Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 22:23, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть развитие торговых взаимоотношений между Россией и Германией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. выяснить причины развития торговых отношений между Россией и Германией;
2. сравнить степень взаимоотношений на разных этапах;
3. рассмотреть перспективы и тенденции развития взаимоотношений России и Германии;
4. предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Введение…….………………………...……………………………………………..3
Глава 1. Развитие двустороннего экономического сотрудничества России
и Германии………..……………………………………..………………………….8
1. Причины развития российско-германских отношений: исторический аспект, договорно-правовая база………………………………………………………...8
2. Этапы развития российско-германских торговых связей (1991-2010гг.)……………………………………………………...…………………...12
Глава 2. Характеристика российско-германских торговых отношений…..18
2.1 Показатели российско-германской торговли…………………………………18
2.2 Товарная структура торговли………………………………………………….22
2.3 Перспективы развития российско-германских экономических
отношений…………………………………………………………...…..………26
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованных источников и литературы…………………............35
Объем экспорта Германии в феврале 2010 г. (с учетом сезонной коррекции) составил 75,3 млрд евро, увеличившись по сравнению с показателем предыдущего месяца на 5,1%, тогда как объем импорта увеличился на 0,2% - до 61,9 млрд евро.
Таким
образом, сравнив данные 1990-ых годов
с данными 2000-ых годов, можно сделать
следующие выводы. Во-первых, мы наблюдаем
динамику в торговых отношениях России
и Германии. Из приведенной таблицы
(см. табл. 1.2) мы видим, что она изменяется
с годами, как в положительную, так и в
отрицательную сторону. Во-вторых, есть
закономерность в этих взаимоотношениях.
На торговле между странами сказался кризис
1998 и 2008 годов. Так, если в начале 1990-ых
годов Россия занимала 14 место в списке
внешнеторговых партнеров России, то к
2000-ым годам она упрочила свои позиции.
Но при этом ее положение колебалось в
кризисные периоды. Во время дефолта (1998г.)
произошло резкое падение объемов германского
экспорта в Россию, но уже к 2000 году наметилась
обратная тенденция. К тому же не обошел
Россию и мировой финансово-экономический
кризис 2008 года. К 2009 году товарооборот
между РФ и ФРГ значительно сократился.
Однако, учитывая опыт предыдущих лет
и будучи хорошо подготовленной к решению
возникающих трудностей, уже к началу
2010 года России удалось преодолеть наблюдавшийся
спад в российско-германских отношениях.
2.3
Перспективы развития
российско-германских
экономических отношений
Экономические связи между Россией и Германией, оставаясь в течение уже многих веков тесными и интенсивными, являют собой пример добрососедских отношений. Во все времена Германия была важнейшим западным партнером России, а вследствие уменьшения объема товарообмена внутри СНГ теперь стала важнейшим торговым партнером России в мировом масштабе. Несмотря на то, что объем двусторонней торговли за прошедший год снизился в связи с кризисом, все равно Германия сохранила за собой положение лидера. Прежде всего, это связано с тем, что мышление, планирование и действия германских предприятий, как правило, ориентированы на длительную перспективу. Несмотря на многие сегодняшние трудности для бизнеса, для большинства германских предприятий Россия является рынком будущего, который следует сохранять, поддерживать и расширять.
По мнению Посла ФРГ в России: Россия и Германия останутся тесными экономическими партнерами и в следующем тысячелетии.
В экономических взаимоотношениях перед нами стоят новые стратегические ориентиры: если до сих пор основным звеном наших экономических связей была торговля, то в будущем им могли бы стать инвестиции. Страна с таким потенциалом, как у России, учитывая сохраняющиеся проблемы с платежным балансом, не сможет постоянно покрывать большую часть своих потребностей за счет импорта. 28
Учитывая финансовые трудности, испытываемые Россией, правительство и администрации, как в федеральном центре, так и в регионах, нередко не могут удержаться от принятия решений, которые на короткое время хоть и снижают отток валютных средств или способствуют поступлению доходов в государственный и региональные бюджеты, но в более дальней перспективе отпугивают столь важных для России инвесторов.
При этом германские предприятия по-прежнему готовы вкладывать свой капитал в России: фирма "БМВ" подписала инвестиционный контракт на монтаж легковых автомобилей в Калининграде, "ИКЕА" (германское отделение) стремится открывать в России мебельные центры и создавать производственные предприятия.29
Немцы заинтересованы в том, чтобы Россия модернизировала свою экономику и интегрировалась в мировую экономику.
Российская
сторона высоко оценивает наметившиеся
позитивные изменения в торгово-
Основными
чертами нового этапа российско-германских
торгово-экономических
Нет сомнения в том, что реализация этих планов будет в значительной мере способствовать упрочению позиций обеих стран в мировой экономической системе. От сотрудничества выиграют обе стороны. Это подтверждает вся история наших послевоенных отношений.30
Что
касается перспектив развития импорта
из Германии, то они будут диктоваться
возрастающими потребностями
Россия и Германия хотели бы вывести экономическое сотрудничество на новые рубежи. Об этом в преддверии визита Владимира Путина в Германию сообщил официальный представитель МИД России Александр Яковенко.
"Стороны
исходят из необходимости
Для
ФРГ, как крупнейшего кредитора
и инвестора в экономику
Основой развития двусторонних торговых отношений между Россией и Германией должна стать реализация комплекса общих и специфических мер, направленных на структурную перестройку российской промышленности и повышение ее конкурентоспособности. К числу мер, выходящих за рамки российско-германских отношений, следует отнести активизацию инвестиционного процесса, технико-технологическую модернизацию производства, сдерживание тарифов на транспортные перевозки, топливо и электроэнергию, распространение энерго- и материалосберегающих технологий, создание государством благоприятных макроэкономических условий для развития отечественного бизнеса. Специфические меры, относящиеся к сфере российско-германской торговли, подразумевают налаживание и развитие прямых связей российских регионов и крупных индустриальных центров с федеральными землями Германии, улучшение инфраструктурного обеспечения внешнеторговых связей, развитие системы кредитования и страхования экспорта, финансовую поддержку участия отечественных предприятий в специализированных международных выставках, ярмарках, презентациях достижения науки и техники, проводимых в ФРГ и др.
Позиция Германии в области мировой торговли направлена на дальнейшую либерализацию международной торговли, устранение многолетних нетарифных барьеров, большую открытость рынков для товаров, услуг и капиталов. Немцы считают необходимым выработать комплекс мер по защите и либерализации условий для иностранных инвестиций, выступают против ограничений, сдерживающих конкуренцию.
Правительство Германии выступает за развитие и углубление взаимовыгодных экономических связей с Россией, за больший доступ российских товаров на европейский рынок на основе заключенного между ЕС и Россией Соглашения. Германия поддержала в свое время распространение на Россию генеральных преференций по доступу российской продукции на рынки стран ЕС. В июле 1997 г. на коллоквиуме «Россия, что делать?» (с участием Председателя Правительства России В. С. Черномырдина) в Берлине канцлер ФРГ Г. Коль заявил о возможности заключения договора о присоединении России к ЕС в качестве ассоциированного члена, что может в конечном итоге привести к созданию совместной зоны свободной торговли.
Расширение объема и повышение качества торгово-экономического сотрудничества в первую очередь зависит не от Германии, а от России, а именно: от ее успехов в формировании развитого рыночного хозяйства и ее внешнеэкономической стратегии, особенно в области диверсификации экспорта и привлечения иностранных инвестиций.
Оно также больше зависит от усилий и инициативности российского бизнеса, чем от государства.
В области торговли России, по всей видимости, до 2012 г. удастся в лучшем случае лишь частично улучшить товарную структуру своего экспорта в Германию. Дальнейшее повышение в нем доли готовых, особенно машино-технических, в том числе высокотехнологичных, изделий потребует настойчивого поиска российскими производителями и экспортерами отдельных ниш на немецком рынке и вряд ли будет значительным в среднесрочном, а тем более краткосрочном периоде.
Проблема повышения удельного веса готовых, особенно машино-технических, изделий в российском экспорте стоит применительно к Германии в принципе так же, как и к другим развитым странам. Правда, поскольку Германия является мировым лидером в общем машиностроении и электротехнике, то здесь решить данную проблему особенно сложно.
Эта
проблема не может быть решена без
разработки по линии государства комплексной
программы стимулирования несырьевого
экспорта. Представляется, что принятая
в 1996 г., но оставшаяся на бумаге Федеральная
программа развития экспорта была продуманной
и в достаточной мере учитывающий мировой
опыт. Так, в соответствии с мировым опытом
она предусматривала выделение 0,35% ВВП
на стимулирование экспорта, но таких
средств тогда не нашлось. Сегодня финансовый
потенциал для этого имеется.
Заключение
На пороге XXI в. российско-германские отношения, миновав фазу определенного застоя, получили важные импульсы для своего дальнейшего развития. Это касается всех блоков двусторонней кооперации, но в первую очередь экономического. Именно хозяйственное взаимодействие во многом определяет и будет определять содержание и динамику нашего сотрудничества в последующие годы. С полным правом можно утверждать, что сегодня сложно представить современную Европу, ее роль и место в мире без динамично развивающегося экономического партнерства между Россией и Германией. Не только оба государства объективно нужны друг другу, но и европейскому континенту нужна эффективная кооперация между ними, которая органично дополняет многосторонние механизмы сотрудничества. Это тем более важно для отношений РФ и ЕС, которые пока с трудом наполняются конкретным содержанием не всегда отвечают современным вызовам. Для них больше характерно наличие проблем, а явных прорывов и реальных успехов пока не видно.
Стоит
отметить высокую интенсивность
контактов на всех уровнях в течение
текущего десятилетия. Руководители России
и Германии начиная с лета 2000 г.
осуществляют регулярные конструктивные
встречи, весьма активны обмены между
представителями
ФРГ рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира.
Но несмотря на благоприятный, в целом, торгово-политический режим на пути российских товаров имеются ряд серьезных препятствий:
- антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров;
- количественные ограничения по отношению к отдельным товарам (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная продукция);
-
ограничения по обмену
- ужесточение нетарифных барьеров, в первую очередь, технических норм и стандартов, правил сертификации и др. предписаний;
-
сложность административных
- ухудшение, в целом, условий страхования поставок из ФРГ в Россию с помощью «Гермеса» по сравнению с прежним льготным режимом, действовавшим до 1994 г.
В области внешнеэкономического сотрудничества России и Германии существует ряд проблем, которые по критериям однородности можно сформировать в три группы.
Первая из них основывается на взаимосвязи торговой и инвестиционной деятельностей с внутриэкономическими ситуациями в обеих странах и включает недостаточную конкурентоспособность российской готовой продукции по качеству.
Вторая группа проблем связана с особенностями межстранового взаимодействия и включает тарифные и нетарифные ограничения, применяемые к конкурентоспособным российским товарам на мировых рынках, в частности на рынках ЕС.
Информация о работе Торгово-экономическое сотрудничество России и Германии