Транснациональные корпорации, их цели и роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….….3
Критерии и типы ТНК. …………………………………………………………….3
Развитие ТНК…………………………………………………………………… ….4
Причины возникновения ТНК…………………………………………………....7
Положительные результаты деятельности ТНК………………………………..8
Негативные результаты деятельности ТНК. …………………………………..10
Заключение………………………………………………………………….………14
Список используемых источников……………………………………..………. 15

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика. Контрольная работа.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

      Однако  осуществляемое ТНК централизованное регулирование мирового хозяйства  порождает и многие острые проблемы. 
 
 
 
 

        Негативные результаты  деятельности ТНК.  

      Необходимо  отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются.

      Необходимо  отметить следующие основные отрицательные  черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создающие угрозу их национальной безопасности:

      – возможность навязывания компаниям  принимающей страны неперспективных  направлений в международной  системе разделения труда, опасность  превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;

      – захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов  промышленного производства и научно-исследовательских  структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса;

      – возрастание рисков в развитии инвестиционного  и производственного процессов;

      – сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен.

      Многие  национальные правительства (особенно, в странах третьего мира) заинтересованы в повышении экономической самостоятельности своей страны и в стимулировании отечественного бизнеса. Для этого они хотят либо изменить сложившуюся отраслевую специализацию страны в мировом хозяйстве, либо, по крайней мере, увеличить свою долю от прибылей ТНК. Международные корпорации, обладая огромной финансовой мощью, могут бороться с покушениями на свои доходы путем организации силового давления на принимающие страны, подкупая местных политиков и даже финансируя заговоры против неугодных правительств. Особенно часто в своекорыстной политической деятельности уличали американские ТНК. Так, корпорация «American Fruit» вместе с Госдепартаментом США (а иногда и без Госдепартамента США!) свергала в 1950–1960-е правительства некоторых «банановых республик» Латинской Америки и устанавливала там «свои» режимы, а компания ITT финансировала в 1972–1973 заговор против законного президента Чили Сальвадора Альенде. Впрочем, после скандальных разоблачений вмешательства ТНК во внутренние дела некоторых стран подобного рода приемы стали считаться как мировой общественностью, так и бизнес-элитой «грубыми» и неэтичными.

      Транснационализация деятельности снижает экономические  риски для корпораций, но повышает их для принимающих стран. Дело в  том, что транснациональные корпорации могут довольно легко перемещать свои капиталы между странами, покидая страну, испытывающую экономические трудности, и уходя в более благополучные. Естественно, что в этих условиях ситуация в той стране, из которой ТНК резко уводят свои капиталы, становится еще тяжелее, поскольку дезинвестиции (массовое изъятия капитала) ведут к безработице и прочим негативным явлениям.

      Крайне  настороженное отношение развивающихся  стран к ТНК приводило в 1950–1970-е  к национализациям их предприятий  под лозунгами борьбы с «империализмом» за экономическую свободу. Однако затем выгоды от общения с ТНК стали рассматриваться как превышающие возможные потери. Одним из проявлений изменения политики явилось сокращение уже во второй половине 1970-х числа проводимых в развивающихся странах операций по национализации: если в 1974 было национализировано 68 филиалов ТНК, а в 1975–1983, то в 1977–1979 в среднем происходило 16 национализаций в год. В 1980-е дальнейшее улучшение отношений между ТНК и развивающимися странами вообще положило конец «антиимпериалистическим» национализациям.

      В 1970–1980-е на уровне ООН предпринимались  попытки выработать кодекс поведения  транснациональных корпораций, который  поставил бы их действия в определенные рамки. Эти попытки встретили  сопротивление ТНК, и в 1992 переговоры по выработке кодекса поведения транснациональных корпораций были прекращены. Впрочем, в 2002 36 крупнейших ТНК все же подписали заявление о «корпоративном гражданстве», содержащем признание необходимости социальной ответственности бизнеса. Но это добровольное заявление пока остается скорее декларацией о намерениях, чем сводом конкретных обязательств.

      Политика  развивающихся стран по отношению  к ТНК направлена на максимально  возможное согласование притока  иностранного капитала с решением первоочередных экономических задач. Именно поэтому в своей политике по отношению к ТНК развивающиеся страны сочетают ограничительные и стимулирующие меры, ищут и, как правило, находят необходимый паритет между собственными целями и интересами ТНК.

      Принимающие страны склонны считать, что получаемые транснациональными корпорациями прибыли чрезмерно велики. Получая налоги от ТНК, они убеждены, что могли бы получать гораздо больше, если бы транснациональные корпорации не объявляли свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения. Это же мнение о ТНК как о нерадивых налогоплательщиках часто разделяют и налоговые органы «материнских стран». Дело в том, что существенная доля международной торговли (около 30%) состоит из внутрифирменных потоков транснациональных корпораций, причем продажа товаров и услуг одного подразделения ТНК другому часто производится не по мировым, а по условным внутрифирменным, трансфертным ценам. Эти цены могут быть специально занижены или завышены, чтобы, например, уводить прибыль из стран с высокими налогами и переводить ее в страны с либеральным налогообложением.

      Помимо  налоговых потерь, страны, вывозящие  капитал, с развитием ТНК теряют контроль над деятельностью большого бизнеса. ТНК часто ставят свои интересы выше интересов своей страны, а в кризисных ситуациях ТНК легко «меняют лицо». Так, во время Второй мировой войны ряд германских фирм создали ТНК, штаб-квартиры которых базировались в нейтральных странах. Благодаря этому фашистская Германия получала комплектующие для своих торпед из Бразилии, сахар – из Кубы (находившейся под контролем воюющих с Германией США!).

      Деятельность  сильных ТНК, чья экономическая  мощь превосходит потенциал многих государств, качественно меняет саму систему управления мировым хозяйством. Если еще в середине 20 в. главными регуляторами мирового экономического порядка были правительства сильных держав, то к концу 20 в. сложилось своеобразное «троевластие»: помимо национальных правительств на мирохозяйственные отношения влияют суперфирмы-ТНК и надгосударственные организации (такие как Мировой банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.п.). Суверенным государствам (включая Россию) приходится сначала в экономической, а затем и в политической сфере делить власть с этими новыми субъектами мирохозяйственных отношений. Некоторые экономисты полагают, что влияние государств идет на убыль, реальная власть все больше переходит в руки своекорыстных транснациональных корпораций и контролируемых ими международных институтов

      Если  национальные правительства находятся под контролем своих граждан, а надгосударственные организации – под контролем их соучредителей, то лидеры транснационального бизнеса никем не избраны и никому не подотчетны. Ради прибыли международные олигархи могут наносить серьезный ущерб экономике даже высокоразвитых стран, уклоняясь при этом от какой-либо ответственности.

      Наиболее  распространенным заблуждением о последствиях деятельности транснациональных корпораций является мнение, будто в результате международных операций транснациональных корпораций одни страны обязательно выигрывают, а другие несут потери. В реальной жизни возможны и другие результаты: обе стороны могут оказаться в выигрыше или в проигрыше. Баланс выгод и потерь от деятельности ТНК (см. Табл. 5) во многом зависит от контроля над их деятельностью со стороны правительств, общественных и наднациональных организаций. 
 
 
 
 

Таблица 5 ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК

  Для принимающей  страны Для страны, вывозящей  капитал Для всего мирового хозяйства
Позитивные  последствия получение дополнительных ресурсов (капитал, технологии, управленческий опыт, квалифицированный труд); рост производства и занятости; стимулирование конкуренции; получение госбюджетом дополнительных налоговых доходов. унификация экономических  «правил игры» (импорт институтов), рост влияния на другие страны; рост доходов. 1) стимулирование  глобализации, рост единства мирового  хозяйства; 2) глобальное планирование  – создание предпосылок для  «социального мирового хозяйства»
Негативные  последствия внешний контроль за выбором специализации страны в мировом хозяйстве; вытеснение национального бизнеса из наиболее привлекательных сфер; рост неустойчивости национальной экономики; уклонение большого бизнеса от налогов. снижение государственного контроля; уклонение большого бизнеса от налогов. появление мощных центров экономической власти, действующих  в частных интересах, которые  могут не совпадать с общечеловеческими
 

        Развитие российских международных  компаний и финансово-промышленных  групп. Уже в советские времена  существовали отечественные международные фирмы. Примером российской ТНК с «советским прошлым» может служить «Ингосстрах» со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также ряде стран СНГ. Большинство российских международных корпораций сформировались, однако, уже в 1990-е, после распада СССР.

      Приватизация  в России сопровождалась возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных  структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов, финансово-промышленных групп), способных успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, – например, таких как «Газпром». «Газпром» контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивает почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. Этот полугосударственный концерн (около 40% его акций находятся в государственной собственности), зарабатывая 6–7 млрд. долл. в год, остается самым крупным в постсоветской России источником поступления твердой валюты. Ему полностью принадлежат примерно 60 дочерних фирм, он участвует в уставном капитале еще почти 100 российских и зарубежных компаний.

      Подавляющее большинство отечественных ТНК  относятся к сырьевым отраслям, особенно к нефтяной и нефтегазовой. Есть и международные российские корпорации, не связанные с экспортом сырья, – «АвтоВАЗ», «Микрохирургия глаза» и др.

      В России в настоящее время существуют как официальные, так и неофициальные  ФПГ. Официальные ФПГ – это  зарегистрировавшиеся в соответствии с российским законодательством как ФПГ организации, например «Интеррос», «Русхим», «Драгоценности Урала». Существуют и неофициальные ФПГ, т. е. компании, юридически не являющиеся ФПГ, но по своей структуре на них очень похожие. Примерами являются группы, сформировавшиеся вокруг ОНЕКСИМ-банка, банка «МЕНАТЕП» и т. д. Неформальный характер многих российских ФПГ связан с принятием на редкость неудачного, по мнению многих экономистов, закона от 30 ноября 1995 № 190-ФЗ О финансово-промышленных группах (не давшего ФПГ статуса юридического лица) и Указа Президента РФ от 01.04.1996 № 443 О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп, отменившего Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. После этих правовых актов практически прекратился рост числа «официальных» ФПГ, но продолжают складываться «неофициальные».

      На  начало 2003 в России зарегистрировано 75 финансово-промышленных групп. В их состав вошли 1150 промышленных предприятий  и организаций, 160 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых в них работников приближается к 5 млн. человек.

      Формирование  и развитие российских международных  корпораций осуществляется двумя путями:

      1) образование мощных национальных  корпораций, чисто российских фирм и ФПГ, с последующей их экспансией на мировом рынке;

      2) создание транснациональных фирм  и ФПГ с участием финансово-экономических  ресурсов партнеров из стран  СНГ.

      На  начальном этапе создания и функционирования финансово-промышленных групп определенное предпочтение отдавалось второму подходу. Это объясняется нехваткой собственных средств и возможностей и тем, что создание таких компаний способствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран Содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ. Межгосударственный экономический комитет стран СНГ разработал Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ. Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное в 1994 Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. В развитие его положений Россия заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном. Хотя действующие национальные нормативные документы часто «не стыкуются» между собой, однако на постсоветском пространстве уже сложилось несколько транснациональных ФПГ (табл. 7).

      Отдельными  решениями российского правительства одобрено создание транснациональных ФПГ, например, «Российский авиационный консорциум», «Международные авиадвигатели», в которые входят предприятия оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы зарегистрирована ФПГ «Нижегородские автомобили» с участием 8 предприятий из пяти государств СНГ и Латвии. Большую активность в формировании транснациональной корпорации проявляет Ингосстрах. В 1997 было подписано соглашение о создании «Транснациональной страховой группы Ингосстрах», в которую объединились 27 страховых компаний из России и еще 16 стран ближнего и дальнего зарубежья. Суммарные активы участников группы составляют 600 млн. долл., компании обладают разветвленной сетью из 131 филиала и представительства. 

Информация о работе Транснациональные корпорации, их цели и роль в мировой экономике