Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 07:43, реферат
Современный трудовой коллектив представляет собой сложную социальную систему, где отдельные личности и группы людей взаимодействуют на принципах, весьма далеких от формально предписанных. При этом они обычно отзывчивы на благоприятный психологический климат и заботу администрации и трудятся производительно даже при неизменной заработной плате. В то же время повышение заработной платы не всегда ведет к росту производительности труда.
Введение…………………………………………………………..3
1.Трудовой потенциал: показатели , структура……………...3
2.Оценка трудового потенциала предприятия……………….10
3. Процесс формирования и использования трудового
потенциала на предприятии…………………………………….17
Заключение………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………….21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное
государственное
«Морской
государственный университет
Институт
экономики и управления
Кафедра экономической теории
Реферат
Тема
: Трудовой потенциал на предприятии:
формирование и использование
Выполнил: студент гр.0832
Проверил: преподаватель
г.Владивосток
2011
г.
Содержание
Введение……………………………………………
1.Трудовой потенциал: показатели , структура……………...3
2.Оценка
трудового потенциала
3. Процесс формирования и использования трудового
потенциала на предприятии…………………………………….17
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………….21
Введение
Современный
трудовой коллектив представляет собой
сложную социальную систему, где
отдельные личности и группы людей
взаимодействуют на принципах, весьма
далеких от формально предписанных.
При этом они обычно отзывчивы
на благоприятный психологический
климат и заботу администрации и
трудятся производительно даже при
неизменной заработной плате. В то же
время повышение заработной платы
не всегда ведет к росту
Потенциал (от лат. рotentia - сила) означает возможности, которые могут быть использованы для решения задачи или достижения определенной цели.
Улучшение
использования трудового потенциала
связано с управлением формальными и неформальными
группами, решением проблем власти и лидерства,
внедрением инноваций, созданием здорового
психологического климата.
1. Трудовой потенциал: показатели, структура
Трудовой потенциал - это предельная величина возможного участия работников в производстве с учетом их психологических особенностей уровня профессиональных знаний и накопленного опыта. При определении его величины важно правильно выбрать показатель измерения, а именно человеко-час. Величину трудового потенциала можно определять на любом уровне: общество, предприятие, человек.
Компоненты трудового потенциала должны в первую очередь характеризовать:
1) возможность нормальных отношений в обществе;
2) психические и физиологические возможности принятия участия в общественной деятельности;
3) способность к генерации и анализу передовых идей и методов;
4) рациональное (адекватное) поведение;
5) наличие предложения на рынке труда;
6) наличие необходимых теоретических знаний и практических умений для выполнения своих трудовых функций.
Структура трудового потенциала включает в себя следующие компоненты:
1) физическое состояние и здоровье;
2) нравственность;
3) активность;
4) творческий потенциал;
5) уровень образованности;
6) профессионализм и компетентность;
7) организованность;
8) ресурс рабочего времени;
9) ассертивность, или гармоничную совокупность личностных качеств.
Рассмотрим каждый из показателей трудового потенциала более подробно.
Физическое состояние и здоровье. Здоровье определяется как состояние социального и физического благополучия человеческого организма. Под благополучием в данном случае понимается состояние ума, которое характеризуется психологической гармонией между потребностями человека, его способностями, ожиданиями и возможностями, которые предоставляет ему окружающая среда. В данном случае это понятие рассматривается как субъективное восприятие.
Проведем анализ важности здоровья как показателя трудового потенциала в разрезе трех рассматриваемых объектов: человека, организации и общества в целом.
Для человека здоровьем определяются его трудоспособность и отсутствие невыходов на работу по причине заболевания.
Для
предприятия здоровье работников будет
влиять на величину потерь рабочего времени
по причине заболеваний
Для
общества в целом здоровье влияет
на среднюю продолжительность
Нравственность. Достаточно сложно дать однозначное определение понятию нравственности, возможно, это совокупность личных этических качеств и поведения человека с учетом традиций и обычаев, установленных в обществе. Для нормального развития экономики страны социологами и экономистами неоднократно подчеркивалась важность нравственного состояния населения.
На
нравственность большое влияние
оказывает духовенство
Для России во многом аналогично протестантской вере выступало старообрядчество, которое также оказало значительное влияние на экономическую деятельность. Среди представителей торгового и промышленного класса 64 % представителей считало себя приверженцами старообрядческих взглядов, которые провозглашали принципы трудолюбия, аккуратности, трезвости, умеренности в потреблении благ и благотворительности (меценатства). После революции 1917 г. под влиянием новой идеологии этика отношения к труду становится все больше коллективистской. На первый план выходят общественные интересы, интересы государства. Для этого периода нравственное отношение к труду было крайне противоречивым. К положительным моментам можно отнести искреннее проявление трудового энтузиазма, безвозмездную помощь коллегам. К отрицательным проявлениям того времени относятся доносы, ложь, репрессии. Этика трудовых отношений вновь стала меняться с конца 1980-х г. и находится в стадии формирования до настоящего времени. В первую очередь это связано с отсутствием однозначной и общепринятой в обществе национальной идеи. В настоящее время осознана важность разработки и реализации мер по улучшению производственно-хозяйственной этики как обязательного этапа роста экономики и повышения уровня жизни населения.
Активность. Для правильного и полного применения своего творческого потенциала (раскрытия таланта) человеку необходимо обладать определенной степенью активности. Активность определяется как здравомыслящее проявление действия, стремление к чему-либо новому, к нарушению привычного образа действий, традиций, инерций.
Существует
понятие «пассионарность», выдвинутое
Л.Н. Гумилевым, которое определяет,
что проявление общественной, деловой
и творческой активности вызывает определенное
эмоциональное состояние
Концепции пассионарности аналогична «теория Х-эффективности», разработанная Х. Лейбенстайном. Из данной теории следует, что рост эффективности труда зависит в первую очередь от степени жизненной активности и отношения людей к своему труду.
Творческий потенциал. Значительным фактором развития экономики является творческий потенциал человека. Важным показателем творческого потенциала страны является количество официально зарегистрированных изобретений. Рост объемов выпускаемой продукции и производительности труда во многом становится возможным благодаря созданию благоприятных условий для реализации творческих способностей своих работников. Так, в Японии и ряде других стран успешно действуют «кружки качества», основная цель которых улучшение качества выпускаемой продукции за счет внедрения рационализаторских изобретений и предложений со стороны рабочих. Практическое значение изобретений определяется их экономической эффективностью и объемами применения. Для России свойственно не столько низкое число рационализаторских предложений, сколько отсутствие заинтересованности работника в их применении. Исправление создавшейся ситуации послужит хорошим резервом для роста промышленности и экономики страны.
Уровень образованности. Многие ученые считают вложение средств в образование лучшим использованием финансовых ресурсов. Эффективность образования определяется масштабами изучаемых знаний и практическими результатами творческой деятельности. Существуют существенные различия в степени применения полученных знаний на производстве. Так, примерно 90 % выпускников технических вузов в России не занимаются непосредственно инженерной деятельностью, так как не имеют возможности применения на практике полученных знаний. Они выполняют функции рабочих, бригадиров, мастеров, руководителей различного звена управления, либо вообще трудятся в отрасли экономики, не связанной с полученной в вузе специальностью.
Профессионализм (компетентность) – это один из наиболее важных компонентов трудового потенциала. Под профессионализмом понимают в первую очередь уровень квалификации работника. В настоящее время очевидны тенденция роста высококвалифицированного труда и, соответственно, снижение количества низко квалифицированных работ. Однако темпы роста квалифицированного труда в России значительно отстают от аналогичного показателя в западных странах. Недостаток роста квалификации работников является негативным фактором для технического прогресса, а также создает частые аварийные ситуации, чреватые тяжелыми последствиями как для людей, так и для экономики страны в целом. Базой профессионализма по праву являются общая культура и уровень образования общества
Организованность. Под организованностью понимают совокупность ряда качеств, таких как рациональность использования времени, рациональность распределения трудовой нагрузки, рациональность использования рабочего места, аккуратность, дисциплинированность и др. Организованностью в большей степени обладает население развитых стран. Известны всем «немецкий порядок» и японский метод пяти «С», которые находят свое проявление не только в труде, но и в быту.
Ресурс рабочего времени можно определить двумя факторами: продолжительностью времени работы и численностью персонала.
Время
работы устанавливается в соответствии
с законодательством. В развитых
странах продолжительность
Для России нормальная продолжительностью рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю. Однако для определенных видов работ и категорий граждан устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Так, работникам в возрасте до 16 лет – не более 24 ч в неделю, работникам в возрасте от 16 до 18 лет, а также инвалидам I и II групп не более 35 ч в неделю, для выполнения работ с вредными или опасными условиями труда не более 36 ч в неделю и т. д.
Продолжительность рабочего дня (смены) для лиц в возрасте до 16 лет не более 5 ч, для лиц в возрасте от 16 до 18 лет не более 7 ч, для учащихся в возрасте до 16 лет, совмещающих работу с обучением, не более 2,5 ч, для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет, совмещающих работу с обучением, не более 4 ч, для инвалидов продолжительность рабочего дня устанавливается на основании медицинского заключения, для выполнения работ с вредными (опасными) условиями труда продолжительность рабочей смены должна быть не более 8 ч (при 36-часовой рабочей неделе) или не более 6 ч (при 30-часовой рабочей неделе). По взаимному соглашению между работодателем и работником возможно выполнение трудовых функций на условиях неполного рабочего времени. Продолжительность рабочей смены перед нерабочим праздничным днем должна быть сокращена на 1 ч независимо от графика работы, за исключением работников, принятых для работы в ночное время, и работников, которым трудовым договором изначально установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
Информация о работе Трудовой потенциал на предприятии: формирование и использование