Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить сущность транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике.
Задачи работы: 1. Рассмотреть транснациональные корпорации и их роль в мировом инвестиционном процессе, а именно показать условия деятельности ТНК, рассмотреть разновидности ТНК, а также разобрать позитивные и негативные стороны транснациональных корпораций.
2. Изучение ТНК за рубежом;
3. Рассмотрение производство за рубежом;
Таблица
3
В данной таблице приведены далеко не все страны, не включены такие как: Нидерланды, Бельгия, Южная Корея, Тайвань, Испания, Мексика, Швеция, Швейцария, Малайзия. Россия здесь на последнем месте. Таблица приведена для небольшого сравнения участия каждой страны в МТ.
В качестве ТНК понимают крупные международные компании, представляющие объединение предприятий, расположенных на территории ряда государств, но подчиненных единому руководству. Основная доля крупных ТНК базируется в индустриальных странах.
2.2.1. Производство за рубежом. Оффшорный бизнес
2. Формы организации производства за рубежом. Оффшорный бизнес5
Предприятия с иностранным капиталом могут иметь форму дочерних компаний (более 50% капитала принадлежит инвестору), ассоциированных компаний (менее 50 % капитала принадлежит инвестору) или филиала (полностью принадлежит инвестору). Полное владение предприятием упрощает контроль над его деятельностью, облегчает процесс принятия решений, нет необходимости делиться прибылью и др. Однако в этом случае повышается ответственность предпринимателя и риск. Можно создать новое предприятия с участием местного партнера, приобретения доли акций в уже действующей компании или открыть представительство. Если прямые капиталовложения осуществляют несколько фирм в один объект, то возникает совместное предприятие. Это наиболее распространенная форма зарубежного предпринимательства, поскольку происходит перераспределение риска с местными предпринимателями. При переплетении частного и государственного капитала в качестве инвестиций, создается смешанное предприятие. И приобретение доли в действующем предприятии, и создание новых мощностей имеют свои преимущества и недостатки. Строительство нового предприятия связано с трудностями по переводу некоторых ресурсов за границу. К примеру, отсутствие на местном рынке квалифицированной рабочей силы или зависимость от местного рынка капиталов. Создание собственной компании за рубежом является дорогостоящим и трудоемким процессом, связанным с большим риском, поскольку действовать придется в незнакомой среде. Например, чтобы получить доступ к местным рынкам кредитов международным компаниям приходится отказываться от традиционных приемов и придерживаться подходов, выработанных в других странах. Выход деловых операций за национальные границы, вынуждает фирмы учитывать особенности местных и межнациональных денежных рынков. При оценке местного кредитного рынка руководители зарубежных филиалов должны учитывать следующие факторы:
- доступность финансирования;
- процентные ставки и риск изменения валютных курсов;
- местные традиции и условия.
Поэтому удобнее приобрести долю участия в действующем предприятии. К тому же участие в капитале позволяет фирме-экспортеру капитала сократить расходы, связанные с налаживанием производства, уменьшить риск и получить в более короткие сроки результаты. Тем не менее, эти преимущества не всегда возможно реализовать. Прежде всего, необходимо чтобы нужное предприятие было за рубежом, и не действовали государственные ограничения, связанные с боязнью допустить господство иностранного капитала. К тому же могут возникнуть такие проблемы, как низкая квалификация персонала, плохая репутация существующих товарных марок, низкий уровень производства, невыгодное территориальное расположение предприятия и др.
При выборе формы организации компании особое внимание обращается на ее налоговый статус. Здесь возможны три варианта: полностью налогооблагаемые компании, компании с льготным налогообложением и компании, освобожденные от налогов. Кроме того, учитывается такой фактор, как уровень государственного регулирования коммерческой деятельности, который непосредственно связан с налогообложением.
Обычно страны делят на три группы: с жестким регулированием и высокими налогами на прибыль (наиболее высокоразвитые и в первую очередь "большая семерка"), с промежуточным или умеренным регулированием, которое предусматривает налоговые льготы иностранным инвесторам (Нидерланды, Швейцария, Ирландия, Люксембург, Австрия и др.) и с минимальным государственным регулированием или свободные экономические зоны ("налоговые гавани"). В практике принципиальных различий между второй и третьей группами нет. Чаще всего их называют оффшорными зонами, а фирмы, зарегистрированные на их территориях, именуют оффшорными компаниями. Термин “ofshor” переводится как находящийся "внетерритории страны" или "за пределами морской границы". Российские предприниматели такого рода фирмы называют "прокладкой". Оффшорные компании размещаются на определенной территории (на острове или в порту), где им предоставляются особые привилегии. Формирование этих центров связано с политической и экономической стабильностью, благоприятной налоговой средой, отсутствие жесткого государственного контроля, наличием необходимых коммуникаций. Они имеют финансовое законодательство, предусматривающее свободное перемещение международного капитала, неограниченное право открывать свои филиалы или отделения. Если до недавнего времени оффшорный бизнес связывался в основном с островами Карибского бассейна, то в настоящее время он распространился практически на Европу, Азию и Африку. Наиболее значительные оффшорные зоны расположены в четырех регионах: Европейском, Карибском, Тихоокеанском и Африканском. Однако самыми привлекательными являются первые три. В настоящее время в мире насчитывается около ста оффшорных зон. Крупнейшими оффшорными зонами являются Панама, где на начало 1997г. числилось 337 тыс. компаний. Британские Виргинские острова (208 тыс.), Ирландия (150 тыс.). Следует иметь в виду, что большое количество зарегистрированных компаний не дает полной картины, поскольку Карибские оффшоры зачастую создаются для разовых операций и затем закрываются (открытие банковского счета). Многие страны предоставляют режим налогового благоприятствования не всем подряд компаниям, а с определенными видами деятельности. Оффшорные привилегии являются эффективным методом привлечения иностранного капитала. Тем не менее, создание оффшорной компании имеет определенную специфику, которая отличает ее от традиционных форм вывоза капитала.
Наиболее
распространенными условиями
- отсутствуют или существенно снижены налоги на прибыль, на
вывоз дивидендов, процентов и других видов доходов, на передачу имущественных прав и др. Льготы по налогам предоставляются только для работы с нерезидентами и в иностранной валюте.;
- дешевизна и простота процедуры регистрации;
- не разглашаются сведения о владельцах;
-
отсутствуют валютные
-
процедура управления
-
допускается нарушение
тельства;
-
используется упрощенная
-
не требуется обязательная
Это не означает, что учредители оффшорных компаний не несут финансовой нагрузки. Существует масса платежей обслуживание, ведение банковских счетов, плата за услуги связи и др. Однако они являются максимально низкими .
В практике сложилось несколько типов оффшорных компаний:
холдинги, торгово-посреднические компании и финансовые структуры. Наиболее популярным типом является оффшорный траст, когда право собственности передается доверенному лицу, несущему полную имущественную ответственность и управляющему от имени учредителя. Оффшорные зоны создаются, прежде всего, для осуществления импортно-экспортных операций в качестве посредника и ухода от налогов. Существует множество схем использования оффшорных компаний. Они должны быть всегда индивидуальны, т.е. учитывать особенности страны, компании которых участвуют в сделке, специфику государства, на территории которого учреждена фирма и др. При всей привлекательности оффшорных зон (налоговых гаваней) не они являются основным направлением вывоза капитала в форме прямых инвестиций. В мире сложилось недоверчивое отношение к ним. Поэтому многие государства накладывают определенные ограничения на их операции, возникают проблемы с получением банковских кредитов, предприниматели проявляют дополнительную осторожность при проведении сделок с ними и др. Имидж фирмы возрастает при создании предприятия в промышленно развитых странах. Однако здесь возникает множество проблем, которых нет в оффшорных зонах. Управление компанией осуществляется по строго определенным правилам и на основе законодательства данной страны, бухгалтерский учет и отчетность ведутся в соответствии с признанными нормами, предусмотрен обязательный внешний аудит и контроль со стороны налоговых органов, более высокие накладные расходы и размер уставного капитала. Обычно крупные корпорации для более эффективного осуществления своих международных операций используют цепочку компаний, созданных в странах с различным уровнем государственного регулирования. Это дает возможность недостатки в одних странах компенсировать преимуществами — в других. Например, Великобритания — Нидерланды — Виргинские острова. При этом следует учитывать специализацию "налоговых гаваней" на конкретных видах деятельности. Швейцария, Нидерланды, Люксембург лучше всего подходят для проведения крупных экспортно-импортных операций, открытия холдинговых и финансовых компаний. Для проведения торговых операций лучше подходит Ирландия. Инвестиционные и страховые компании обычно регистрируют на островах (Багамских, Каймановых, Виргинских, Мэн, Джерси и др.). Для осуществления торговых операций в азиатско-тихоокеанском регионе больше всего удобен Сингапур. Судовладельцы обычно регистрируют свои компании в Панаме и Либерии. Однако можно использовать Гибралтар, Кипр, Багамские острова, Мальту. Переход Гонконга под суверенитет Китая может подорвать его имидж в качестве привлекательной оффшорной зоны. Некоторые неудобства может вызвать Кипр. Что же касается европейских оффшорных зон, то все они находятся под давлением Европейского Союза.
Международный
экономический порядок основан
на либерализме международной
Свободные экономические зоны (СЭЗ)– это форма частичной либерализации национальной экономики. Части - это пробные зоны, в которых государство имеет возможность частично либерализовать экономические отношения. Обычно СЭЗ создаются в отсталых районах с целью оживления экономической активности мелкого и среднего бизнеса. В национальных экономиках СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала.
В зонах
специализированных (торгово-производственных)
фирмы производящие и реализующие
экспортную или импортозамещающую
продукцию. Являются связующим звеном
зон свободной торговли и промышленно-
производственных зон.
Промышленно-
производственные зоны (ППЗ)7-
районы для фирм производящих экспортную
или импортозамещающую продукцию.
Технико-внедренческие зоны (ТВЗ)- концентрация научно- исследовательских, и научно- производственных фирм.
Свободные
зоны привлекают ТНК, так как в стратегию
ТНК входит подготовка почвы для создания
СЗ, поскольку это отвечает интересам
корпораций (интерес к технологическому
лидерству и следовательно конкурентному
преимуществу. За сет СЗ ТНК добиваются
снижения издержек, что повышает конкурентоспособность
их товара за счет рассредоточения
производства и рационализации отдельных
операций, использование специфичности
налоговых систем на международном рынке.
2.1.2. Система страхования капитала
Практически во всех странах запада создана система государственных гарантий и страхования зарубежных частных капиталовложений от политических и коммерческих рисков. Так, в США с 1971 г. действует государственная корпорация заграничных частных капиталовложений (ОПИК), основная цель которой – страхование частных зарубежных инвестиций американских корпораций от политических рисков. Страхуются капиталовложения в пределах до 90% их стоимости и 90% величины получаемых прибылей. Максимальный срок страховки - 20 лет. В 1987г. корпорация застраховала американские инвестиции на сумму более 8 млрд. дол., на случай политических изменений в развивающихся странах и предоставила американским корпорациям 230 млн. дол., для финансирования зарубежных проектов. В 1971г. эти цифры составляли соответственно 1.6 млрд. и 10 млн. дол. На долю 100 крупнейших ТНК США приходится около 90% страховых операций ОПИК и почти их половина – на 11 американских монополий.
По имеющимся данным, за 1971 – 1981 гг. общая сумма компенсаций, выплаченных ОПИК американским корпорациям при урегулировании 140 страховых претензий, превысила 400 млн дол. За тот же период только 10 претензий американских компаний были отвергнуты, а 5 – переданы на рассмотрение международного арбитража.
Важной формой
В 1981г. в США был принят закон, по которому снижались налоги с корпораций. В результате в течение 1982-1986 гг. в руках американских монополий оказалось около 160 млрд. дол., или около 80% валовых прибылей корпораций США в 1980г.
Таким образом, государственный механизм стимулирования инвестиционной деятельности ТНК создает монополистическому капиталу США новые возможности для расширения зарубежной экспансии.
Информация о работе Транснациональные корпорации в мировой экономики