Транснациональные корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:34, доклад

Описание работы

Под транснациональной компанией (ТНК) принято понимать предпринимательское объединение, зарегистрированное в одной из стран и действующее на территории многих стран посредством зарубежных филиалов, либо дочерних предпринимательских фирм. Обычно удельный вес заграничной деятельности ТНК в общем объеме реализации ею товаров и услуг намного превышает 50%. В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес - организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.

Работа содержит 1 файл

!!!Транснациональные корпорации.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

Транснациональные корпорации

Транснациональная компания – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

Под транснациональной компанией (ТНК) принято понимать предпринимательское объединение, зарегистрированное в одной из стран и действующее на территории многих стран посредством зарубежных филиалов, либо дочерних предпринимательских фирм. Обычно удельный вес заграничной деятельности ТНК в общем объеме реализации ею товаров и услуг намного превышает 50%. В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес - организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы. 

Страна  базирования - страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.

Принимающие страны - страны, в которых размещена собственность ТНК.

ТНК часто делятся на три больших группы:

• Горизонтально  интегрированные ТНК - управляют  подразделениями, расположенными в  различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

• Вертикально  интегрированные ТНК - управляют  подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.

• Раздельные ТНК - управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые  вертикально или горизонтально  не объединены.  

Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК:

• особенности  реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние  на мировой рынок;

• особенности  размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;

• особенности  прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.  

Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных  признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.

Наиболее  важным считается первый признак. Что  касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.

В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК.

Преимущества ТНК перед обычными фирмами:

• возможность  повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;

• мобилизация  связанных с экономической культурой  «неосязаемых активов» (производственного  опыта, навыков управления), которые  становится возможным использовать не только там, где они складываются, но и переносить в другие страны (путем, например, внедрения американских принципов личной ответственности в филиалах действующих по всей планете фирм США);

• дополнительные возможности повышения эффективности  и усиления конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);

• близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность  получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы транснациональных корпораций получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы и ее филиалов;

• возможность  использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.;

• способность  продлевать жизненный цикл своих  технологий и продукции, перенося их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

• возможность  преодолевать разного рода протекционистские  барьеры на пути проникновения на рынок той или иной страны путем  замены экспорта товаров экспортом капиталов (т.е. создавая зарубежные филиалы);

• способность  крупной фирмы уменьшать риски  производственной деятельности, рассредоточивая  свое производство между разными  странами мира. 

В целом ТНК  обеспечивают около 50% мирового промышленного  производства. На ТНК приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.

Транснациональные корпорации играли важную роль в глобализации.

ТНК имеют  очень весомую роль в мировых  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80% финансирования НИОКР.

ТНК - это  не только производственные компании, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские  компании, инвестиционные и пенсионные фонды. 

Наиболее крупные транснациональные корпорации мира: 

Европа:

Nestlе - крупнейший в мире концерн по производству продуктов питания.

Vodafone - британская компания, крупнейший в мире по объёму выручки оператор сотовой связи.

Philips - крупный международный концерн, работающий в области электроники, медицинского оборудования.

BP - британская нефтегазовая компания, вторая по величине публично торгующаяся нефтегазовая компания в мире

Gazprom - газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России. Является мировым лидером отрасли.

Америка:

Citigroup - крупнейшая международная корпорация, являющаяся одним из мировых лидеров в сфере финансового обслуживания.

Microsoft - крупнейшая транснациональная компания по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники.

Exxon Mobil - крупнейшая частная нефтяная компания в мире

Google - американская компания, владеющая первой по популярности в мире поисковой системой Google.

Boeing - один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники.

Азия и Океания:

Toyota - крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация.

LG Group - южнокорейская корпорация, производитель электроники, бытовой техники, а также нефтехимических продуктов

Samsung Group - промышленный концерн (группа компаний), один из крупнейших в Южной Корее.

Epson - один из крупнейших производителей струйных, матричных и лазерных принтеров, сканеров, настольных компьютеров, проекторов, а также других электронных компонентов.

Huawei - одна из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций.

Информация о работе Транснациональные корпорации