Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:36, контрольная работа
Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных
финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях.
Участие России в деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций.
Интеграция
России в мировую экономику
финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях.
Россия является членом таких организаций, как МВФ, группа Всемирного Банка, ЕБРР, Новых банков (ЧБТР, МБ СНГ), а также ЕИБ и СИБ. Рассмотрим основные моменты участия России в этих организациях.
1.Россия и МВФ
27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших советских республик. Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.
Во-первых, обязанностью являются устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. В 1992 г. Россия ввела внутреннюю, т. е. для резидентов, конвертируемость рубля, а с июня 1996 г. официально приняла обязательства, налагаемые Статьей VIII Устава, постепенно распространив конвертируемость рубля по текущим операциям и на нерезидентов.
Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела с июля 1992 г. единый официальный курс рубля. Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. В России используется регулируемое плавание курса рубля. Вместе с тем согласно Статье IV она обязана при проведении текущей валютной политики тесно сотрудничать с Фондом.
В-третьих, предпосылкой взаимодействия России с МВФ являются информационная открытость страны, предоставление Фонду статистических данных о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния экономики и макроэкономической политики.
В 2007 году качестве источника заемных средств Международный валютный фонд в принципе, перестал представлять для России интерес. К рекомендациям этих организаций здесь давно не прислушиваются. Единственное, чем еще России интересно участие в этих финансовых институтах, так это возможностью решить проблему возвращения миллиардов долгов, что задолжали ей другие страны. Именно с такой миссией отправлялась в 2007 году в Вашингтон российская делегация - на весеннюю сессию МВФ и ВБ.
По мнению
экспертов, у России в ближайшее
время нет необходимости
2.Россия и Группа Всемирного Банка
Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития
является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г.
Объем и приоритеты заимствований у ВБ, а также отраслевая структура и типы займов определяются в программе заимствований РФ в ВБ, которая разрабатывается Министерством экономики и Министерством финансов на основе Федеральной инвестиционной программы и среднесрочной программы экономических реформ и развития российской экономики. Эта программа передается на рассмотрение Межведомственной комиссии по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями. После консультаций с ВБ программа заимствований утверждается Межведомственной комиссией и ежегодно уточняется.
Инициирование проектов на поддержку структурных преобразований осуществляется Министерством экономики и Министерством финансов, а инвестиционных проектов — федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем предоставления заявки в Минэкономики. Заявка содержит концепцию проекта, в которую включена оценка ожидаемого эффекта от реализации проекта для развития экономики страны, структура проекта, предварительный финансовый план расходования и погашения кредита.
Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором в настоящее время работает около 70 человек, в основном — российских граждан. В июне 1993 года банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи. Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше 13 млрд долл. В настоящее время Банк финансирует 25 проектов в России. Осознавая ценность знаний и опыта местных специалистов, Всемирный банк активно сотрудничает с ними в процессе реализации своих проектов. 80% сотрудников представительства Всемирного банка в Москве - национальные кадры. Как и в других странах, Всемирный банк в рамках решаемых им задач большое внимание уделяет аналитической деятельности и консультациям. Он регулярно публикует доклады об экономической ситуации в России. Кроме того, расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.
Российская Федерация является членом других, помимо МБРР, организаций Всемирного банка. В декабре 1992 г. она была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов.
Что же касается доли России во Всемирном банке, то она составляет 2,85%, такой же процент, например, у Китая. Доля США в ВБ – 16,39%.
Россия пока не планирует занимать у Всемирного банка. “Этот вопрос обсуждается, но пока что использование ресурсов Всемирного банка в виде суверенных заимствований маловероятно. Пока острой необходимости в этом нет. И насколько возможно, будем воздерживаться от использования этого инструмента”,— заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
3.Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Россия.
СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации составила 6% (720 млн долл.). После распада СССР Россия унаследовала большую часть его акций (4% капитала Банка).
За 20 лет работы в России ЕБРР профинансировал около 700 проектов на сумму более 18 миллиардов евро. В этом году ЕБРР отмечает 20-летний юбилей своей работы в России.
показатель прошлого года составил 2,3 миллиарда евро, и эксперты планируют, что в 2011 году показатель увеличится.
ЕБРР постоянно расширяет диапазон используемых в России финансовых инструментов (кредиты под складские свидетельства, рублевые дисконтные векселя, лицензионные операции). Кредиты ЕБРР направляются на содействие приватизации и структурной перестройке экономики. Банк обычно не требует гарантий Правительства.
На современном этапе ЕБРР оказывает содействие России в обеспечении разработки и применении Кодекса корпоративного управления, привлечении ведущих зарубежных стратегических инвесторов и реструктурировании естественных монополий.
Наибольшая
доля кредитов ЕБРР, предоставленных
России, приходится на финансовый сектор,
в том числе - на коммерческие банки.
Второе место по объему полученных
кредитов - отрасли инфраструктуры
(муниципальная, транспорт, туризм, недвижимость,
связь, телекоммуникации и др.). Примерно
20% кредитов направлены в сферу энергетики
(электроэнергетика, нефте- и газодобыча)
и горнодобывающую
машиностроения и перерабатывающих отраслей промышленности составила лишь около 16%, сельского хозяйства - менее 10% объема кредитов.
Очевидно, что на развитие машиностроения, внедрение инновационных технологий, в частности относящихся к космической и телекоммуникационной технике, ЕБРР выделяет недостаточно кредитов.
4.Россия и Европейский инвестиционный банк
Вопросы сотрудничества России с ЕИБ рассматривались с середины 90-х годов. В соответствии с интересами и политикой ЕС этот Банк осуществляет свою деятельность во многих странах мира. Основные его задачи - предоставление займов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для менее развитых регионов, модернизацию или конверсию предприятий, развитие предпринимательской деятельности в новых областях, а также осуществление проектов, представляющих общий интерес для нескольких государств-членов. В марте 2001 г. на заседании министров экономики и финансов стран Евросоюза (ЭКОФИН) было принято решение о возможности финансирования проектов на территории РФ за счет средств ЕИБ на общую сумму 100 млн. долл. При этом были определены следующие условия пре доставления кредитов: экологическая направленность проектов и заинтересованность в них стран ЕС, реализация проектов только в северо-западном регионе России, обязательное участие в проектах ЕИБ других международных финансовых институтов, обязательное предоставление 100%-ной суверенной гарантии, своевременное выполнение Россией обязательств по обслуживанию задолженности перед членами Парижского клуба и активное ее участие в борьбе с отмыванием денег. Россия за всё время в период 2003-2011 годы взяла в долг у ЕИБ средств на сумму 467 млн 500 тысяч евро. На что были потрачены эти кредитные средства?
5. Россия и Северный инвестиционный банк.
С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это открыло возможности финансирования приграничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внимание открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставленных им средств, что способствует ускорению реализации проектов.
В августе 2011 года Северный Инвестиционный Банк и Газпромбанк продписали соглашение об открытии кредитной линии для финансирования проектов повышения энергоэффективности российских предприятий. Соглашение о кредитной линии на сумму в 60 миллионов евро подписано на семилетний срок. Не менее 70% предоставленных средств будет использовано для финансирования проектов в области энергоэффективности. Остальные средства могут быть использованы для проектов, которые отвечают критериям банка в сфере повышения конкурентоспособности предприятий. За счет средств кредитной линии будет осуществляться финансирование программ по замене устаревших промышленных и муниципальных котельных на когенерационные электростанции. По сравнению с котельными, где производится только тепло, такие установки будут производить как тепловую, так и электрическую энергию, что позволит существенным образом снизить топливную составляющую в тарифах на теплоснабжение и себестоимость готовой продукции. Также кредитные средства будут направляться на финансирование проектов повышения энергоэффективности действующих промышленных предприятий в сталелитейной, химической, деревообрабатывающей и других отраслях Российской экономики.
Помимо рассмотренных выше примеров сотрудничества с ведущими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями Россия является членом других финансовых учреждений, признанных международными. В целях развития регионального сотрудничества России с партнерами ближнего зарубежья в 1993 году создан Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 году — Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). Ввиду того, что эти банки, имеющий статус международной организации, изначально не располагали значительными ресурсами для выполнения заявленных учредителями целей, участие России в их работе не оказывало заметного влияния на концепцию сотрудничества с международными экономическими организациями. ЧБТР был создан 11 государствами - членами Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в качестве региональной финансовой организации. Приоритетами ЧБТР являются кредитование экспорта, поддержка малых и средних проектов в отраслях сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. За четыре года с начала операционной деятельности объем кредитного портфеля ЧБТР достиг 529 млн. долл. Заинтересованность России в развертывании его деятельности продиктована надеждами на то, что он может сыграть полезную роль в восстановлении сотрудничества со странами СНГ и Восточной Европы, закрепить экономическое присутствие России на Балканах и обеспечить экономическое взаимодействие с Турцией и Грецией.