Участие России в деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных
финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях.

Работа содержит 1 файл

Участие России в деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций.docx

— 28.20 Кб (Скачать)

Участие России в деятельности международных и  региональных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Интеграция  России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных

финансовых  институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без  ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных  финансовых организациях.

Россия  является членом таких организаций, как МВФ, группа Всемирного Банка, ЕБРР, Новых банков (ЧБТР, МБ СНГ), а также  ЕИБ и СИБ. Рассмотрим основные моменты  участия России в этих организациях.

1.Россия  и МВФ

27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ  проголосовал за прием России  и тринадцати других бывших  советских республик. Членство  в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.

Во-первых, обязанностью являются устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.  В 1992 г. Россия ввела внутреннюю, т. е. для резидентов, конвертируемость рубля, а с июня 1996 г. официально приняла обязательства, налагаемые Статьей VIII Устава, постепенно распространив конвертируемость рубля по текущим операциям и на нерезидентов.

Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела с июля 1992 г. единый официальный курс рубля. Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. В России используется регулируемое плавание курса рубля. Вместе с тем согласно Статье IV она обязана при проведении текущей валютной политики тесно сотрудничать с Фондом.

В-третьих, предпосылкой взаимодействия России с  МВФ являются информационная открытость страны, предоставление Фонду статистических данных о своей экономике, платежном  балансе, золотовалютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния экономики и макроэкономической политики.

В 2007 году качестве источника заемных средств  Международный валютный фонд в принципе, перестал представлять для России интерес. К рекомендациям этих организаций  здесь давно не прислушиваются. Единственное, чем еще России интересно участие  в этих финансовых институтах, так  это возможностью решить проблему возвращения  миллиардов долгов, что задолжали  ей другие страны. Именно с такой миссией отправлялась в 2007 году в Вашингтон российская делегация - на весеннюю сессию МВФ и ВБ.

По мнению экспертов, у России в ближайшее  время нет необходимости пользоваться правом привлечения кредита МВФ.

2.Россия  и Группа Всемирного  Банка

Основой сотрудничества России с региональными  международными банками развития

является  ее членство в организациях системы  Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г.

   Объем и приоритеты заимствований у  ВБ, а также отраслевая структура  и типы займов определяются в программе  заимствований РФ в ВБ, которая  разрабатывается Министерством экономики и Министерством финансов на основе Федеральной инвестиционной программы и среднесрочной программы экономических реформ и развития российской экономики. Эта программа передается на рассмотрение Межведомственной комиссии по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями. После консультаций с ВБ программа заимствований утверждается Межведомственной комиссией и ежегодно уточняется.

   Инициирование проектов на поддержку структурных  преобразований осуществляется Министерством экономики и Министерством финансов, а инвестиционных проектов — федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем предоставления заявки в Минэкономики. Заявка содержит концепцию проекта, в которую включена оценка ожидаемого эффекта от реализации проекта для развития экономики страны, структура проекта, предварительный финансовый план расходования и погашения кредита.

   Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором в настоящее время работает около 70 человек, в основном — российских граждан. В июне 1993 года банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи. Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше 13 млрд долл. В настоящее время Банк финансирует 25 проектов в России. Осознавая ценность знаний и опыта местных специалистов, Всемирный банк активно сотрудничает с ними в процессе реализации своих проектов. 80% сотрудников представительства Всемирного банка в Москве - национальные кадры. Как и в других странах, Всемирный банк в рамках решаемых им задач большое внимание уделяет аналитической деятельности и консультациям. Он регулярно публикует доклады об экономической ситуации в России. Кроме того, расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.

Российская  Федерация является членом других, помимо МБРР, организаций Всемирного банка. В декабре 1992 г. она была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов.

Что же касается доли России во Всемирном банке, то она составляет 2,85%, такой же процент, например, у Китая. Доля США в ВБ – 16,39%.

Россия  пока не планирует занимать у Всемирного банка. “Этот вопрос обсуждается, но пока что использование ресурсов Всемирного банка в виде суверенных заимствований маловероятно. Пока острой необходимости в этом нет. И насколько возможно, будем воздерживаться от использования этого инструмента”,— заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.

3.Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Россия.

СССР  был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации  составила 6% (720 млн долл.). После распада  СССР Россия унаследовала большую часть  его акций (4% капитала Банка).

За 20 лет  работы в России ЕБРР профинансировал  около 700 проектов на сумму более 18 миллиардов евро. В этом году ЕБРР отмечает 20-летний юбилей своей работы в России.

показатель  прошлого года составил 2,3 миллиарда  евро, и эксперты планируют, что в 2011 году показатель увеличится.

ЕБРР  постоянно расширяет диапазон используемых в России финансовых инструментов (кредиты  под складские свидетельства, рублевые дисконтные векселя, лицензионные операции). Кредиты ЕБРР направляются на содействие приватизации и структурной перестройке  экономики. Банк обычно не требует гарантий Правительства.

На современном  этапе ЕБРР оказывает содействие России в обеспечении разработки и применении Кодекса корпоративного управления, привлечении ведущих  зарубежных стратегических инвесторов и реструктурировании естественных монополий.

Наибольшая  доля кредитов ЕБРР, предоставленных  России, приходится на финансовый сектор, в том числе - на коммерческие банки. Второе место по объему полученных кредитов  - отрасли инфраструктуры (муниципальная, транспорт, туризм, недвижимость, связь, телекоммуникации и др.). Примерно 20% кредитов направлены в сферу энергетики (электроэнергетика, нефте- и газодобыча) и горнодобывающую промышленность. Доля

машиностроения  и перерабатывающих отраслей промышленности составила лишь около 16%, сельского  хозяйства - менее 10% объема кредитов.

Очевидно, что на развитие машиностроения, внедрение  инновационных технологий, в частности  относящихся к космической и  телекоммуникационной технике, ЕБРР выделяет недостаточно кредитов.

4.Россия  и Европейский  инвестиционный банк

 Вопросы сотрудничества России с ЕИБ рассматривались с середины 90-х годов. В соответствии с интересами и политикой ЕС этот Банк осуществляет свою деятельность во многих странах мира. Основные его задачи - предоставление займов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для менее развитых регионов, модернизацию или конверсию предприятий, развитие предпринимательской деятельности в новых областях, а также осуществление проектов, представляющих общий интерес для нескольких государств-членов. В марте 2001 г. на заседании министров экономики и финансов стран Евросоюза (ЭКОФИН) было принято решение о возможности финансирования проектов на территории РФ за счет средств ЕИБ на общую сумму 100 млн. долл. При этом были определены следующие условия пре доставления кредитов: экологическая направленность проектов и заинтересованность в них стран ЕС, реализация проектов только в северо-западном регионе России, обязательное участие в проектах ЕИБ других международных финансовых институтов, обязательное предоставление 100%-ной суверенной гарантии, своевременное выполнение Россией обязательств по обслуживанию задолженности перед членами Парижского клуба и активное ее участие в борьбе с отмыванием денег. Россия за всё время в период 2003-2011 годы взяла в долг у ЕИБ средств на сумму 467 млн 500 тысяч евро. На что были потрачены эти кредитные средства?

  • 250 млн евро, 2010 год: модернизация электростанции ОГК-5 в Невиномысске, Северный Кавказ, замена двух турбин мощностью 410 МВт. Получатель кредита ОАО "Энел ОГК-5". 
    По состоянию на июль 2009 года, 55,78% "Энел ОГК-5" владеет итальянская "Enel Investment Holding B.V.", 26,43% принадлежит Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом России.
  • 150 млн евро, 2009: финансирование внедрения сотовых сетей UMTS 3-его поколения, получатель кредита "МТС Мобайл" (MTS MOBILE).
  • 102 млн 500 тысяч евро: период 2003-2009, финансирование системы водоснабжения и водоочистки Санкт-Петербурга.

5. Россия и Северный  инвестиционный банк.

     С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это открыло возможности финансирования приграничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внимание открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставленных им средств, что способствует ускорению реализации проектов.

В августе 2011 года Северный Инвестиционный Банк и Газпромбанк продписали соглашение об открытии кредитной линии для финансирования проектов повышения энергоэффективности российских предприятий. Соглашение о кредитной линии на сумму в 60 миллионов евро подписано на семилетний срок. Не менее 70% предоставленных средств будет использовано для финансирования проектов в области энергоэффективности. Остальные средства могут быть использованы для проектов, которые отвечают критериям банка в сфере повышения конкурентоспособности предприятий. За счет средств кредитной линии будет осуществляться финансирование программ по замене устаревших промышленных и муниципальных котельных на когенерационные электростанции. По сравнению с котельными, где производится только тепло, такие установки будут производить как тепловую, так и электрическую энергию, что позволит существенным образом снизить топливную составляющую в тарифах на теплоснабжение и себестоимость готовой продукции. Также кредитные средства будут направляться на финансирование проектов повышения энергоэффективности действующих промышленных предприятий в сталелитейной, химической, деревообрабатывающей и других отраслях Российской экономики. 

Помимо  рассмотренных выше примеров сотрудничества с ведущими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями Россия является членом других финансовых учреждений, признанных международными. В целях развития регионального сотрудничества России с партнерами ближнего зарубежья в 1993 году создан Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 году — Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). Ввиду того, что эти банки, имеющий статус международной организации, изначально не располагали значительными ресурсами для выполнения заявленных учредителями целей, участие России в их работе не оказывало заметного влияния на концепцию сотрудничества с международными экономическими организациями. ЧБТР был создан 11 государствами - членами Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в качестве региональной финансовой организации. Приоритетами ЧБТР являются кредитование экспорта, поддержка малых и средних проектов в отраслях сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. За четыре года с начала операционной деятельности объем кредитного портфеля ЧБТР достиг 529 млн. долл. Заинтересованность России в развертывании его деятельности продиктована надеждами на то, что он может сыграть полезную роль в восстановлении сотрудничества со странами СНГ и Восточной Европы, закрепить экономическое присутствие России на Балканах и обеспечить экономическое взаимодействие с Турцией и Грецией.

Информация о работе Участие России в деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций