Трудовой потенциал на предприятии: формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 07:43, реферат

Описание работы

Современный трудовой коллектив представляет собой сложную социальную систему, где отдельные личности и группы людей взаимодействуют на принципах, весьма далеких от формально предписанных. При этом они обычно отзывчивы на благоприятный психологический климат и заботу администрации и трудятся производительно даже при неизменной заработной плате. В то же время повышение заработной платы не всегда ведет к росту производительности труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

1.Трудовой потенциал: показатели , структура……………...3

2.Оценка трудового потенциала предприятия……………….10

3. Процесс формирования и использования трудового

потенциала на предприятии…………………………………….17

Заключение………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………….21

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике и соц.труда.docx

— 39.30 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО  ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Морской  государственный университет им. адм. Г.И. Невельского» 

     Институт  экономики и управления 

     Кафедра экономической теории

     Реферат

     Тема : Трудовой потенциал на предприятии: формирование и использование 
 
 

     Выполнил: студент гр.0832

                                                                                  Рабынин М.С.

     Проверил: преподаватель

                                                                                  Котоманова К.А. 
 
 
 

     г.Владивосток

     2011 г. 

 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………..3

     1.Трудовой  потенциал: показатели , структура……………...3

     2.Оценка  трудового потенциала предприятия……………….10

     3. Процесс формирования и использования трудового

       потенциала на предприятии…………………………………….17

     Заключение………………………………………………………..19

     Список  использованной литературы…………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Современный трудовой коллектив представляет собой  сложную социальную систему, где  отдельные личности и группы людей  взаимодействуют на принципах, весьма далеких от формально предписанных. При этом они обычно отзывчивы  на благоприятный психологический  климат и заботу администрации и  трудятся производительно даже при  неизменной заработной плате. В то же время повышение заработной платы  не всегда ведет к росту производительности труда.

     Потенциал (от лат. рotentia - сила) означает возможности, которые могут быть использованы для решения задачи или достижения определенной цели.

     Улучшение использования трудового потенциала связано с управлением формальными и неформальными группами, решением проблем власти и лидерства, внедрением инноваций, созданием здорового психологического климата. 

     1. Трудовой потенциал:  показатели, структура

     Трудовой  потенциал - это предельная величина возможного участия работников в производстве с учетом их психологических особенностей уровня профессиональных знаний и накопленного опыта. При определении его величины важно правильно выбрать показатель измерения, а именно человеко-час. Величину трудового потенциала можно определять на любом уровне: общество, предприятие, человек.

     Компоненты  трудового потенциала должны в первую очередь характеризовать:

     1) возможность нормальных отношений в обществе;

     2) психические и физиологические возможности принятия участия в общественной деятельности;

     3) способность к генерации и анализу передовых идей и методов;

     4) рациональное (адекватное) поведение;

     5) наличие предложения на рынке труда;

     6) наличие необходимых теоретических знаний и практических умений для выполнения своих трудовых функций.

     Структура трудового потенциала включает в  себя следующие компоненты:

     1) физическое состояние и здоровье;

     2) нравственность;

     3) активность;

     4) творческий потенциал;

     5) уровень образованности;

     6) профессионализм и компетентность;

     7) организованность;

     8) ресурс рабочего времени;

     9) ассертивность, или гармоничную совокупность личностных качеств.

     Рассмотрим  каждый из показателей трудового  потенциала более подробно.

     Физическое  состояние и здоровье. Здоровье определяется как состояние социального и физического благополучия человеческого организма. Под благополучием в данном случае понимается состояние ума, которое характеризуется психологической гармонией между потребностями человека, его способностями, ожиданиями и возможностями, которые предоставляет ему окружающая среда. В данном случае это понятие рассматривается как субъективное восприятие.

     Проведем  анализ важности здоровья как показателя трудового потенциала в разрезе  трех рассматриваемых объектов: человека, организации и общества в целом.

     Для человека здоровьем определяются его  трудоспособность и отсутствие невыходов  на работу по причине заболевания.

     Для предприятия здоровье работников будет  влиять на величину потерь рабочего времени  по причине заболеваний сотрудников, а также на степень дополнительных затрат организации для обеспечения  здоровья своих работников.

     Для общества в целом здоровье влияет на среднюю продолжительность жизни  населения и на затраты на систему  здравоохранения государства.

     Нравственность. Достаточно сложно дать однозначное определение понятию нравственности, возможно, это совокупность личных этических качеств и поведения человека с учетом традиций и обычаев, установленных в обществе. Для нормального развития экономики страны социологами и экономистами неоднократно подчеркивалась важность нравственного состояния населения.

     На  нравственность большое влияние  оказывает духовенство различных  конфессий. Существует понятие «протестантская  этика», согласно которой подобало жить скромно, быть бережливым, экономным, аккуратным, умеренным в удовлетворении своих потребностей, избегать лишних растрат, а все заработанные средства вкладывать в развитие и расширение своего дела. Страны преимущественно  протестантской веры, такие как Англия, Швейцария, Голландия, первыми вступили на капиталистический путь развития и добились немалых темпов роста экономики. Вместе с тем необходимо заметить, что данный принцип не только создал человека активного, честного, аккуратного и трудолюбивого, но также и добавил ему жадности, чопорности, отсутствия милосердия к окружающим. Однако нельзя не признать тот факт, что большинство развитых держав мира с различными религиозными убеждениями за основу официально-деловой этики взяли характеристики протестантской этики труда.

     Для России во многом аналогично протестантской вере выступало старообрядчество, которое  также оказало значительное влияние  на экономическую деятельность. Среди  представителей торгового и промышленного  класса 64 % представителей считало себя приверженцами старообрядческих взглядов, которые провозглашали принципы трудолюбия, аккуратности, трезвости, умеренности в потреблении благ и благотворительности (меценатства). После революции 1917 г. под влиянием новой идеологии этика отношения к труду становится все больше коллективистской. На первый план выходят общественные интересы, интересы государства. Для этого периода нравственное отношение к труду было крайне противоречивым. К положительным моментам можно отнести искреннее проявление трудового энтузиазма, безвозмездную помощь коллегам. К отрицательным проявлениям того времени относятся доносы, ложь, репрессии. Этика трудовых отношений вновь стала меняться с конца 1980-х г. и находится в стадии формирования до настоящего времени. В первую очередь это связано с отсутствием однозначной и общепринятой в обществе национальной идеи. В настоящее время осознана важность разработки и реализации мер по улучшению производственно-хозяйственной этики как обязательного этапа роста экономики и повышения уровня жизни населения.

     Активность. Для правильного и полного применения своего творческого потенциала (раскрытия таланта) человеку необходимо обладать определенной степенью активности. Активность определяется как здравомыслящее проявление действия, стремление к чему-либо новому, к нарушению привычного образа действий, традиций, инерций.

     Существует  понятие «пассионарность», выдвинутое Л.Н. Гумилевым, которое определяет, что проявление общественной, деловой  и творческой активности вызывает определенное эмоциональное состояние человека, такое как восторженность, увлеченность, энтузиазм и др. Пассионарность может  проявляться не только в отдельных  личностях, но и в больших коллективах (социальных группах людей) и таким  образом влиять на развитие общества и государства, в том числе  на явления этногенеза и смену  цивилизаций.

     Концепции пассионарности аналогична «теория  Х-эффективности», разработанная Х. Лейбенстайном. Из данной теории следует, что рост эффективности труда  зависит в первую очередь от степени  жизненной активности и отношения  людей к своему труду.

     Творческий  потенциал. Значительным фактором развития экономики является творческий потенциал человека. Важным показателем творческого потенциала страны является количество официально зарегистрированных изобретений. Рост объемов выпускаемой продукции и производительности труда во многом становится возможным благодаря созданию благоприятных условий для реализации творческих способностей своих работников. Так, в Японии и ряде других стран успешно действуют «кружки качества», основная цель которых улучшение качества выпускаемой продукции за счет внедрения рационализаторских изобретений и предложений со стороны рабочих. Практическое значение изобретений определяется их экономической эффективностью и объемами применения. Для России свойственно не столько низкое число рационализаторских предложений, сколько отсутствие заинтересованности работника в их применении. Исправление создавшейся ситуации послужит хорошим резервом для роста промышленности и экономики страны.

     Уровень образованности. Многие ученые считают вложение средств в образование лучшим использованием финансовых ресурсов. Эффективность образования определяется масштабами изучаемых знаний и практическими результатами творческой деятельности. Существуют существенные различия в степени применения полученных знаний на производстве. Так, примерно 90 % выпускников технических вузов в России не занимаются непосредственно инженерной деятельностью, так как не имеют возможности применения на практике полученных знаний. Они выполняют функции рабочих, бригадиров, мастеров, руководителей различного звена управления, либо вообще трудятся в отрасли экономики, не связанной с полученной в вузе специальностью.

     Профессионализм (компетентность) – это один из наиболее важных компонентов трудового потенциала. Под профессионализмом понимают в первую очередь уровень квалификации работника. В настоящее время очевидны тенденция роста высококвалифицированного труда и, соответственно, снижение количества низко квалифицированных работ. Однако темпы роста квалифицированного труда в России значительно отстают от аналогичного показателя в западных странах. Недостаток роста квалификации работников является негативным фактором для технического прогресса, а также создает частые аварийные ситуации, чреватые тяжелыми последствиями как для людей, так и для экономики страны в целом. Базой профессионализма по праву являются общая культура и уровень образования общества

     Организованность. Под организованностью понимают совокупность ряда качеств, таких как рациональность использования времени, рациональность распределения трудовой нагрузки, рациональность использования рабочего места, аккуратность, дисциплинированность и др. Организованностью в большей степени обладает население развитых стран. Известны всем «немецкий порядок» и японский метод пяти «С», которые находят свое проявление не только в труде, но и в быту.

     Ресурс  рабочего времени можно определить двумя факторами: продолжительностью времени работы и численностью персонала.

     Время работы устанавливается в соответствии с законодательством. В развитых странах продолжительность рабочего дня (рабочей смены) составляет в  среднем 35–40 ч в неделю, продолжительность основного отпуска, предоставляемого ежегодно, – от 4 до 6 недель. При этом необходимо учитывать тот факт, что большая часть населения развитых стран предпочитает трудиться не на одном предприятии (рабочем месте).

     Для России нормальная продолжительностью рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю. Однако для определенных видов работ и категорий граждан устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Так, работникам в возрасте до 16 лет – не более 24 ч в неделю, работникам в возрасте от 16 до 18 лет, а также инвалидам I и II групп не более 35 ч в неделю, для выполнения работ с вредными или опасными условиями труда не более 36 ч в неделю и т. д.

     Продолжительность рабочего дня (смены) для лиц в  возрасте до 16 лет не более 5 ч, для лиц в возрасте от 16 до 18 лет  не более 7 ч, для учащихся в возрасте до 16 лет, совмещающих работу с обучением, не более 2,5 ч, для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет, совмещающих работу с обучением, не более 4 ч, для инвалидов продолжительность рабочего дня устанавливается на основании медицинского заключения, для выполнения работ с вредными (опасными) условиями труда продолжительность рабочей смены должна быть не более 8 ч (при 36-часовой рабочей неделе) или не более 6 ч (при 30-часовой рабочей неделе). По взаимному соглашению между работодателем и работником возможно выполнение трудовых функций на условиях неполного рабочего времени. Продолжительность рабочей смены перед нерабочим праздничным днем должна быть сокращена на 1 ч независимо от графика работы, за исключением работников, принятых для работы в ночное время, и работников, которым трудовым договором изначально установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Информация о работе Трудовой потенциал на предприятии: формирование и использование