Участие РФ в международной миграции труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:47, реферат

Описание работы

По данным Федеральной миграционной службы России в 2009 году 78% иммигрантов прибыли из стран СНГ. После распада Советского Союза Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов, однако за прошедшие почти 20 лет структура иммиграционных потоков существенно трансформировалась. Если в 1990-1995 году доля этнических русских среди иммигрантов составляла около 60%[6], то в 2008, по данным опроса Центра миграционных исследований, только 40% иммигрантов использовали русский язык в качестве основного языка общения. Под наплывом иммигрантов Россия уже стала более многонациональной, чем во времена СССР, на территории страны образовались многочисленные этнические диаспоры.

Работа содержит 1 файл

Глава 2.docx

— 832.46 Кб (Скачать)

  

  Рис. 7 Миграционные потоки между Российской Федерацией и Германией, Израилем, США и Китаем, 1997-2010 годы, человек.

  Однако  международные («внешние») мигранты составляют относительно небольшую долю в общем  числе мигрантов. Среди зарегистрированных прибывших за 1990-2010 годы «внутренние» мигранты, то есть меняющие место жительства в пределах России, составляли от 72% в 1994 году до 94% в 2003-2004 годах. В последние  годы абсолютное и относительное  число прибывающих из-за пределов страны стало возрастать, а доля «внутренних» мигрантов, соответственно, сокращаться. В 2009 году она опустилась до 86%, в 2007-2008 годах составляла около 87%, но, по предварительным данным за 2010 год, вновь возросла, составив 91%.

  В целом  структуру эмигрировавших из России можно представить следующим  образом:

  

 

    

    2.3 Основные направления реформирования  государственного регулирования  миграций в РФ.

     Основные  направления совершенствования  государственного регулирования миграций в РФ:

     - совершенствование правовой базы  в области миграции и исполнение  соответствующих норм законодательства  Российской Федерации; 

     - разработка и заключение межгосударственных  и межправительственных договоров  и договоров межведомственного  характера; 

     - разработка и реализация федеральных  и региональных миграционных  программ;

     - разработка мер по обустройству (самообустройству) вынужденных мигрантов  и включение их в федеральные,  межрегиональные и региональные  программы социально-экономического  развития, в градостроительную документацию  всех уровней; 

     - разработка социально-экономических  мер, направленных на регулирование  миграционных процессов с учетом  геополитических интересов страны, социально-экономической, демографической  и экологической ситуации и  перспектив развития регионов, определение  районов, предпочтительных для  размещения мигрантов, с учетом  Генеральной схемы расселения  на территории Российской Федерации; 

     - поддержание и развитие системы  рабочих мест при реализации  экономических и инвестиционных  проектов;

     - создание информационной системы,  в том числе региональных (межрегиональных)  информационных центров; 

     - совершенствование механизмов разграничения  полномочий федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации по реализации  основных направлений миграционной  политики Российской Федерации,  с обязательным закреплением  контрольных функций за ответственными  федеральными органами исполнительной  власти;

     - развитие системы органов управления  миграционными процессами, совершенствование  структуры федеральных органов  исполнительной власти, связанных  с вопросами въезда иностранных  граждан и лиц без гражданства  на территорию Российской Федерации,  пребывания на этой территории  и выезда из нее, и укрепление  сотрудничества и взаимодействия  между ними;

     - создание системы научного обеспечения  и профессиональной подготовки  кадров по вопросам миграции;

     - взаимодействие с соответствующими  государственными органами иностранных  государств, международными правительственными  и неправительственными организациями  в интересах решения миграционных  проблем.

     Совместными усилиями, на основе общественного  согласия и консолидации, миграционным процессам необходимо придать позитивную направленность в целях сохранения и приумножения населения Российской Федерации, развития ее экономики и  укрепления безопасности, повсеместного  соблюдения социально-экономических  и политических прав человека.

     Для социальной адаптации вынужденных  переселенцев и беженцев целесообразно  сформулировать блок комплексных мероприятий. Схематично можно обозначить следующий  ряд уже апробированных в других странах мер и последовательность их применения.

     1. Развернуть обсуждение в СМИ,  в первую очередь по общероссийскому  и региональному телевидению,  проблем переселенцев.

     2.  Создать общероссийский «Фонд  солидарности» для всенародной  поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства.  Фонд с таким названием существовал  в послевоенной ФРГ, пополнялся  каждым гражданином страны в  соответствии с его доходом.  Из него беженцам выдавались  льготные кредиты для строительства  жилья, обеспечивалось их социальное  страхование, включая помощь в  случае безработицы. Он стал  реальным фактором сплочения  нации и самоутверждения обездоленных  переселенцев.

     3. Создать законодательную базу  и нормативную базу, четко регулирующую  права и обязанности репатриантов  и вынужденных переселенцев, внести  необходимые дополнения в Конституцию  страны, утвердив принцип «национальной  солидарности». Достаточно сказать,  что такой закон был принят  в ФРГ в мае 1953 года и на  долгие годы определил статус  беженцев, уравняв их в правах  с остальными немцами, ан основе  их принадлежности к одному  народу, предусмотрев по возможности  компенсацию понесенного ими  ущерба. В дальнейшем были приняты  и другие законы подобной направленности. Во Франции в связи с вынужденным  возвращением французов из бывших  колоний всего за 4 месяца был  разработан и обсужден закон  о репатриации, утвержденный генералом  де Голлем 26 декабря 1961 года. В  Конституции Французской республики  записано, что «нация провозглашает  солидарность и равенство всех  французов перед лицом национальных  бедствий». А в первой статье  закона о репатриации провозглашено:  «Французы, находящиеся под угрозой  вследствие политических событий  или вынужденные покинуть территорию, где они проживали и которая  прежде находилась под суверенитетом,  протекторатом или опекой Франции,  могут рассчитывать на помощь  государства на основании национальной  солидарности. Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов- репатриантов в экономическую и социальную жизнь нации».

     4. Разработать комплекс мер, побуждающих  государственные и частные банки,  финансово-инвестиционные фонды,  страховые компании, благотворительные  фонды и производственные предприятия  оказывать переселенцам на льготных  условиях материальную и финансовую  помощь на долгий срок (на возвратной  основе в течение 10-25 лет). Например, во Франции государство воздействовало  на все банки, включая частные,  с целью побудить их предоставлять  репатриантам льготные (до 25 лет)  ссуды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Миграция  – процесс перемещения людей  через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или  на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к  нему.

     Выделяют  два вида миграций: внешние (переселение людей из страны в страну) и внутренние (переселение людей из района в район внутри страны).

     Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации – обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества

     В советский период, на протяжении длительного  времени, преобладающими формами миграции были трудовая, учебная и брачно-семейная миграция между регионами России и другими республиками СССР. Миграция за пределы СССР фактически отсутствовала.

     Миграционные  процессы в России в 90-е годы определялись влиянием двух противоречивых групп  факторов.

     С одной стороны распад СССР и сопровождающие его взрыв национализма, вооруженные  этнические конфликты, политическая нестабильность и системный социально-экономический  кризис обусловили резкое падение территориальной  мобильности населения, связанное  с размещением производительных сил и соответствующим перераспределением трудовых ресурсов, и изменили природу  миграций, придав им вынужденный характер, спровоцировав массовые потоки беженцев, репатриантов, процессы этнического  размежевания. С другой стороны, параллельно с этой группой факторов, переход к политике открытых дверей, включение России в международный рынок рабочей силы, формирование рыночной экономики привели к развитию трудовых миграций и стали важнейшим амортизатором падения миграционной подвижности населения.

     После введения закона о свободе въезда и выезда в России получила развитие незаконная миграция, масштабы которой  оцениваются в 1-1,5 млн человек.

     Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной  социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для  достижения социального процветания  и экономического прогресса требуются  твердая воля государства и внимание всего российского общества к  достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования  миграционных процессов.

     Правительство РФ определило следующие приоритеты:

     1) привлечение иммигрантов в РФ  в первую очередь из стран  СНГ, а также Балтии;

     2) сохранение экономических условий  для сокращения эмиграционного  оттока, сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого  потенциала страны;

     3) проведение комплекса правовых, организационных и финансовых  мер, направленных на легализацию  адаптации иммигрантов в РФ;

     4) совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных  мигрантов и регулирования миграционных  процессов.

     Подводя итог анализу современного государственного регулирования миграции в Российской Федерации можно сделать следующие  выводы:

    • Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов в РФ на основе новой Концепции регулирования миграционных процессов в РФ;
    • новая практика всестороннего регулирования миграции, вопросы распределения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ находится в процессе становления;
    • в этой связи законодательное, институционное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение государственного регулирования миграции нуждается в совершенствовании с учетом проблем, возникающих в процессе государственного регулирования миграции.

Информация о работе Участие РФ в международной миграции труда