Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:20, контрольная работа
Задачами данной контрольной работы являются:
1. Рассмотрение сущности трудовых ресурсов, демографической структуры населения по странам и регионам мира.
2. Изучение особенностей функционирования мирового рынка труда, отраслевой структуры занятости населения.
3. Определение места России на мировом рынке труда. Выявление проблем безработицы и миграции рабочей силы.
Введение 2
Трудовые ресурсы мирового хозяйства 3-6
Мировой рынок труда 7-13
Место России на мировом рынке труда 13-29
Заключение 30-31
Литература
Устойчивость масштабов неформальной занятости может иметь и другое объяснение, лежащее на стороне спроса. Ведь не секрет, что частные малые предприятия, действующие в сфере торговли, услуг и строительства, сталкиваются с серьезными колебаниями спроса, нуждаются в гибком регулировании численности занятых. Лучше всего ее может обеспечить незарегистрированная занятость или работа на подряде.
С 2000г. по 2005г. численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы - с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить тремя основными причинами.
Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.
Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для квалифицированных работников), что привлекло дополнительных клиентов.
В-третьих, увеличение зарегистрированной безработицы произошло из-за включения в статистический учет данных по Чеченской Республике, где уровень безработицы в силу объективных обстоятельств был достаточно высок.
Трудовая миграция и миграционная политика.
С массовой миграцией Россия столкнулась в конце 80-х - начале 90-х годов. Изменились масштабы миграционной активности населения, направленность и структура миграционных потоков, а также причины миграции. С началом экономического роста стала очевидной необходимость привлечения трудовых мигрантов.
Одной из основных причин снижения внутренней, в том числе трудовой, мобильности населения является неразвитость рынка жилья, несбалансированность между оплатой труда и рыночной стоимостью жилого помещения. После передачи объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность практически исчез рынок дешевого съемного жилья, что лишает региональные власти возможности обеспечить предприятия и организации рабочей силой за счет ее территориального перераспределения.
Амортизатором падения трудовой мобильности стала внешняя миграция. В общей сложности, по разным оценкам, в Россию из постсоветских государств прибыло от 7 млн. до 8 млн. бывших советских граждан. Большинство переселенцев ехали на постоянное жительство. В 90-е годы внешняя миграция сыграла роль компенсирующего фактора, восполняя численность населения страны (на величину, равную естественной убыли). Но в 2000-х годах поток мигрантов стал постепенно снижаться. В структуре внешней миграции все более заметной группой становились трудовые мигранты. К 2005г. наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы в РФ стали Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, КНДР и Киргизия. Доля граждан из СНГ составила более половины всего миграционного потока. Не менее 50% мигрантов работают нелегально. По другим оценкам, на законных основаниях в России сегодня трудятся всего 10-15% общего числа трудовых мигрантов.
Стабилизация экономики после кризиса 1998г. вернула России миграционную привлекательность, рост совокупного числа трудовых мигрантов возобновился на фоне снижения общего притока мигрантов. Правда, о реальных масштабах трудовой миграции судить невозможно, поскольку основная масса приезжающих в Россию на заработки граждан СНГ работает без официального разрешения на трудовую деятельность. Большинство лиц, прибывших в нашу страну на заработки, не попадают в официальную статистику в силу либо особенностей статистического учета, либо нежелания, а часто и невозможности мигранта оформить трудовые отношения с работодателем из-за несовершенства российского миграционного законодательства.
Примерно 50% опрошенных мигрантов не имели опыта работы в России. Впервые выехав на заработки, они выполняли наиболее простые виды работ, не требующие специальной квалификации (земляные и погрузочные работы). Остальные сочетали тяжелую физическую работу с более квалифицированным трудом (отделочники, каменщики, сварщики, электрики и др.).
В
сфере трудовых отношений с мигрантами
наблюдается преобладание неформальных
и дискриминационных
В 2001г. была принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015г. Ориентирами в данной области были объявлены: регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения, повышение эффективности использования миграционных потоков, обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. В качестве приоритетов в области миграции и расселения было признано целесообразным привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов, а также совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирование миграционных процессов.
Численность населения РФ (млн.чел.)
|
Численность экономически активного населения (тысяч человек)
|
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности
|
Распределение численности безработных по возрастным группам ( %)
|