Транснационализация как доминанта развития мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть причины возникновения ТНК и условия их деятельности в современном мировом хозяйстве.
Задачи:
выделить этапы развития транснационального капитала;
рассмотреть организационно-экономические формы и модели деятельности ТНК;
провести типологию монополистических групп;
определить различия функционирования ТНК в странах разного уровня;
выделить положительные и отрицательные моменты деятельности ТНК;

Содержание

Введение 3
Раздел 1. История развития транснационального капитала
1.1. Концепция «Динамического и сегментационного метода анализа». 5
1.2. Исторические этапы формирования ТНК. 6
1.3. Эволюция организационно-экономических форм и моделей
деятельности ТНК. 8
Раздел 2. Транснациональные корпорации в мировой экономике
2.1. Место ТНК в системе мирового хозяйства. 14
2.2. Принципы переноса капитала и хозяйственной деятельности
за рубеж. 18
2.3. Крупнейшие монополистические организации современного мира. 36
2.4. Типология ТНК. 49
Заключение 54
Список использованных источников 57

Работа содержит 1 файл

тнк.doc

— 418.50 Кб (Скачать)
    1. Внешнеориентированные: 
      США «Ксерокс» –    50% продается за рубежом, 
      США «Доу Кемикэл» –   52% продается за рубежом, 
      Швейцария «Новартис» –   98% продается за рубежом, 
      Великобритания «Диагео» –  79% продается за рубежом, 
      Канада «Сиграм» –    97% продается за рубежом, 
      Австралия «Ньюс Корпорейшин» -  88% продается за рубежом
    2. ориентированные на внутренние потребности: 
      Япония «Иточу» –   59% продажи в стране базирования, 
      Япония «Мицуи» –   61% продажи в стране базирования, 
      Япония «Мицубиси» –  66,5% продажи в стране базирования, 
      США «Дженерал Моторс» –  80% продажи в стране базирования, 
      США «Форд Мотор» –   69% продажи в стране базирования, 
      США «Дженерал Электрик» –  73% продажи в стране базирования.

 

 Выводы

   Исходя  из теоретического и экспериментального анализа можно сделать следующие выводы:

Первое – В истории развития ТНК можно выделить следующие этапы:

  1. этап - Конец 19 века – зарождение ТНК (колониальный тип)
  2. этап - С начала 40-х гг. 20 века – становление ТНК (ЭРС)
  3. этап - 60 – 80-е годы 20 века – развитие транснационального капитала
  4. этап - 80-е годы 20 века – господство корпоративных гигантов (весь мир)

Второе  - Каждому этапу эволюции соответствует определенная организационная форма ТНК:

    • ТНК первого поколения – колониально-сырьевые, в виде картелей, синдикатов и первых трестов;
    • ТНК второго поколения – военно-технические, трестового типа;
    • ТНК третьего поколения – технико-потребительские, в форме концернов и конгломератов;
    • ТНК четвертого поколения – глобальные ТНК.

      Существуют  следующие модели поведения ТНК:

  • либеральная,
  • империалистическая,
  • модель прямого господства ТНК,
  • неомеркантильная,
  • модель многонациональной ассоциации.

Третье – Для реализации поставленной задачи нами была разработана типология ТНК по различным принципам, некоторые приведем ниже

  1. По количеству «стран-хозяев»
    1. разделенные: 
      Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч_Шелл»,  
      Нидерланды/Великобритания «Юнилевер»,
    1. собственные: 
      Япония «Сони, Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие.
  1. По количеству отраслей специализации
    1. односпециализированные: 
      США «Дженерал Моторс» -  автомобильная промышленность;
    2. ТНК смежной специализации (комплексные): 
      Швейцария «Нестле» –  пищевая промышленность и     производство напитков; 
      США «Мобил» -   нефть (добыча, переработка, продажа);
    3. универсальные ТНК 
      США «Филип Морис» –  пищевая и табачная промышленность; 
      Швейцария «Новартис» –  торговля и машиностроение;
  1. По процентному соотношению занятых за рубежом
    1. от 10 до 25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом (червертичные ТНК),
    2. от 26 до 50% (пограничные ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%),
    3. от 51 до 75% (кардинальные ТНК): Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл» (61%),
    4. от 76 до 95% (заграничные ТНК или управленческие): Великобритания «Диагео» (82%),
  1. По месту продажи выпускаемой продукции
    1. внешнеориентированные: 
      США «Ксерокс» –    50% продается за рубежом, 
      Канада «Сиграм» –    97% продается за рубежом,
    2. ориентированные на внутренние потребности: 
      Япония «Иточу» –   59% продажи в стране базирования, 
      США «Дженерал Моторс» –  80% продажи в стране базирования,

Перчень крупнейших ТНК представлен в таблице 1.

Четветое – Нами были установлены различия отраслевой структуры ТНК по основным регионам:

     Среди крупнейших компаний мира США первые  позиции в производстве вычислительной техники и программного обеспечения, в авиастроении и нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера доминирования японских промышленных ТНК – электроника,  электротехника и металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в области химической промышленности и автомобилестроения.

     В целом на экономически развитые страны приходится большее число крупнейших ТНК мира (95%), среди которых особо  выделяются компании США, Японии, Франции, Германии, Великобритании (и по числу  в списке крупнейших и по объемам  продаж). Растет и число крупных ТНК развивающихся стран (Республики Корея, Австралия, Тайвань, Бразилия.) (Изображены на карте-схеме 1, см. приложение 1)

Пятое - Нами были выделены последствия деятельности ТНК на человеческое общество:

  1. экономическая,
  2. финансовая,
  3. социальная,
  4. политическая,
  5. географическая.

(см. приложение 1, таблица 3)

 

Литература

  1. Баринова  Н.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, -1988, - 145с.
  2. Башинская А. Влияние международной экономической интеграции на функционирование транснациональных корпораций» // Экономика Украины. – 1997. - № 7. – с.25-29
  3. Волкова Н.П. Педагогіка: посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академія, - 2001. – 576с.
  4. В.В.Волошин. Справочник экономиста-международника. – М.: АПН. – 1984. – 785с.
  5. Данченко А. Время сливаться в экстазе // Бизнес. – 2000. -№ 36. – с.60
  6. Деримов М.. Шпагат между этикой и прибылью // «Капитал. – 1997. - № 3. – с.19-20
  7. Деримов М. Афоризмы босса из «Нестле» // Капитал. – 1997.- № 7-8. –с.8 - 10
  8. Деримов М. Босой босс компании «Адидас» // Капитал. – 1997. - № 9. – с.14 – 16
  9. Деримов М. Властелины мира // Капитал. – 1998. - № 1. – с.70-75
  10. Дидактика современной школы: пособие для учителей / Б.С. Кобзарь, Г.Ф.Кумарина, Ю.А.Кусый и др. Под ред. Онищука. – К.: Родник, 1987. – (Пед. б-ка). – 351с.
  11. Ильин С.И. Деловые игры к факультативному курсу «Человек и рынок» // География и основы экономики в школе. – 1999. – № 1. – с.21-27
  12. Костинский Д. А теперь про чэболи и ни о чем более // Еженедельник «География». – 2002. - № 7. – с.4
  13. Курпас А., Боронецкий В. Под чужую Дэу Дудку // Капитал. – 1997. - № 9. – с.89-90
  14. Коценко В.И. Педагогические функции и содержание факультативного обучения в основной школе // Педагогика и психология. – 1997. - № 2 .- с.24-31
  15. Лупаций В. Від геополітики до геоекономіки // Крєзнавство. Географія. Туризм.-2002. -№ 9, -с.4-8
  16. Методика обучения географии в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по географической специальности / под. Ред. А.М.Панчешниковой. – М.: Просвещение, - 1983. – 320с.
  17. Мовсесян А. Информационные аспекты транснационализации // МЭМО. – 1998. - № 2. –с.32-38.
  18. Мовсесян А., Огнивцев С.. Транснациональный капитал и национальные государства // МЭМО. – 1999. - № 6. –с.13-21
  19. Моесеев П.М. Модели глобализации // География в школе.–2002.-№ 2 –с.3-11
  20. Мясникова Л. Глобализация экономического пространства и сетевая несвобода // МЭМО. – 2000. - № 8. – с.3-10
  21. Мясникова Л. Военная экономика: упор на эффективность и экономию средств» // МЭМО. – 2002. - № 8, с. 27-35
  22. Окопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.С.Окопова., О.М. Воронкова, Н.Н.Гаврилка. – Ростов-на-Дону.: Феникс, - 200. – 416с.
  23. Островская Е. Рыночная система воспроизводства: развитие и неравномерность // МЭМО. – 2001. - № 3. – с.15-22
  24. Паламарчук Л. Факультативные занятия «География населения с основами демографии» / География и основы экономики в школе. – 2002. - № 2. – с.10-14
  25. Педагогический словарь: В 2-х т. – М.: АПН, - 1960. – Т-2. – 766 с.
  26. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах / Гл. ред. И.А.Когеров, Ф.Н.Петров. – М.: Советская энциклопедия. Т-4, -1966, -911с.
  27. Подлосый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. Для студ. Пед.Вузов: В 2-х кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС. – 1999. –Т-2, Процесс воспитания. – 256с.
  28. Половина И.П. Экспериментальная программа факультативных занятий по географии для 11 класса общеобразовательной школы // География и основы экономики в школе. – 1997. - № 2. – с.11-13
  29. Родионова И.Н. Макрогеография промышленного мира. – М.: Московский лицей. – 2000. – 239с.
  30. Саликова А. Эта агрессивная «Бульгари»… //Капитал.–1997.-№ 9 –с.56-57
  31. Саликова А. Головокружительная нехватка персонала // Капитал. – 1998. - № 7-8. – с.110-113
  32. Саликова А. Движение вперед в тумане // Капитал. – 1998. - № 1.– с.67-69
  33. Смирнов В.З. Хрестоматия по истории педагогики. – М.: Уч.Пед.Гиз, – 1961. – 590с.
  34. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. –М.:Академия, - 1978. –277с.
  35. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под. Ред. Вольского. – М.: Крон-Пресс. – 1998. – 592 с., с илл.
  36. Филипенко А.С. Экономика зарубежных стран. – М.: Издательский центр «Академия», – 1992. – 260с.
  37. Фіцула М.М. Педагогіка. Посібник. – К.: Академія, - 2000. – 433с.
  38. Форми навчання в школі. Книга для вчителя за ред. Ю.Мальованого – К.: Освіта, 1992. – 160с.
  39. Чернышова Я., Яковлев А. Монополизм поневоле, или рассказ о том, как административная система управления, хронический дефицит, чрезмерная концентрация и специализация производства превратили большинство наших предприятий в монополистов // Наука и жизнь. – 1990. - № 11. – с.2-10 
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. стр. 1   50 лидирующих транснациональных корпораций (ТНК) мира,  
        ранжированных по величине зарубежных активов, 1997 г.

Ранг Название  корпорации Страна  базирования Отрасли специализации Активы, млрд. долл. Продажи, млрд. долл. Число занятых ,сел. Индекс  транснациоанльности*,, %
По  зар-убежным ак-тивам По кодексу  транс-нацио-наль-ности зарубежные всего Зарубежные Всего зарубежные Всего
1 84 Дженерал Электрик США Электротехника, электроника 97,4 304,0 24,5 90,8 111000 276000 31,1
2 80 Форд Мотор США Автомобильная промышленность 72,5 275,4 48,0 153,6 174105 363892 35,2
3 44 Ройал-Датч-Шелл Нидерл./Великобр. Нефть: добыча, переработка, продажа 70,0 115,0 69,0 128,0 65000 105000 58,9
4 91 Дженерал Моторс США Автомобильная промышленность 70,0 228,9 51,0 178,2 65000 608000 29,3
5 29 Эксон США Нефть: добыча, переработка, продажа 54,6 96,1 104,8 120,3 65000 60000 65,9
6 75 Тойота Япония Автомобильная промышленность 41,8 105,0 50,4 88,5 65000 159035 40,0
7 54 АйБиЭм США Производство  компьютеров 39,9 81,5 48,9 78,5 134815 869465 53,7
8 50 Фольксваген Германия Автомобильная промышленность 39,9 57,0 42,7 65,0 133906 279892 56,8
9 4 Нестле Швейцария Пищевая пром-сть, пр-во напитков 31,6 37,7 47,6 48,3 219442 225808 93,2
10 71 Даймлер-Бенц Германия Автомобильная промышленность 30,9 76,2 46,1 69,0 74802 300068 44,1
11 39 Мобил США Нефть: добыча, переработка, продажа 30,4 43,6 36,8 64,3 22200 42700 59,7
12 74 Фиат Италия Автомобильная промышленность 30,0 69,1 20,2 50,6 94877 242322 40,8
13 16 Хехст Германия Химическая  промышленность 29,0 34,0 24,3 30,0 94877 137374 76,5
14 2 Асеа Браун  Бовери Швейцария Электротехника 29,0 29,8 30,4 31,3 200574 213057 95,7
15 9 Байер Германия Химическая  промышленность 29,0 30,3 30,4 32,0 200574 144600 82,7
16 48 Эльф-Акитэн Франция Нефть: добыча, переработка, продажа 26,7 42,0 25,6 42,3 40500 83700 57,6
17 60 Ниссан Япония Автомобильная промышленность 26,5 57,6 27,8 49,7 40500 137201 51,1
18 5 Юнилевер Нидерл./Великобр. Пищевая пром-сть, пр-во апитков 25,6 30,8 44,8 46,4 262840 269315 92,4
19 56 Сименс Германия Электроника 25,6 67,1 40,0 60,6 201141 386000 52,1
20 10 Рош Холдинг Швейцария Факрмацевтика 25,6 37,6 12,7 12,9 41832 61643 82,2
21 34 Сони Япония Электорника 25,6 48,2 40,3 51,1 41832 173000 62,8
22 78 Мицубиси Япония Разные отрасли 21,9 67,1 41,5 120,4 41832 8401 36,9
23 1 Сиграм Канада Производство  напитков 21,8 22,2 9,4 9,7 41832 31000 92,6
24 32 Хонда Япония Автомобильная промышленность 21,5 36,5 31,5 45,4 41832 109400 64,1
25 38 БМВ Германия Автомобильная промышленность 20,3 31,8 26,4 35,9 52149 117624 60,7

Продолжение на стр.2

 

Таблица 1, стр.2

Ранг Название  корпорации Страна  базирования Отрасли специализации Активы, млрд. долл. Продажи, млрд. долл. Число занятых ,сел. Индекс  транснациоанльности, %
По  зар-убежным ак-тивам По кодексу  транс-нацио-наль-ности зарубежные всего Зарубежные всего зарубежные Всего
26 31 Алькатель Альстом Франция Электроника 20,3 41,9 25,9 31,0 52149 189549 64,8
27 8 Филипс Нидерланды Электротехника, электроника 20,1 25,5 33,0 66,5 206230 252268 86,4
28 21 Ньюс Корпорейшн Австралия Средства массовой информации 20,0 30,7 9,5 10,7 206230 28220 72,8
29 58 Филип Морис США Пищевая и табачная промышленность 19,4 55,9 32,1 56,1 206230 152800 51,1
30 42 Бритиш Петролеум Великобритания Нефть: добыча, переработка, продажа 19,2 32,6 36,5 71,3 37600 52650 59,2
31 57 Хьюлет Пакард США Электроника 18,5 31,7 23,8 42,9 37600 121900 51,1
32 20 Тоталь Франция Нефть: добыча, переработка, продажа 18,5 25,2 23,4 41,9 37600 54391 73,2
33 68 Рено Франция Автомобильная промышленность 18,3 34,9 18,5 35,6 45860 141315 45,7
34 18 Кэбл энд  Вайерлес Великобритания Телекоммуникации 18,3 21,6 7,8 11,5 33740 46550 74,7
35 79 Мицуи Япония Разные отрасли 17,9 55,5 52,3 132,6 33740 10994 35,8
36 30 Рон-Пуленк Франция Хим. пром-сть  и фармацевтика 17,8 27,5 11,5 15,0 33740 68377 65,7
37 35 Фиаг Германия Разные отрасли 17,4 32,7 15,9 27,6 33740 95561 53,3
38 41 БАСФ Германия Химическая  промышленность 17,4 26,8 23,9 32,2 33740 104979 59,5
39 82 Иточу Япония Торговля 16,7 56,8 48,7 117,7 2600 8878 33,3
40 76 Ниссе Иваи Япония Торговля 16,6 40,4 32,3 75,5 2068 6398 38,8
41 72 Дпои США Химическая  промышленность 16,6 42,7 20,4 30,7 2068 98000 41,8
42 25 Диагео Великобритания Производство  напитков 16,6 29,7 17,6 22,6 63761 79161 71,0
43 19 Новартис Швейцария Хим. пром-сть  и фармацевтика 16,0 36,7 21,0 21,5 71403 87239 74,4
44 94 Сумитомо Япония Торговля и  машиностроение 15,4 43,0 15,1 95,2 71403 8694 25,9
45 88 Эни Италия Нефть: добыча, переработка, продажа 14,6 49,4 12,5 34,3 23239 80178 31,7
46 86 Шеврон США Нефть: добыча, переработка, продажа 14,3 35,5 13,8 40,6 8610 39362 32,1
47 52 Доу Кемикэл США Химическая  промышленность 14,3 23,6 11,3 20,0 8610 42861 56,4
48 69 Тексако США Нефть: добыча, переработка, продажа 14,1 29,6 22,3 45,2 8610 29313 45,3
49 61 Белл Кэнэда Энтерпрайзис Канада Телекоммуникации 13,6 28,2 15,5 23,2 8610 122000 50,9
50 65 Ксерокс США Пр-во копировальной  техники 13,5 27,7 9,0 18,2 8610 91400 48,7

Информация о работе Транснационализация как доминанта развития мировой экономики