проводившейся
Дезинтеграция экономики не ограничивается нарастающей изоляцией сферы обращения капитала от производственной сферы. Происходит также внутренний распад самих этих сфер на относительно изолированные сегменты. В сфере обращения капитала можно выделить достаточно автономно функционирующие сегменты рынок государственных обязательств (во многом управляемого административно - через Сберегательный и Центральный банки, контролирующие согласно оценкам экспертов, до 80% рынка госзаимствований), валютного рынка (на котором сложился свой узкий круг «игроков», связанных с Центральным банком России, включая несколько коммерческих банков, специализирующихся на ввозе долларов), рынка корпоративных ценных бумаг (где доминируют операторы, владеющие внутренней информацией о соответствующих фирмах и фактически управляющие котировкой их акций).
Дезинтеграция прогрессирует и в производственной сфере экономики. В этой связи существенно то, что предприятия, вынужденные поддерживать собственное воспроизводство в условиях постоянного оттока денежных ресурсов и обесценения оборотных средств, подразделяются на три группы в зависимости от устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли.
Первая группа отличается устойчивым платежеспособным спросом и нормой прибыли, достаточной для удержания собственных оборотных средств и мобилизации внешних кредитов для их пополнения. Это, как правило, предприятия нефтегазовой , химической и металлургической промышленности, поставляющие значительную часть своей продукции на экспорт. Последнее и позволяет им придерживать относительно высокую норму прибыли, обеспечивать своевременный возврат средств и привлекать относительно дешевые кредитные ресурсы из-за рубежа для финансирования оборотных средств. При благоприятном стечении обстоятельств они в состоянии задействовать кредитные и накопленные собственные средства в объемах, необходимых для финансирования инвестиций.
Вторая группа предприятий характеризуется достаточной для поддержания простого воспроизводства нормой прибыли и наличием в той или иной мере платежеспособного спроса на их продукцию, позволяющего осуществлять (пусть и с опозданием) оборот капитала. Они ориентированы главным образом на спрос предприятий первой группы. Сюда относят и немногочисленные предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, а также относящиеся к сфере естественных монополий.
В
третью группу входят платежеспособные
предприятия, отличающиеся низкой или
отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью
выпускаемой продукции или
Охарактеризованная выше
Экономика России сегодня представляет собой перевернутую пирамиду, узкое основание которой и есть финансовые ресурсы реального сектора. На его долю приходится не более 12-16% их общего объема. Верхнюю, расширенную часть пирамиды, на долю которой приходится более 2/3 финансовых ресурсов страны, занимает финансовый сектор. Понятно, что такая пирамида является крайне неустойчивой конструкцией, способной легко перевернуться и под своими обломками похоронить всю экономику.
Подобная
ориентация макроэкономической политики
была обусловлена ее чрезмерной формализацией
и сведением почти
Неудивительны в этом контексте ни резкое усыхание инвестиционной активности, ни свертывание материального производства, ни разорение примерно половины производственных предприятий… В итоге нанесен огромный ущерб национальной безопасности старны.
По данным на 1998 год снижение объема ВВП достигло 50% (при пороговом значении в 25%). И сегодня объем ВВП на душу населения составляет ¼ от среднемирового. Кризис сильнее всего ударил по машиностроению, работающему сейчас на четверть мощности. Его доля в промышленном производстве составляет сейчас 15% (при пороговом значении в 20%). Доля же легкой промышленности в 2000 году составила 3-4% против 7,5% в 1991 году. Особенно пострадали высокотехнологичные производства - приборостроение, электроника и микроэлектроника. Полностью прекратился выпуск обрабатывающих центров, станков с программным управлением, роботов. Выпуск грузовых автомобилей сократился в 4,6, строительно-дорожной техники - в 5, с.х. машин - в 10 раз.
Полностью
нарушен процесс
Развитие
процессов в данном направлении
приобретает необратимый
А между тем, сокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. В мировой практике считается, что уровень потребления импортных продуктов не должен превышать 30% (хотя японцы придерживаются показателя 15%). Сейчас Россия потребляет примерно 50% импортных продуктов, а в Санкт-Петербурге этот показатель значительно выше. Правительство неоднократно декларировало необходимость защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Однако, реальные действия властей привели к отказу от какой-либо защиты внутреннего рынка и предоставлению многочисленных льгот импортерам, проводилась убийственная для отечественного производства политика завышенного реального обменного курса рубля.
Информация о работе Угрозы экономической безопасности России