Традиционное понимание власти в концепциях Т. Гоббса и М. Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:53, доклад

Описание работы

Первая специальная попытка определить власть как понятие связана с именем Т.Гоббса. Фактически Гоббс заложил основы т.н. “каузальной” концепции власти, которая и по сей день превалирует в западной научной литературе. Отмечая роль Гоббса как отца ”каузального объяснения власти – объяснения власти как специфического причинного отношения, – С. Клэгг справедливо подчеркивает, что “если бы не было Гоббса и его работ, то вряд ли бы господствующая каузальная концепция власти была так глубоко обоснована и влиятельна”.

Работа содержит 1 файл

Традиционное понимание власти в концепциях.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

     Традиционное  понимание власти в концепциях

     Т. Гоббса и М. Вебера 

     Античные  мыслители, в отличие от современных  исследователей, не вдавались в подробный  анализ понятия власти, считая само собой разумеющимся, что ключевые термины типа “власть”, “влияние”, “авторитет”, “правление” не требуют разработки, поскольку значение этих слов понятно для людей со здравым смыслом.

     Первая  специальная попытка определить власть как понятие связана с именем Т.Гоббса. Фактически Гоббс заложил основы т.н. “каузальной” концепции власти, которая и по сей день превалирует в западной научной литературе. Отмечая роль Гоббса как отца ”каузального объяснения власти – объяснения власти как специфического причинного отношения, – С. Клэгг справедливо подчеркивает, что “если бы не было Гоббса и его работ, то вряд ли бы господствующая каузальная концепция власти была так глубоко обоснована и влиятельна”.

     Власть  человека, – пишет Гоббс, – “есть  его наличные средства достигнуть в  будущем некоего блага”. Власть инициируется человеческим действием и проявляет себя в каузальном отношении. “Власть агента и эффективная причина – это одно и то же”. Причинная связь представляет собой постоянное отношение между двумя переменными, в котором одна переменная производит изменение в другой переменной. Она возникает только между предметами и событиями, которые соотносятся друг с другом, хотя и могут быть отделены пространством и временем, Гоббсовское видение причинной связи следует из его механистической интерпретации социальных отношений как контактов и столкновений, в которых одни тела (“агенты”) толкают другие тела (“пациентов”). Различие между властью и причиной связано со временем действии: причина относится к уже произведенному следствию, к прошлому, в то время как власть есть способность производить что-то в будущем. Власть характеризует отношения между агентами, в которых один агент может стать причиной определенных действий другого агента.

     Власть, по Гоббсу, – это диспозиционное понятие, оно выражает потенциал  субъекта власти достигнуть гарантированного подчинения объекта и контролировать объект. Власть существует даже в случае если субъект не реализует имеющуюся  у него способность подчинить объект. В соответствии со своими представлениями о природе человека, Гоббс рассматривает властные отношения как асимметричные и конфликтные -отражающие господство одних людей над другими.

     Следующей вехой в истории анализа власти стала концепция Макса Вебера, в которой понятие власти приобрело вполне современную четкость и определенность. Вебер рассматривал власть как “вероятность того, что актор будет в состоянии реализовать свою волю в социальном отношении вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем эта вероятность основывается”. В веберовском определении подчеркиваются следующие основные черты власти: (1) власть не есть принадлежность индивидов, а существует в отношениях между ними;

(2) власть  должна определяться в терминах  вероятности, возможности;

(3) основу  власти могут составлять любые  веши, свойства или отношения;

(4) власть  всегда против кого-то, она предполагает  конфликт и действия вопреки  интересам людей. Как и Гоббс,  Вебер рассматривает власть как  намеренное асимметричное отношение  между индивидами (но не группами или общностями). В отличие от авторитета, власть связана не с социальными позициями или ролями, а с персональными качествами индивидов.

     Вебер, однако, считал понятие власти “социологически  аморфным”, так как “любое качество человека и любое стечение обстоятельств могут создать ситуацию, где индивид получит возможность требовать подчинения своей воле”. Поэтому он предпочитал пользоваться более четким, с его точки зрения, понятием “господство” (Herrshaft), которое он рассматривал как частный случай власти (“возможность заставить определенную группу людей повиноваться определенной команде”) 

     Ледяев  В.Г. Власть: концептуальный анализ 
 
 

Информация о работе Традиционное понимание власти в концепциях Т. Гоббса и М. Вебера