Транснациональные корпорации в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

При написании данной работы мною были поставлены следующие задачи:
дать определение транснациональным корпорациям;
выявить как же влияют ТНК на экономику страны.
произвести сравнительную характеристику ТНК России и других стран.

Работа содержит 1 файл

filippova yn работа.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

XIII межрегиональная конференция-фестиваль научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» 
 
 

Направление  «08.00.00 Экономические науки»

Подсекция  «Мировая экономика» 
 
 
 
 
 

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

   
 
 
 
 
    Филиппова Юлия Николаевна, 4 курс

    Научный руководитель:  Александров Михаил Вячеславович, к.э.н. доцент

    Учебное заведение: Чувашский государственный университет

    имени И.Н.Ульянова

   
 
 
 
 

Чебоксары -  2011 г.

     Транснациональные корпорации сегодня являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающей все большее распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран- в этом и заключается актуальность моей работы.

       Развитие современной системы экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации. ТНК с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой – сами представляют мощный механизм воздействия на них.

      При написании данной работы мною были поставлены следующие задачи:

  1. дать определение транснациональным корпорациям;
  2. выявить как же влияют ТНК на экономику страны.
  3. произвести сравнительную характеристику ТНК России и других стран.

Отличительные черты ТНК

Основными признаками, характеризующими деятельность ТНК, являются:

  • Годовой оборот превышающий 100 млн. долларов,
  • Филиалы не менее, чем в шести странах,
  • Величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны.

К примеру, одним из мировых лидеров по последнему показателю является швейцарская фирма  Nestle (98 %). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых исследованиях к ТНК относят компании, имеющие 25% своих активов за рубежом.

Транснациональные банки

Исключительно важную роль в механизме функционирования современных ТНК играют банковские и финансовые институты. Процессы интернационализации  и глобализации международной экономики, острая конкурентная борьба в финансовой сфере, способствовали формированию и развертыванию деятельности транснациональных банков (ТНБ).

      Характер ТНБ определяется, во-первых, тем, что это крупнейшие банки, играющие доминирующую роль на своих национальных рынках. Во-вторых, в их деятельности высока доля международных операций, зависимость от внешнего рынка, как в отношении мобилизуемых, так и  используемых средств; в-третьих, осуществление ими международных операций происходит через развитую сеть тесно связанных друг с другом заграничных отделений; в-четвертых, ТНБ- это гигантские системы финансового капитала, способные оказывать многообразные услуги клиенту; в-пятых, между ТНБ существует тесная зависимость, переплетение их капиталов и интересов.

     В 90-е годы волна слияний и поглощений в финансовой сфере резко активизировалась. Одним из примеров подобных объединений можно назвать появление в апреле 1996 г. крупнейшей в мире финансовой корпорации «Токио Мицубиси банк».  Эта корпорация возникла в результате слияния двух банковских институтов «Банка Токио» и «Банка Мицубиси». Общие активы банка составляют около 653 млрд. долларов. У «Токио-Мицубиси» 366 отделений в Японии и 83 отделения за границей. Вслед за появлением японского банка-гиганта в США и Швейцарии также возникли новые банковские корпорации. Лидером в результате ряда поглощений зарубежных финансовых институтов стал германский «Дойче банк». Стратегической целью этого финансового гиганта было объявлено превращение его в глобальный многоотраслевой «финансовый супермаркет». Крупнейшие мировые банки по размеру активов (см. табл. №1) 

Табл.№1

Название  банка Страна Размер активов, млрд. долл.
Deutsche Bank/ Bankers Trust Германия 843
UBS Швейцария 789
Citigroup США 703
Bank of Tokyo-Mitsibishi Япония 653
Bank America США 570
Industrial and Commercial Bank of China Китай 489
ING Group NV Нидерланды 480
Credit Suisse Group Швейцария 473
HSBC Holdings Великобретания 473
Sumitomo Bank Япония 468
 
 

     ТНК в России и в  странах СНГ

     До  образования ФПГ в России уже существовали собственные транснациональные корпорации. В качестве примера российской ТНК можно назвать государственный концерн «Нафта Москва» (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии и других странах.

     Формирование  и развитие российских международных  корпораций может осуществляться двумя путями:

  • образование мощных национальных корпораций - ФПГ с последующей их экспансией на мировой рынок;
  • на базе имеющейся системы разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами СНГ создание транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов партнеров из стран Содружества.

     Большую активность в формировании транснациональной  корпорации проявляет Ингосстрах. В 1997 г. было подписано соглашение о создании Транснациональной страховой группы Ингосстрах. В нее объединились  27 страховых компаний из России, 16 стран ближнего и дальнего зарубежья. Суммарные активы участников группы составляют 600 млн. долларов. Компании обладают разветвленной сетью из 131 филиала и представительства.

     Практика  показывает, что формирование транснациональных  и международных финансово-промышленных групп должно проходить два этапа. На первом создается российская ФПГ, на втором прорабатываются вопросы ее расширения за счет включения предприятий и финансово-кредитных структур других государств.

     Некоторые российские ТНК появились сравнительно недавно. К их числу можно отнести  «Микрохирургию глаза» с большим  количеством своих отделений по всему миру, «АвтоВАЗ», «ЛУКойл» (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения) и ряд других.

     Приватизация  в России сопровождается возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов), способных успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, например, «Газпром», «Вымпел». Так, «Газпром» обеспечивает почти пятую часть всех потребностей Западной Европы в природном газе. Именно «Газпром» в 1996 году был единственной российской компанией, нашедшей отражение в рейтинге, публикуемом «Financial Times».

     Реальный объем экспорта товаров в 2009 г. вырос на 6% против 9,5% роста в 2008г. При этом наиболее динамично растущим, как и в 2007г., оказался сектор промышленных товаров - рост там составил 7%. Объем мирового экспорта сельхозпродукции вырос на 5,5%. Меньше всего в реальном выражении увеличилась торговля топливом и сырьем - на 2,5%.

     При этом в долларовом выражении объем мирового экспорта топлива вырос на 41% и достиг 1,4 трлн. долл., а доля топливного экспорта в общем объеме мировой торговли достигла максимального уровня за 20 лет - 13,8%. На этом фоне крупнейшие поставщики топлива и сырья заметно увеличили объемы экспорта. Так, долларовый эквивалент топливо - сырьевого экспорта для России вырос на 33%.

       Рост объема мировой торговли в 2008г. составил 8%, превзойдя прогноз аналитиков организации, составлявший 7%. Рост объемов внешней торговли в развивающихся странах составил в 2009г. 36%, передает Reuters.

По объемам  экспорта и импорта Россия входит в список 15 ведущих стран. Так, по объему экспорта в 2008г. Россия занимает 13-е место (305 млрд. долл.), уступая Гонконгу (323 млрд. долл.) и опережая Сингапур (272 млрд. долл.).

Объем импорта в Россию, по оценке ВТО, составил в минувшем году 164 млрд. долл., что позволило ей оказаться на 18 месте в списке мировых импортеров после Индии (174 млрд. долл.) и перед Швейцарией (141 млрд. долл.).

Транснациоанальная корпорация «Nestle»

       В середине 60-х годов XIX века опытный фармацевт Генри Нестле начал экспериментировать с различными комбинациями молока, пшеничной муки и сахара, пытаясь создать альтернативный источник питания для младенцев, которые не могли быть вскормлены материнским молоком. Его основной целью было помочь в разрешении проблемы детской смертности, вызванной недостаточным и неправильным питанием. Новый продукт получил название Farine Lacte Henry Nestlé (Молочная Мука Нестле).

      В 1882 году швейцарский кулинар Юлиус Магги разработал технологию производства быстрорастворимых гороховых и бобовых супов и основал фирму "Магги и Компания", которая к концу века производила уже не только растворимые супы, но и бульонные кубики, а также соусы и приправы.

      Уже в начале 1900-х годов у Нестле были фабрики в США, Британии, Германии и Испании. В 1904 году, достигнув соглашения со "Швейцарской Национальной Шоколадной компанией", Нестле добавила к ассортименту своей продукции шоколад. А в 1905 году компания объединилась со своим давним соперником - "Англо-швейцарской компанией по производству сгущенного молока". Компания, образовавшаяся в результате слияния, была названа "Нестле и Англо-швейцарская молочная компания".

      В 20-е годы компания также впервые вышла за рамки традиционного ассортимента производимой продукции.

Производство  шоколада стало вторым по значимости видом деятельности компании. Нестле стала регулярно выпускать новые  виды продуктов питания, в числе  которых были: молоко с солодом, растворимый  напиток под названием MILO®, порошковая сметана для детей.

      В 1930 году Бразильский Институт кофе обратился к Луи Даплесу с просьбой помочь в разработке новых видов продуктов, способных решить проблемы сбыта излишков кофе в Бразилии. Результатом восьмилетних исследований стало открытие растворимого порошка NESCAFÉ, который произвел революцию и изменил традиционный взгляд на потребление кофе во всем мире. Растворимый кофе NESCAFÉ очень быстро приобрел огромную популярность и стал залогом успеха чая NESTEA, который компания предложила миру в начале 40-х.

Результатом успешной деятельности корпорации стало  решение руководства о выводе Нестле за пределы пищевой индустрии, и в 1974 году компания стала крупнейшим акционером фирмы L'Oréal одного из мировых  лидеров в производстве косметики.

После заключения соглашения с L'Oréal в 1974 году, впервые со времен экономического кризиса в начале 20-х годов, позиции Нестле на мировом рынке пошатнулись. В первую очередь, это было вызвано увеличением цен на нефть и замедлением темпов экономического роста в индустриальных странах. Как и в 1921 году компании пришлось быстро реагировать на изменившуюся в корне ситуацию.

      Увеличение объемов производства и продаж в развивающихся странах частично помогло Нестле смягчить последствия спада на традиционных для компании рынках, но, в то же время, компания взяла на себя новые риски, связанные с нестабильными политическими и экономическими условиями в этих странах. Чтобы стабилизировать ситуацию, Нестле снова вышла за пределы рынка продуктов питания, купив компанию Alcon Laboratories, Inc. - американского производителя фармацевтических и офтальмологических товаров.

      С 1996 года усиление консолидации группы Нестле нашло подтверждение в приобретении итальянского концерна по производству минеральной воды San Pellegrino (1997 год) и британской фирмы Spillers Petfoods (1998 год). Тогда же было принято решение продать торговую марку Findus, чтобы сосредоточиться на более высокодоходном секторе замороженных продуктов (1999 год). Приобретение Spillers Petfoods укрепило позиции Нестле на европейском рынке кормов для домашних животных, на который компания вышла еще в 1985-м году после покупки компании Carnation и ее торговой марки FRISKIES®. 
 

Информация о работе Транснациональные корпорации в условиях глобализации