Трансакционные издержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Понятие трансакции впервые было введено в научный оборот Дж. Коммонсом, - трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом.
Такое определение имеет смысл в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями , т.е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются трансакциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

Содержание

Введение
1. Трансакционные издержки
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек
1.2 Типы трансакционных издержек
1.3 Факторы влияния на трансакционные издержки
2. Измерение трансакционных издержек
3. Трансакционные издержки и спецификация прав собственности
4. Трансакционные издержки как экономические потери общества
5. Совершенствование образования трансакционных издержек в России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Институц. экономика.docx

— 85.29 Кб (Скачать)
  1. Совершенствование образования трансакционных издержек в России

          Трансакционные издержки могут иметь место только при определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме.

Специфические активы обладают особой ценностью для реализации конкретного  проекта и в то же время завязывают контрагентов таким образом, что  отказ одного из них выполнять  условия контракта может принести большие убытки другому. Ограниченная рациональность не позволяет заранее  предсказать необходимость адаптации  условий контракта к новым  обстоятельствам, а опасность оппортунизма заставляет искать "соответствующие  контрактные гарантии". Таким  образом, в контракте всегда есть слабые места с точки зрения его  потенциальной гибкости. Когда изменившиеся обстоятельства дают повод одному из контрагентов отказаться от намеченного  в соглашении хода проведения сделок, для второго это означает убытки, связанные с несоответствием  намеченного в контракте хода сделки ее конкретной реализации. Данный тип издержек и относится к  трансакционным и выявляет самую суть того, почему существуют институты в экономике. Их функция заключается в том, чтобы обеспечивать управление сделками таким образом, чтобы свести к минимуму возможности возникновения затрат описанного выше типа.

Следует заметить, что в современной  российской экономике условия существования  трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению с развитыми странами. Специфичность активов в России проявляется в тесной зависимости поставщиков и потребителей, а также в узкой предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы Экономические реформы в России.

Очевидно, что в таких условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках "минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления трансакций за структурами управления ими" Уильямсон О. Экономические институты капитализма. К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской переходной экономике в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи.

Экономия трансакционных издержек в развитых странах осуществляется в рамках институтов, требующих разработанного законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Поскольку в России нет условий для возникновения цивилизованных институтов, способствующих минимизации трансакционных издержек, в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты. К ним можно отнести денежные суррогаты.

Снижение трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных  и нормативных актов, а также  ведомственных инструкций по ценообразованию  в электроэнергетике, связи, железнодорожном  транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение  платы за аренду производственных помещений.

В отношении защиты собственности  инвесторов необходимо разработать  единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого растратами и  хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной  безопасности инвесторов необходимо разработать  специальные государственные программы  предупреждения преступности в криминогенных  сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть  материально-техническое, информационное укрепление соответствующих оперативных  служб, следственных органов и судов.

В части информационного обеспечения  инвестиционной деятельности необходимо содействие государства действующим  и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес- планов, проектным институтам. Конкретными  задачами информационного обеспечения  инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и  отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении  инвестиций, о ходе приватизации, продаже  акций, конверсии производства.

По инициативе Правительства России создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным  инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных  размерах. Его основная задача - обеспечение  постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью  выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного  климата в России, налогового и  таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности  образа России как страны, принимающей  инвестиции.

Для развития экономики России и  продвижения частных иностранных  прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др.

 

 

Заключение

Итак, под трансакционными издержками понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики. Этот вид издержек включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса. Наиболее удачные определения трансакционных затрат предлагают: Д. Норт трактует издержки трансакций как «состоящие из затрат по оценке полезных свойств объекта обмена, по разграничению прав и принуждению к их соблюдению»; К. Эрроу приводит расширенный вариант трактовки: «затраты на управление экономической системой».

Выделяют: издержки сбора и обработки  информации, издержки проведения переговоров  и принятия решений, издержки контроля, издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка.

Трансакционные издержки являются следствием сложности окружающего мира и ограниченной рациональности экономических субъектов и зависят от того, в какой координационной системе проводятся экономические операции.

Слишком высокие трансакционные издержки могут помешать осуществлению экономического действия. Социальные и государственные институты (например, биржа) позволяют снизить эти издержки при помощи формальных правил и неформальных норм.

Трансакционные издержки играют существенную роль в рыночной экономике, и их значение многократно возрастает в процессе институциональной трансформации общества. Трансакционные издержки являются центральным понятием неоинституциональной экономики. Феномен трансакционных затрат изменил представление ученых о рыночной экономике и предопределил направление последующего развития экономической науки. Неоинституциональной школой создается новая теоретическая концепция, допускающая положительные «издержки взаимодействия». Она более реалистична, носит целиком позитивный характер.

Рассматривая теорию трансакционных и постоянных издержек, я поняла,что в принципе трансакционные издержки - это те же постоянные издержки, часть их. Учитывая, что данными издержками, как и любыми другими, можно управлять. Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе и т.п.).

Без понятия трансакционных издержек, невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой анализировать многие проблемы. Существование трансакционных издержек будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг - все может оказать влияние на уменьшение трансакционных издержек.

Обобщая все вышесказанное, можно  сделать следующее заключение: в  условиях рынка не только можно, а  необходимо всегда управлять издержками. Идет перестройка экономического мышления, при этом прослеживается следующая  логическая цепочка: изменение теории издержек влечет за собой необходимость  обучения специалистов и использование  этих новых теорий на предприятиях материального производства с целью  прогрессивного управления ими.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике / В.В. Вольчик. – Ростов-н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2000. – 80 с.
  2. Институциональная экономика: учеб. пособие / под рук. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.
  3. Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. / Г.П. Литвинцева. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 336 с.
  4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - С.97-137.
  5. Моисеева Н. Трансакционные издержки и их влияние на конкурентные позиции фирмы/Н Моисеева// Маркетинг-2005г.№3(64).с.101-112.
  6. Волостнов И. Трансакционные издержки в деятельности государственных предприятий: виды и средства минимизации/И. Волостнов// Менеджмент в России и зарубежом-2005г.№3.с.70-79.
  7. Коваль Л. Трансакционные издержки связанные с заключением договора/Л. Коваль//Право и экономика-2005г.№10юс.41-44.
  8. Абзудина С.Г. Трансакционные издержки в общественном секторе Российской экономики. Проблемы идентификации./С.Г Абзудина//Монография. Интеллектуальные и нематериальные ресурсы-2002г.сб. науч. Тр.с.48-54

 


Информация о работе Трансакционные издержки