Традиционная и расширенная концепции национального богатства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Основные принципы оценки важнейших элементов национального богатства сформулированы в работах У. Петти, А. Смита, Г. Кинга и других экономистов. После их первых оценок последовал более чем двухвековый период разработки и накопления информации о национальном доходе и распределении его на потребляемую и накопляемую части, без чего сложно определять масштабы накопления элементов национального богатства.

Содержание

Национальное богатство в традиционном понимании 3
Расширенная концепция национального богатства 8

Работа содержит 1 файл

Нац_богатство_реферат.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

Учреждение  образования

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по курсу «Национальная экономика Республики Беларусь»

«Традиционная и расширенная концепции национального богатства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент группы 105 ит

 1-ого курса АТФ

Евдокимом Пётр Александрович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008

Содержание 

Национальное  богатство в традиционном понимании    3

Расширенная концепция  национального богатства    8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Национальное  богатство в традиционном понимании 

Основные принципы оценки важнейших элементов национального  богатства сформулированы в работах  У. Петти, А. Смита, Г. Кинга и других экономистов. После их первых оценок последовал более чем двухвековый период разработки и накопления информации о национальном доходе и распределении его на потребляемую и накопляемую части, без чего сложно определять масштабы накопления элементов национального богатства.  

Практически лишь в двадцатом веке начали предлагаться методы расчетов соответствующих показателей  в разных странах и пересчета  их в единые денежные единицы, чтобы  производить межотраслевые сопоставления. Широкую известность получили оценки итальянского экономиста К. Джини, который  по просьбе Лиги Наций оценил национальное богатство главных участников первой мировой войны и нанесенный ущерб. Дальнейшее развитие методов оценок национального богатства производилось  отдельными учеными, а также статистиками Японии, США, СССР и ряда других стран, но разрозненно и по разным концепциям.  

В объем национального  богатства в традиционном понимании  входят нефинансовые и финансовые активы. Нефинансовые активы включают нефинансовые произведенные активы, являющиеся результатом производственной деятельности, и нефинансовые непроизведенные активы, не являющиеся результатом производства: материальные и нематериальные. Финансовые активы — это активы, которые, как правило, отражают финансовые обязательства других хозяйствующих субъектов. Рассмотрим эти понятия. 

По своему составу  нефинансовые произведенные активы неоднородны. К ним относятся основной капитал, запасы материальных оборотных средств и ценности. 

Основной  капитал. Часть национального богатства, являющаяся результатом производства, которая физически, в неизменной натурально-вещественной форме, многократно в течение длительного (не менее года) периода участвует в производстве товаров и услуг и переносит свою стоимость на готовый продукт постепенно по мере износа называется основной капитал. 

Вошедшая в  стоимость готовой продукции  стоимость износа основного капитала (амортизация) возвращается к Предпринимателю в денежной форме по частям, по мере производства и реализации продукции. В объем национального богатства основной капитал включается по полной учетной стоимости, т.е. без учета частичной утраты его потребительских качеств в процессе эксплуатации.

В основной капитал  входят: здания и сооружения; машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий скот; продуктивный скот; многолетние насаждения; другие виды основных средств. 

Запасы  материальных оборотных  средств. Запасы материальных оборотных средств являются составной частью нефинансовых произведенных активов и представляют ту часть капитала, которая целиком потребляется в процессе производства, возвращается предпринимателям в течение каждого цикла кругооборота в денежной форме и требует замещения в натуральной форме для нового цикла производства. 

Это главным  образом предметы труда, называемые также промежуточными продуктами (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, корма, фураж, животные на откорме и т.п.). Они участвуют в одном производственном цикле, видоизменяют свою вещественную форму, а затраты на их производство полностью входят в цену готовой продукции и услуг и возмещаются при их реализации. К этой категории относятся также незавершенное производство, нереализованная готовая продукция, государственные материальные резервы.

Запасы материальных оборотных средств (производственные запасы) обеспечивают непрерывность производства, создавая возможность завершения производственного цикла без обращения к поставщикам и возможность поставки продукции по требованию потребителей. В этом смысле они представляют собой объем запасов, постоянно задействованных в процессе воспроизводства и постоянно возобновляемых. 

Ценности.К ценностям, рассматриваемым в СНС в составе нефинансовых произведенных активов, относятся дорогостоящие товары длительного пользования, приобретаемые главным образом в целях сохранения стоимости во времени. Они, как правило, не изнашиваются в течение длительного времени, не используются для производства и потребления, а их стоимость по отношению к общему уровню цен на длительных отрезках времени как правило повышается. В этой связи ценности рассматриваются как отдельная категория активов.

К ценностям  относятся: драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы); драгоценные камни в сыром  и обработанном виде (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и др.); ювелирные изделия, изготовленные из таких металлов и камней, произведения искусства, антиквариат. 

В СНС их покупка  рассматривается не как расход на потребление, а как приобретение активов. В объем ценностей не входят монетарное золото, а также золото и драгоценные камни для промышленного использования.

В рамках экономики  страны покупка и продажа ценностей  взаимно погашаются. Таким образом, на величину национального богатства страны оказывает влияние только чистое приобретение ценностей (покупка за вычетом продаж) в целях сохранения. 

Как уже отмечалось, — это активы, не являющиеся результатом производственной деятельности. Они либо существуют в природе, либо являются результатом юридических или учетных действий и соответственно подразделяются на материальные непроизведенные активы и нематериальные непроизведенные активы. 

Материальные  непроизведенные  активы. Они представляют собой не являющиеся результатом производственной деятельности природные ресурсы, разведанные и вовлеченные в экономический оборот, т.е. используемые для производства товаров и услуг. Более подробно они рассматриваются в следующем параграфе. 

Нематериальные  непроизведенные  активы. Это активы, созданные вне производства посредством юридических и учетных действий.  

К ним относятся, в частности, различного рода документы, дающие право заниматься той или иной конкретной деятельностью и запрещающие делать это другим институциональным единицам без разрешения владельца. 

В условиях перехода к информационно-индустриальному  обществу возрастает роль так называемых интеллектуальных продуктов, учитываемых в составе нематериальных активов и играющих решающую роль в экономическом развитии. 

Интеллектуальные  продукты (активы) являются результатом  творческой деятельности человека. К ним относятся патенты, лицензии, изобретения, научные открытия, авторское право, ноу-хау, результаты исследовательских, конструкторских и проектных работ, права на дйзайн и т.п. 

Важнейшими активами являются также рыночные активы, связанные с взаимоотношениями производителей с потребителями и деловыми партнерами: условная стоимость деловой репутации и деловых связей, корпоративные и торговые марки, марки обслуживания, престиж, приверженность покупателей, наличие устойчивого рынка, налаженное деловое сотрудничество, благоприятные контракты, франшизные и лицензионные соглашения, монопольные права и привилегии, права пользования земельными участками и природными ресурсами. 

Рыночные активы, связанные с взаимоотношениями  с контрагентами, стимулируют потребителей и других контрагентов вновь прибегать к услугам и продолжению деловых связей с предприятиями. 

К этой сфере  примыкают организация управления, включая управление знаниями, корпоративная  культура, культурные ценности, а также  такие интеллектуальные услуги, как  аудит, консалтинг и т.п. 

Продукты творческой деятельности образуют интеллектуальный капитал общества и фирм (невидимые  активы, явные и неявные знания) Получая общественное признание и экономическую оценку, они увеличивают рыночную стоимость фирмы по сравнению с ее «физическими» активами, определяемыми по балансовой стоимости. В последние годы стала появляться практика измерения интеллектуального капитала, позволяющего получать такого рода ренту, растет интерес к новой области менеджмента — управлению знаниями: созданию, сбору и использованию их в развитии фирм. Однако их коммерческую стоимость и сроки службы во многих случаях представляется затруднительным определить. 

Нематериальные  непроизведенные активы оказывают  все большее воздействие на величину ВВП, а расходы на научные исследования и разработки, приобретение патентов, лицензий, маркетинг, рекламу и т  п. занимают все больший удельный вес в издержках производства. 

Интеллектуальные  продукты, с одной стороны, выступают  как товары, являющиеся объектом торговли (например, путем купли-продажи патентов, лицензионных договоров, уступки авторских прав и др.), с другой — многие их виды являются мощными факторами преобразования и развития производственных процессов. Интеллектуальная продукция стала ведущим фактором научно-технического и экономического прогресса. Характерно, что глобальная конкуренция сочетается со стремлением корпорации и стран держать в своих руках и контролировать производство и использование наиболее важных интеллекту, актуальных продуктов. Их современная политика в этой сфере базируется прежде всего на развитии внутрифирменной и национальной базы инноваций. 

Отдельно (справочно) учитываются прямые иностранные  инвестиции.

По некоторым  видам финансовых активов финансовые обязательства не существуют. К ним, в частности, относятся акции и другие виды долевого участия в капитале, монетарное золото, специальные Права заимствования МВФ. 

Финансовые активы характеризуют вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других экономических единиц, облигации государственных и муниципальных .займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц на экономической территории страны, капитал предприятий за рубежом и займы, предоставленные другим экономическим единицам в стране и за ее пределами. 

Финансовые активы в ценных бумагах совершают самостоятельное движение на финансовых рынках, отличающееся от движения реального капитала, который функционирует в производстве. 

Сохранение в  руках владельцев предоставленных  взаймы средств титула собственности  дает им право на получение дохода. Таким образом, страны-кредиторы получают и используют возможности перераспределять часть ВВП, созданного в других странах, для увеличения собственного валового национального дохода и национального богатства. 

В странах, в  большей мере продвинувшихся по пути постиндустриальной экономики, наряду с продолжающимся количественным ростом производства качественно меняется его структура. Изменение структуры экономики сопряжено с ростом общего уровня экономического потенциала страны, который лишь на определенном уровне позволяет не только выделять относительно больше ресурсов на развитие вторичного и третичного секторов, но и начинает нуждаться в них для упрочения и дальнейшего развития. Развитие базирующейся на новой технологии сферы услуг и общее повышение жизненного уровня превращают спрос на услуги и обеспечивающие их технологии в мощный локомотив экономического роста. Благодаря быстрому росту производства и постоянному обновлению информационных технологий они становятся ведущими товарами и услугами производства и потребления и занимают все возрастающую долю в общем объеме ВВП. Сформировался информационный рынок, удовлетворяющий потребности общества в информационной продукции и услугах. Рост объема конечной продукции и услуг опережает увеличение объема промежуточных товаров и услуг, обрабатывающая промышленность развивается быстрее сырьевых отраслей, в объеме ВВП возрастает доля услуг, а доля товаров уменьшается. 
 

Информация о работе Традиционная и расширенная концепции национального богатства