Учет и аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:47, реферат

Описание работы

Целью аудита нематериальных активов является установление соответствия применяемой предприятием методики учёта нематериальных активов требованиям нормативных актов, регулирующих формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учёта.
При проведении аудита основных средств проверяют их сохранность и техническое состояние; законность и правильность документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильность начисления амортизации, своевременность и полноту включения её в затраты производства; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнение плана ремонтов, их своевременность и качество.

Содержание

1. Аудит учёта нематериальных активов
2. Аудит основных средств.
3. Аудит долгосрочных активов - аудит основных средств
4. Источники информаций цикла инвестирования

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 62.00 Кб (Скачать)


План:

1.   Аудит учёта нематериальных активов

2.   Аудит основных средств.

3.   Аудит долгосрочных активов - аудит основных средств

4.   Источники информаций цикла инвестирования

 

                 1.  Аудит учёта нематериальных активов


           Целью аудита нематериальных активов является установление соответствия применяемой предприятием методики учёта нематериальных активов требованиям нормативных актов, регулирующих формирование себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учёта.
            Аудитор должен последовательно проверить следующие моменты:
• изучить состав и структуру нематериальных активов по данным первичных документов и учетных регистров;
• подтвердить право собственности на объекты нематериальных активов;
• установить правильность отражения в учете операций с нематериальными активами;
• подтвердить достоверность начисления и отражения в учете амортизации по нематериальным активам;
• оценить качество инвентаризации.
             При проверке операций с нематериальными активами аудитору необходимо обратить внимание на следующее:
- не могут быть признаны нематериальными активами интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам;
- документальное оформление факта наличия объекта нематериальных активов;
- правильность отражения первоначальной оценки стоимости нематериальных активов;
- правила по списанию объекта нематериальных активов с баланса предприятия;
- начисление амортизации на объекты нематериальных активов;
- на правильность ведения синтетического и аналитического учета нематериальных активов.

 

                                        2. Аудит основных средств.

 

              При проведении аудита основных средств проверяют их сохранность и техническое состояние; законность и правильность документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильность начисления амортизации, своевременность и полноту включения её в затраты производства; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнение плана ремонтов, их своевременность и качество.

             Источниками контроля операций по учету основных является первичная документация на их поступление, выбытие и внутреннее перемещение, на ремонт, по начислению амортизации, а также данные аналитического и синтетического учета основных средств.

              Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы её результаты и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.

              Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, что снижает трудоёмкость учётной работы, даёт возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учётный процесс, а также значительно расширить информацию об отдельных объектах основных средств. Аудитор должен проверить правильность ведения учётных карточек индивидуального и группового учёта основных средств. Особое внимание обращается на правильное и своевременное заполнение всех реквизитов карточек, что имеет большое контрольное значение и предотвращает замену новых одноименных предметов старыми.                                                                                                            Это необходимо также для получения полной и объективной информации о состоянии и использование того или иного объекта основных средств.

          Следует проверить количество инвентарных карточек. С этой целью сопоставляют данные описей инвентарных карточек по учету основных средств по классификационным группам с имеющимся в картотеке инвентарными карточками. При отсутствии каких-либо инвентарных карточек следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов, по которым нет инвентарных карточек, и предложить восстановить аналитический пообъектный учет основных средств.

             При расхождении между данными аналитического и синтетического учета необходимо выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.

             Необходимо убедиться в достоверности данных показателей инвентарных карточек. Для этого следует выборочно, по отдельным видам средств, например, по тем, что подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить, правильно ли отражены затраты на ремонт.

            Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное провидение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность её осуществления и правильность отражения результатов в бухгалтерском учёте. Аудитору это необходимо для того, чтобы  убедиться, насколько важно доверять результатам проведённой инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

            При небольшом количестве объектов основных средств аудитор подвергает сплошной проверке наличие основных средств. При значительном перечне сплошным порядком инвентаризируют транспортные средства, компьютеры, дорогостоящую мебель. Особое внимание уделяют предметам, поступившим в конце года. При этом учитывают профильность оборудования и оценивают целесообразность приобретения.

             Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах просто переносятся  в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних материалов. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию или реализации. На такие объекты составляют отдельные инвентаризационные описи.

             На основе изучения всех материалов инвентаризации, включая и отражение её результатов на счетах бухгалтерского учёта, даётся заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложение по улучшению учёта.            Кроме того, проверяют, проводилась ли предусматриваемая законодательством переоценка имущества, правильность применения коэффициента пересчёта балансовой стоимости объектов. Визуально, с формальной точки зрения и по существу, анализируют материалы переоценки, памятуя, что новая восстановительная стоимость через амортизацию  существенно повышает затраты организации.

 

1.      Аудит долгосрочных активов - аудит основных средств

 

           При проведении аудита основных средств аудитор прежде всего, должен руководствоваться положениями «Основные средства», согласно которого основные средства – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций в течение длительности.

             Важнейшим условием эффективного ведения деятельности хозяйствующего субъекта является рациональное их использование и обеспечение сохранности основных средств. В этой связи в программы аудиторских проверок включают задания по контролю операций с основными средствами. В программу аудиторских проверок основных средств следует включить и проверить их сохранность и техническое их состояние; соответствие документального оформления операций по поступлению, перемещение и выбытие нормативным актам; расчеты начисления амортизации и правильность включения на затраты производства; своевременность и правильность бухгалтерского учета операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; организацию и ремонт основных средств, своевременность и качество текущего и капитального ремонта.

             Таким образом, основными направлениями и задачами аудита основных средств могут быть:

   аудит наличия и сохранности основных средств;

   аудит движения основных средств;

   аудит правильности начисления износа;

   проверка правильности начисления износа;

   проверка правильности налогообложения по основным средствам.

          Аудит наличия и сохранности основных средств предполагает проверку наличия на предприятии комиссии по приемке и оформлению основных средств; своевременного оформления договоров купли-продажи основных средств; правильности определения первоначальной стоимости в актах приема и передачи основных средств; правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

В ходе аудита движения основных средств следует обратить внимание на необходимость правильного оформления операций:

          приобретение у поставщиков за плату;

          безвозмездного получения основных средств;

          поступления основных средств в виде вклада в Уставный капитал;

          выкупа арендованных основных средств;

          по ликвидации объекта основных средств в результате ветхости и полного износа;

          безвозмездной передачи основных средств.

            При аудите начисления износа требуется определить, по всем ли объектом произведены расчеты начисления амортизации; правильность начисления износа с учетом движения основных средств; правильно ли применены нормы амортизации в соответствии с Налоговым кодексом.

            Источниками информации при аудите основных средств являются: первичные документы по их поступлению, выбытию и внутреннему перемещению, ремонту, по начислению амортизации, а также данные синтетического и аналитического учета основных средств.

            Важнейшим условием сохранности основных средств являются качественное проведение их инвентаризации, которая представляет одним из необходимых элементов бухгалтерского учета и аудиторской проверки.                  Инвентаризация или подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности или допущенные потери, хищения и недостачи. Поэтому следует обратить внимание на качество оформления инвентаризационных описей.

            Возможные характерные ошибки, которые могут быть обнаружены аудиторами в ходе проверки учета, движения и начисления износа основных средств. В силу разных обстоятельств работниками учетного аппарата предприятия могут быть допущены случаи:

          неоприходования основных средств;

          наличия основных средств, незакрепленных за материально-ответственными лицами и отсутствия договоров материальной ответственности;

          неправильного оформления хозяйственных операций при реализации договора купли-продажи по приобретению или продаже основных средств;

          отсутствия распорядительного документа (приказа) по внутреннему перемещению основных средств (передача их другим МО);

          искажения в оформлении доверенности и накладной при получении и передачи основных средств;

          отсутствие материальной ответственности в отношении арендованных и основных средств;

          искажения информации о наличии основных средств по данным Главной книги данных об остатках по данным инвентарных карточек, что часто приводит к неправильному начислению амортизации;

          отсутствия пересчета по курсу иностранной валюты по отношению к основным средствам приобретенным за иностранную валюту;

          не всегда списывается полученный убыток при безвозмездной передаче основных средств;

          не систематическое начисление износа основных средств (например, раз в месяц);

          продолжение начисления износа по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации;

          неправомерное применение ускоренной амортизации и другие

 

2.      Источники информаций цикла инвестирования

 

    Для предприятия источниками осуществления инвести­ционной деятельности могут служить:

собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйствен­ные ресурсы инвестора, которые включают в себя первона­чальные взносы учредителей в момент организации предпри­ятия и часть денежных средств полученных в результате хозяйственной деятельности, т.е. за счет прибыли, амортизационных отчислений, средств, выплачиваемых органами стра­хования, и т.п.; заемные финансовые средства инвестора, в качестве
которых выступают банковский кредит, инвестиционно-на­логовый кредит, бюджетный кредит и др. привлеченные финансовые средства инвестора, средст­ва, полученные от продажи акций, паевых и иных взносов
юридических лиц и работников предприятия, - денежные средства, поступающие в порядке перераспределения их централизованных инвестиционных фондов; фондов концер­нов, ассоциаций и других объединений предприятий; средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме финансового участия в уставном капитале совместных предприятий, а также прямых денежных вложений междуна­родных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий различных форм собственности, частных лиц.

              Самофинансирование — это финансирование инвестицион­ной деятельности полностью за счет собственных финансо­вых ресурсов, формируемых из внутренних источников. Дан­ная форма финансирования обычно используется для реа­лизации краткосрочных инвестиционных проектов с невы­сокой нормой рентабельности.

               Кредитное финансирование используется, как правило, в процессе реализации краткосрочных инвестиционных проек­тов с высокой нормой рентабельности инвестиций. Особенность заемного капитала заключается в том, что его необходимо вер­нуть на заранее определенных условиях, при этом кредитор не претендует на участие в доходах от реализации инвестиций.

Информация о работе Учет и аудит