Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:04, доклад

Описание работы

Тема ТНК и их роль в мировой экономике затрагивается во многих монографиях, посвященных проблеме глобализации экономики, так как образование и рост ТНК - результат интернационализации экономики и развития мирового рынка.

Работа содержит 1 файл

ТНК.docx

— 48.96 Кб (Скачать)

При образовании  корпораций в различных странах  решающую роль играли разные факторы: в США - финансовый капитал, в Японии - взаимное владение акциями, а также  наличие собственных информационных, торговых, финансовых, транспортных средств, в Южной Корее и Японии - координация  и поддержка государства. В современных  условиях преобладающим типом объединений  стали многоотраслевые международные  концерны. Одной из причин этого  является ограниченность традиционных рынков на фоне потребности акционеров и менеджмента в постоянном росте корпораций.

В начале XXI в. транснационализация производства и капитала стала не только непосредственным условием функционирования и развития крупных корпораций, но и фактором, определяющим в значительной мере темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства. Масштабы деятельности ТНК значительно увеличились благодаря открытию восточноевропейского и постсоветского экономических пространств; росту Китая как мировой фабрики и крупнейшего рынка сбыта; уменьшению торговых барьеров благодаря деятельности ВТО (ранее ГАТТ).

В начале XXI века в  мире насчитывается более 70 тыс. транснациональных  корпораций и 850 тыс. их филиалов. Материнские  компании расположены главным образом  в развитых странах (50,2 тыс.), а большее  число филиалов приходится на развивающиеся  страны (495тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые  технологии и ноу-хау. Под контролем  ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута  и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и  олова, 75% — рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. До половины экспортных операций США  осуществляется американскими и  зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре — до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн. человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн дол. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн. человек, занятых в современном промышленном производстве и оказании услуг.

Почти 90% мирового объема рынка прямых иностранных инвестиций (ПИИ) находятся в руках материнских  компаний развитых держав, причем у  представителей США, Франции, Великобритании, Германии и Японии - 60% . Однако реально  контролируемая ими сфера значительно  шире, поскольку надо принимать в  расчет контракты по управлению и  другие формы участия. В 1996г., например, 71% мирового объема ПИИ направлен в промышленно развитые страны (32% в страны ЕС и около 20% в США), примерно 27% - в развивающиеся и 2% - в бывшие социалистические государства.

Более половины прямых капвложений за границей приходилось  на 100 самых крупных корпораций. В 1996 году стоимость их активов составила  примерно 4,1 трлн. долл., из которых 1,7 трлн. (т.е. около 40%) инвестированы за границей. Величина накопленных ТНК за рубежом  прямых иностранных инвестиций к 1998г. уже превысила 4 трлн. долл. Объем  продаж, осуществленных ТНКв 1993 г. составлял 5.2 трлн. долл., а к 1997г. увеличился до 7 трлн. долл., что эквивалентно 114% мирового экспорта и 22% мирового ВВП. Причем, начиная  с 80-х годов по темпам роста объем  продаж ТНК примерно на 40% выше мирового производства и на 30% - мирового экспорта. Размеры зарубежного производства американских ТНК в 4 раза превышают  экспорт страны, английских - более чем в 2 раза. 

2.2. Положительная  роль ТНК. Основные угрозы глобализации  и роста ТНК

Позитивная роль которую играют ТНК при выходе на развивающиеся рынки, неоспорима. Транснациональная корпорация осуществляет инвестиции, приносит новые технологии производства и управления, увеличивает ВВП, положительно влияет на платежный баланс, увеличивая экспортную выручку или снижая импорт. Все эти изменения неизбежно укрепляют экономику страны, повышают уровень жизни ее граждан.

В основе всех негативных мнений о глобализации лежат опасения об опасности потери суверенитета и  снижения безопасности государства. Но изоляция экономики - самое худшее, что можно противопоставить этой опасности.

Угрозы.

Монополизация рынка 

Основная угроза от деятельности транснациональных  корпораций - монополизация локальных  рынков. Имея значительные финансовые ресурсы, корпорации скупают более  мелких конкурентов, или уничтожают их при помощи демпинга, а затем  производят повышение цен, получая  от этого сверхприбыль. Такие действия особенно оправданы в капиталоемких  и наукоемких отраслях промышленности. Так компания Боинг, поглотив несколько  американских компаний - производителей самолетов, фактически разделила с  европейскимЭйрбасом рынок мирового гражданского самолетостроения на двоих. Также широко известно расследование ценового сговора ассоциаций Мастеркард и Виза, мировых лидеров карточного бизнеса, завышавших тарифы для своих членов.

Монополизация является неоспоримым злом для любой экономики, поскольку завышение цен ведет  к росту инфляции, получению неправомерных  доходов, утере контроля за производительностью труда и эффективностью в отрасли.

Единственным действенным  средством борьбы против монополий  является работа антимонопольных органов, следящих за наличием конкуренции на рынках. Но если работа европейской  и американской служб заметна  и эффективна, то у небольших гораздо  меньше средств влияния на монополистов. Единственным механизмом защиты становится государственная поддержка локальных производителей с целью поддержания должного уровня конкуренции.

Угроза суверенитету малых государств

Влияние транснациональных  корпораций на экономику государств непрерывно усиливается. Обладая огромной финансовой мощью и влиятельной  политической поддержкой, крупнейшие корпорации могут диктовать условия  не только конкурентам, но и целым  государствам. Обычно такого рода диктат осуществляется с применением серьезной  поддержки политиками и дипломатами, средствами массовой информации и даже путем прямого подкупа чиновников. Примером такой деятельности может  служить нашумевший контракт американской компании Халибертон по восстановлению инфраструктурных объектов в Ираке.

По основным экономическим  показателям, таким как товарооборот, доход, количество сотрудников, крупные  корпорации превосходят многие развивающиеся  страны. Именно с этим связываются  основные опасения аналитиков по поводу возможности негативного экономического и политического давления компаний на малые страны.

Для справедливости необходимо отметить, что эта угроза противниками глобализации несколько  преувеличивается. Сравнивая могущество отдельных корпораций и малых  стран, некоторые аналитики сравнивают валовой внутренний продукт государств с объемом продаж ТНК. Получается, что крупные корпорации занимают половину мест из списка 100 главных экономических субъектов мира.

Однако, данный анализ не совсем корректен, ведь ВВП - это  сумма добавленной стоимости, произведенной  в стране, а объем продаж это  сумма добавленной стоимости, произведенной  компанией и ее затрат. С учетом данного замечания, необходимо сравнивать ВВП стран с объемом добавленной стоимости ТНК. Подобная корректировка значительно изменит картину. Например, в 2000 году объем продаж компании "Дженерал Моторс" составил 185 миллиардов долларов, а добавленная стоимость - 42 миллиарда, продажи компании "Форд" - 170 миллиардов, а добавленная стоимость - 47 миллиардов, компании "РоялДатч/Шелл" -149 и 36 миллиардов соответственно.

Противники корпораций утверждают, что в список ста крупнейших субъектов мировой экономики  входит 51 ТНК, а в "список пятидесяти" - 14 ТНК. Однако при анализе показателей  добавленной стоимости цифры  составят 37 и 2, соответственно.

Также важным фактором, упускаемым часто из виду при сравнении  показателей корпораций и стран, является различная природа их функционирования. Если основным механизмом деятельности компаний является рынок, соотношение  спроса и предложения, то суть государства - обеспечение соблюдения общих правил и норм при помощи репрессивного  аппарата. Эти две функции пересекаются незначительно, существенно ограничивая  возможность взаимного влияния.

Угроза экологии

Под давлением правительств и общественных организаций, вводящих все более жесткие экологические  нормы и увеличивающих сборы  за загрязнение окружающей среды, производственные корпорации переносят грязные производства в бедные страны. Это неизбежный процесс, идет как бы "выдавливание" экологически вредных производств. Страны, куда эти производства переносятся, получают компенсацию в виде роста  производства и экспорта, открытия новых рабочих мест, притока инвестиций.

Однако по мере роста  влияния глобальных природозащитных организаций, и развития самих бедных стран, эта тенденция неизбежно сойдет на нет. Потребительское отношение к природе не в моде и у самих компаний, заботящихся о своем имидже в глазах общества.

Глобализация глобализаторов

Традиционно считается, что глобализация - это покорение  мирового рынка компаниями Европы и  Америки. Но в 2005 году произошли несколько  событий, которые показали всему  миру, что это уже не так. Попытки  китайских компаний Haier и ChinaNationalOffshoreOilCorporation( CNOOC ) поглощения именитых американских конкурентов Maytag и Unocal вызвали бурю национализма в США и были отвергнуты под натиском противников "Китайской экспансии". Очевидно, что глобализация - это многовекторный процесс, и американским "патриотам" придется смириться с натиском китайских корпораций так же, как они в свое время смирились с приходом японцев.

И хотя вопрос национальной принадлежности той или иной ТНК  уже совершенно неоднозначен, и в  большинстве своем сводится лишь к месту размещения головного  офиса, он продолжает нервировать общество. Например, в июне этого года президент  Франции Жак Ширак потребовал от правительства защитить стратегические компании страны от поглощения иностранцами, в связи с возможной продажей крупнейшего предприятия французского пищепрома - корпорации Danone американской PepsiCo.

Но вопрос продажи  национального достояния является далеко не самой главной угрозой  развитым экономикам со стороны развивающегося Востока. Рынок трудовых ресурсов активно  глобализируется, делая неэффективным использование дорогой европейской и американской рабочей силы.

Международные корпорации одна за другой сокращают персонал в Западной Европе. В конце июля InternationalBusinessMachines объявила, что 70% из запланированных 14 500 увольнений придется на Европу, прежде всего Германию, Францию и Италию - три крупнейшие экономики еврозоны. Шведский производитель бытовой техники Electrolux собирается закрыть 27 европейских фабрик: из-за дороговизны рабочей силы компания хочет перенести основные промышленные мощности в Восточную Европу и Мексику. GeneralMotors сокращает 12   000 человек в Европе, включая треть из 32 000 сотрудников германского филиала. Сокращения GE в США куда менее масштабны. Sony закрывает фабрику по производству проекционных телевизоров в Уэльсе: выручка падает из-за постоянного снижения цен на модели с плазменными экранами.

Глобализация набирает обороты, и Европу все чаще обходят  другие страны. Европейцы - дорогие  работники, кроме того, в ЕС высокие  налоги с зарплаты и жесткое трудовое законодательство. Поэтому союзу  сложнее, чем США, конкурировать  с новыми мировыми центрами производства, включая Китай. Зачастую компании переносят  туда производство вслед за конкурентами. Например, Electrolux сократит производство в Западной Европе, чтобы не отстать от соперников, которые уже наладили сборку в странах с более дешевой рабочей силой.

Потребители уже  не готовы “платить дополнительные деньги за то, что продукт произведен в  определенной стране”, они смотрят  только на цену и брэнд, объясняет пресс-секретарь Electrolux Якоб Броберг.

Сокращать лишние мощности предприятия вынуждает и устойчиво  низкая потребительская активность в Европе. Из-за стагнации продаж в регионе обострилась ценовая  конкуренция между автопроизводителями. Это оказалось на руку входящим на рынок азиатским компаниям, чьи  фабрики расположены в Центральной  и Восточной Европе, а производственные издержки низки. Традиционные лидеры - GM и Volkswagen - выпускают автомобили в Германии и отступают под натиском японских и корейских конкурентов. Сказываются и низкие темпы общего экономического роста.

Облегчения для  ЕС не предвидится - транснациональные  корпорации скорее всего продолжат сокращения во все новых отраслях. Например, металлургов может заинтересовать быстрый рост производства стали в КНР и Индии, из-за которого уже начали падать мировые цены. Европейцам сложно конкурировать здесь из-за укрепления евро. Несколько европейских сталелитейных компаний уже объявили об ожидаемом сокращении производства в III квартале. Люксембургская компания Arcelor, вторая в Европе после голландской MittalSteel, сообщила, что будет сокращать долю продукции своих бельгийских, немецких и французских предприятий в общем объеме выпуска. Производство в Бразилии, Аргентине и Китае будет, напротив, расширено. 

2.3. ТНК и общество

Для ограничения  негативных последствий международного бизнеса было принято решение  ООН о необходимости разработки универсального кодекса поведения  ТНК, регламентирующего их деятельность, что свидетельствует о том, что  процессы транснационализации производства и капитала нуждаются в корректировке и наблюдении извне, поскольку не обладают встроенным механизмом контроля. Более того, в июле 2003 г. Комиссия по правам человека ООН одобрила проект конвенции "Нормы ответственности транснациональных корпораций", возлагающий на крупный бизнес те же обязательства, что и на государства. Если проект обретет статус конвенции, ТНК будут обязаны воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими продуктов и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы.

Информация о работе Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике