Торгово-экономическое сотрудничество России и Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть развитие торговых взаимоотношений между Россией и Германией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. выяснить причины развития торговых отношений между Россией и Германией;
2. сравнить степень взаимоотношений на разных этапах;
3. рассмотреть перспективы и тенденции развития взаимоотношений России и Германии;
4. предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Содержание

Введение…….………………………...……………………………………………..3
Глава 1. Развитие двустороннего экономического сотрудничества России
и Германии………..……………………………………..………………………….8
1. Причины развития российско-германских отношений: исторический аспект, договорно-правовая база………………………………………………………...8
2. Этапы развития российско-германских торговых связей (1991-2010гг.)……………………………………………………...…………………...12
Глава 2. Характеристика российско-германских торговых отношений…..18
2.1 Показатели российско-германской торговли…………………………………18
2.2 Товарная структура торговли………………………………………………….22
2.3 Перспективы развития российско-германских экономических
отношений…………………………………………………………...…..………26
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованных источников и литературы…………………............35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа 2 курс.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

     Объем экспорта Германии в феврале 2010 г. (с  учетом сезонной коррекции) составил 75,3 млрд евро, увеличившись по сравнению с показателем предыдущего месяца на 5,1%, тогда как объем импорта увеличился на 0,2% - до 61,9 млрд евро.

     Таким образом, сравнив данные 1990-ых годов  с данными 2000-ых годов, можно сделать  следующие выводы. Во-первых, мы наблюдаем  динамику в торговых отношениях России и Германии. Из приведенной таблицы  (см. табл. 1.2) мы видим, что она изменяется с годами, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Во-вторых, есть закономерность в этих взаимоотношениях. На торговле между странами сказался кризис 1998 и 2008 годов. Так, если в начале 1990-ых годов Россия занимала 14 место в списке внешнеторговых партнеров России, то к 2000-ым годам она упрочила свои позиции. Но при этом ее положение колебалось в кризисные периоды. Во время дефолта (1998г.) произошло резкое падение объемов германского экспорта в Россию, но уже к 2000 году наметилась обратная тенденция. К тому же не обошел Россию и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. К 2009 году товарооборот между РФ и ФРГ значительно сократился. Однако, учитывая опыт предыдущих лет и будучи хорошо подготовленной к решению возникающих трудностей, уже к началу 2010 года России удалось преодолеть наблюдавшийся спад в российско-германских отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Перспективы развития  российско-германских  экономических отношений 

     Экономические связи между Россией и Германией, оставаясь в течение уже многих веков тесными и интенсивными, являют собой пример добрососедских отношений. Во все времена Германия была важнейшим западным партнером России, а вследствие уменьшения объема товарообмена внутри СНГ теперь стала важнейшим торговым партнером России в мировом масштабе. Несмотря на то, что объем двусторонней торговли за прошедший год снизился в связи с кризисом, все равно Германия сохранила за собой положение лидера. Прежде всего, это связано с тем, что мышление, планирование и действия германских предприятий, как правило, ориентированы на длительную перспективу. Несмотря на многие сегодняшние трудности для бизнеса, для большинства германских предприятий Россия является рынком будущего, который следует сохранять, поддерживать и расширять.

     По  мнению Посла ФРГ в России: Россия и Германия останутся тесными экономическими партнерами и в следующем тысячелетии.

     В экономических взаимоотношениях перед  нами стоят новые стратегические ориентиры: если до сих пор основным звеном наших экономических связей была торговля, то в будущем им могли бы стать инвестиции. Страна с таким потенциалом, как у России, учитывая сохраняющиеся проблемы с платежным балансом, не сможет постоянно покрывать большую часть своих потребностей за счет импорта. 28

     Учитывая  финансовые трудности, испытываемые Россией, правительство и администрации, как в федеральном центре, так и в регионах, нередко не могут удержаться от принятия решений, которые на короткое время хоть и снижают отток валютных средств или способствуют поступлению доходов в государственный и региональные бюджеты, но в более дальней перспективе отпугивают столь важных для России инвесторов.

     При этом германские предприятия по-прежнему готовы вкладывать свой капитал в  России: фирма "БМВ" подписала  инвестиционный контракт на монтаж легковых автомобилей в Калининграде, "ИКЕА" (германское отделение) стремится открывать в России мебельные центры и создавать производственные предприятия.29

     Немцы заинтересованы в том, чтобы Россия модернизировала свою экономику и интегрировалась в мировую экономику.

     Российская  сторона высоко оценивает наметившиеся позитивные изменения в торгово-экономических  отношениях между нашими странами и  подтверждает заинтересованность и  решимость последовательно развивать  и углублять их в будущем.

     Основными чертами нового этапа российско-германских торгово-экономических отношений  будет их более динамичное и масштабное развитие.

     Нет сомнения в том, что реализация этих планов будет в значительной мере способствовать упрочению позиций  обеих стран в мировой экономической системе. От сотрудничества выиграют обе стороны. Это подтверждает вся история наших послевоенных отношений.30

     Что касается перспектив развития импорта  из Германии, то они будут диктоваться  возрастающими потребностями экономики России в обновлении основных производственных фондов и глубокой модернизации предприятий практически во всех отраслях.

     Россия  и Германия хотели бы вывести экономическое  сотрудничество на новые рубежи. Об этом в преддверии визита Владимира  Путина в Германию сообщил официальный представитель МИД России Александр Яковенко.

     "Стороны  исходят из необходимости сфокусировать  усилия на задачах активизации  инвестиционного взаимодействия, качественного  наращивания производственной кооперации, прежде всего в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, энергетической сфере и в целом вывода экономического сотрудничества на новые рубежи, соответствующие потенциалу экономик двух стран", - подчеркнул Яковенко.

     Для ФРГ, как крупнейшего кредитора  и инвестора в экономику Российской Федерации, исключительно важной является экономическая стабильность России. Успех процесса трансформации в нашей стране гарантирует возврат предоставленных российским банкам кредитов и получение прибыли от капиталовложений.31

     Основой развития двусторонних торговых отношений между Россией и Германией должна стать реализация комплекса общих и специфических мер, направленных на структурную перестройку российской промышленности и повышение ее конкурентоспособности. К числу мер, выходящих за рамки российско-германских отношений, следует отнести активизацию инвестиционного процесса, технико-технологическую модернизацию производства, сдерживание тарифов на транспортные перевозки, топливо и электроэнергию, распространение энерго- и материалосберегающих технологий, создание государством благоприятных макроэкономических условий для развития отечественного бизнеса. Специфические меры, относящиеся к сфере российско-германской торговли, подразумевают налаживание и развитие прямых связей российских регионов и крупных индустриальных центров с федеральными землями Германии, улучшение инфраструктурного обеспечения внешнеторговых связей, развитие системы кредитования и страхования экспорта, финансовую поддержку участия отечественных предприятий в специализированных международных выставках, ярмарках, презентациях достижения науки и техники, проводимых в ФРГ и др.

     Позиция Германии в области мировой торговли направлена на дальнейшую либерализацию  международной торговли, устранение многолетних нетарифных барьеров, большую  открытость рынков для товаров, услуг и капиталов. Немцы считают необходимым выработать комплекс мер по защите и либерализации условий для иностранных инвестиций, выступают против ограничений, сдерживающих конкуренцию.

     Правительство Германии выступает за развитие и углубление взаимовыгодных экономических связей с Россией, за больший доступ российских товаров на европейский рынок на основе заключенного между ЕС и Россией Соглашения. Германия поддержала в свое время распространение на Россию генеральных преференций по доступу российской продукции на рынки стран ЕС. В июле 1997 г. на коллоквиуме «Россия, что делать?» (с участием Председателя Правительства России В. С. Черномырдина) в Берлине канцлер ФРГ Г. Коль заявил о возможности заключения договора о присоединении России к ЕС в качестве ассоциированного члена, что может в конечном итоге привести к созданию совместной зоны свободной торговли.

     Расширение  объема и повышение качества торгово-экономического сотрудничества в первую очередь зависит не от Германии, а от России, а именно: от ее успехов в формировании развитого рыночного хозяйства и ее внешнеэкономической стратегии, особенно в области диверсификации экспорта и привлечения иностранных инвестиций.

     Оно также больше зависит от усилий и инициативности российского бизнеса, чем от государства.

     В области торговли России, по всей видимости, до 2012 г. удастся в лучшем случае лишь частично улучшить товарную структуру своего экспорта в Германию. Дальнейшее повышение в нем доли готовых, особенно машино-технических, в том числе высокотехнологичных, изделий потребует настойчивого поиска российскими производителями и экспортерами отдельных ниш на немецком рынке и вряд ли будет значительным в среднесрочном, а тем более краткосрочном периоде.

     Проблема  повышения удельного веса готовых, особенно машино-технических, изделий в российском экспорте стоит применительно к Германии в принципе так же, как и к другим развитым странам. Правда, поскольку Германия является мировым лидером в общем машиностроении и электротехнике, то здесь решить данную проблему особенно сложно.

     Эта проблема не может быть решена без  разработки по линии государства комплексной программы стимулирования несырьевого экспорта. Представляется, что принятая в 1996 г., но оставшаяся на бумаге Федеральная программа развития экспорта была продуманной и в достаточной мере учитывающий мировой опыт. Так, в соответствии с мировым опытом она предусматривала выделение 0,35% ВВП на стимулирование экспорта, но таких средств тогда не нашлось. Сегодня финансовый потенциал для этого имеется.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     На  пороге XXI в. российско-германские отношения, миновав фазу определенного застоя, получили важные импульсы для своего дальнейшего развития. Это касается всех блоков двусторонней кооперации, но в первую очередь экономического. Именно хозяйственное взаимодействие во многом определяет и будет определять содержание и динамику нашего сотрудничества в последующие годы. С полным правом можно утверждать, что сегодня сложно представить современную Европу, ее роль и место в мире без динамично развивающегося экономического партнерства между Россией и Германией. Не только оба государства объективно нужны друг другу, но и европейскому континенту нужна эффективная кооперация между ними, которая органично дополняет многосторонние механизмы сотрудничества. Это тем более важно для отношений РФ и ЕС, которые пока с трудом наполняются конкретным содержанием не всегда отвечают современным вызовам. Для них больше характерно наличие проблем, а явных прорывов и реальных успехов пока не видно.

     Стоит отметить высокую интенсивность  контактов на всех уровнях в течение  текущего десятилетия. Руководители России и Германии начиная с лета 2000 г. осуществляют регулярные конструктивные встречи, весьма активны обмены между  представителями правительственных и парламентских структур, постепенно улучшается институциональная структура — летом 2000 г. была создана двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по стратегическим вопросам экономического и финансового сотрудничества, получившая в 2002 г. статус постоянно действующего органа. Хорошо работает механизм межгосударственных двусторонних консультаций на высшем уровне и форум российской и германской общественности «Петербургский диалог», с декабря 2007 г. начала свою работу Российско-немецкая внешнеторговая палата.

     ФРГ рассматривает сегодня Россию как  равноценного партнера важнейших промышленно  развитых стран мира.

     Но  несмотря на благоприятный, в целом, торгово-политический режим на пути российских товаров имеются ряд  серьезных препятствий:

     - антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров;

     - количественные ограничения по  отношению к отдельным товарам  (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная  продукция);

     - ограничения по обмену высокотехнологичными  изделиями и услугами;

     - ужесточение нетарифных барьеров, в первую очередь, технических норм и стандартов, правил сертификации и др. предписаний;

     - сложность административных предписаний  таможенных, санитарных, ветеринарных  и др. учреждений;

     - ухудшение, в целом, условий  страхования поставок из ФРГ в Россию с помощью «Гермеса» по сравнению с прежним льготным режимом, действовавшим до 1994 г.

     В области внешнеэкономического сотрудничества России и Германии существует ряд проблем, которые по критериям однородности можно сформировать в три группы.

     Первая  из них основывается на взаимосвязи торговой и инвестиционной деятельностей с внутриэкономическими ситуациями в обеих странах и включает недостаточную конкурентоспособность российской готовой продукции по качеству.

     Вторая группа проблем связана с особенностями межстранового взаимодействия и включает тарифные и нетарифные ограничения, применяемые к конкурентоспособным российским товарам на мировых рынках, в частности на рынках ЕС.

Информация о работе Торгово-экономическое сотрудничество России и Германии