Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:31, курсовая работа
Финансовый рынок представляет собой систему экономических отношений, возникающих между участниками рынка по поводу предоставления сберегателями временной свободных денежных средств пользователям. Таким образом, товаром на финансовом рынке являются денежные средства, которые одни участники рынка продают другим за определенную плату. В качестве платы выступают проценты, которые выплачиваются по заемным средствам, и дивидендов, которые выплачиваются по акциям. В определенных секторах экономики возникает избыток финансовых средств, в других – недостаток. В связи с этим идет перелив капитала из одного сектора в другой.
Основными поставщиками финансовых ресурсов на рынок являются население и финансовые учреждения, а потребителями – предприятия и государство.
Финансовый рынок любой страны состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Разделение финансового рынка на две части определяется особым характером обращения финансовых ресурсов, обслуживающих оборотный и основной капиталы. На денежном рынке обращаются средства, которые обеспечивают движение краткосрочных ссуд (до одного года). На рынке капиталов осуществляется движение долгосрочных накоплений со сроком более одного года.
Фондовый рынок обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов. Следует подчеркнуть, что ценные бумаги охватывают только часть движения финансовых ресурсов. Помимо ценных бумаг имеют место прямые банковские ссуды, внутрифирменные кредиты и др.
В экономической науке и практике как синоним фондового рынка используется термин «рынок ценных бумаг». В дальнейшем будем использовать оба эти термина как одинаковые понятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА……………….5
1.1 Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка…..5
1.2 Структура фондового рынка………………………………………14
2. ЦЕННЫЕ БУМАГИ: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ…………………..17
2.1 Виды ценных бумаг и их основные характеристики……………..17
2.2 Виды ценных бумаг, имеющих хождение на российском
рынке ценных бумаг……………………………………………………...32
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ……………….38
3.1 Виды фондовых бирж и методы организации биржевой торговли..38
3.2 Фондовые биржи России ……………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………50
Изредка к выпуску необеспеченных облигаций прибегают молодые быстро прогрессирующие фирмы, у которых нет реальных физических активов, могущих служит залогом.
В целях защиты интересов инвесторов, российское законодательство устанавливает определенные ограничения на выпуск необеспеченных облигаций, которые могут быть эмитированы не ранее третьего года существования компании. Это позволяет инвесторам анализировать финансовое состояние компании, как минимум, за два предшествующих года, изучить кредитную историю фирмы и принять взвешенное решение. При этом выпуск облигаций без обеспечения возможен в размерах, не превышающих величину уставного капитала компании, и только после его полной оплаты. Если компания предполагает осуществить облигационный займ на сумму, превышающую размер уставного капитала, то она должна получить обеспечение от третьих лиц.
В зависимости от способа получения дохода различают купонные и дисконтные облигации .[7, c.74-75]
Дисконтные облигации называют облигациями
с нулевым купоном, т.е. процент по ним
не выплачивается, а владелец облигации
получает доход за счет того, что облигация
продается с дисконтом, т.е. по цене ниже
номинала.
В зависимости от определения
величины купона различают облигации
с фиксированным и плавающим (переменным)
купоном.
Купонные облигации
могут выпускать с
Поэтому, чтобы избежать процентного риска эмитенты прибегают к выпуску облигаций с плавающей процентной ставкой. Такой тип облигаций получил распространение в США в начале 80-х годов, когда процентные ставки были достаточно высоки и имели тенденции к изменению. В этих условиях компании предпочитали выпускать облигации с плавающей процентной ставкой, привязанной к какому либо показателю, отражающему реальную ситуацию на финансовом рынке. Обычно в США обязательства с плавающим процентом привязаны к доходности по трехмесячным казначейским векселям. При выпуске таких облигаций устанавливается процентная ставка на первые три месяца, а затем через каждые три месяца ставка корректируется в зависимости от доходности по казначейским векселям. Реальная процентная ставка пор облигациям конкретной компании складывается из двух составляющих:
Особую разновидность составляют доходные облигации . Фирма обязана выплачивать владельцам процентный доход по данным облигациям только в том случае, если у нее есть прибыль. Если прибыли нет, то доход не выплачивается. Доходные облигации могут быть простыми и кумулятивными.
По простым
облигациям не выплаченный доход
за предыдущие годы компания не обязана
возмещать в последующие
Индексируемые облигации.
Индексируемые облигации выпускаются с целью защиты инвестора от обесценения облигаций в связи с инфляцией, изменением валютного курса и т.п. Поэтому отличительной чертой индексируемых облигаций является то, что сумма выплат по купону и номинальная стоимость облигаций корректируется на специальный коэффициент, отражающий изменение соответствующего показателя (темп инфляции, динамика валютного курса и т.п.). Впервые индексируемые облигации появились в 70-х годах в Великобритании. Эти годы характеризовались неустойчивыми темпами развития экономики и сравнительно высокой инфляцией. Для того чтобы уберечь средства инвесторов от обесценения, британским правительством были выпущены индексируемые облигации, по которым сумма купонных выплат и номинальная стоимость облигации корректировалась в зависимости от темпов инфляции.
В России индексируемые облигации выпускали некоторые компании, чтобы снять проблему валютного риска. Инвестор, покупая облигацию за рубли, принимает на себя риск обесценения национальной валюты. Подержав облигацию до срока окончания действия, при погашении он получит сумму в рублях, равную номинальной стоимости. Если за это время курс доллара существенно вырастет, то реальная доходность для инвестора может оказаться отрицательной величиной. Поэтому для успешного размещения облигаций предприятия должны предложить такой финансовый инструмент, который защитил бы владельцев рублевых облигаций от обесценения рубля по сравнению с долларом.
Отзывные облигации.
Выпуская облигации с фиксированной купонной ставкой на длительный период времени, эмитент несет процентный риск, связанный со снижением процентных ставок в будущем. Для того чтобы застраховать себя от потерь при выплате фиксированного купонного дохода в условиях падения процентных ставок, компании прибегают к досрочному выкупу своих облигаций. Право на досрочный выкуп означает, что предприятие может до истечения официально установленной даты погашения облигаций осуществлять их выкуп. Для того чтобы проводить такие операции, в условиях выпуска облигаций должно быть оговорено право компании на досрочный выкуп .[8, c. 89]
Российское
законодательство допускает досрочный
выкуп облигаций. Однако в отличие от западных
стран в России досрочное погашение облигаций
возможно только по желанию их владельцев.
Облигации с частичным досрочным погашением.
Выпуская облигации
с единовременным сроком погашения,
эмитенту придется в день погашения изыскать значительную
сумму денежных средств для выплаты инвесторам
номинальной стоимости всех погашаемых
облигаций. Чтобы уменьшить бремя единовременных
выплат, предприятия прибегают к выпуску
облигаций, которые погашаются постепенно
в течение определенного периода времени.
В этом случае предприятие одновременно
с выплатой купона погашает и часть номинальной
стоимости облигации.
Международные облигации.
Для привлечения капитала зарубежных инвесторов предприятия выходят на международные рынки облигаций. На мировых рынках обращаются различные типы облигаций. В основном среди них можно выделить две группы: иностранные и еврооблигации.
Иностранная облигация – это облигация, выпущенная зарубежной компанией на рынке другой страны в валюте этой страны. Наиболее привлекательными для эмитентов являются рынки США, Великобритании и Японии, где сосредоточены колоссальные финансовые ресурсы. Если эмитент из другой страны хочет привлечь капитал на рынке США, то он выпускает облигации в долларах США, регистрирует проспект эмиссии в соответствии с американским законодательством и размещает облигации на американском рынке.
Еврооблигации – это облигации, которые одновременно размещаются на рынках нескольких европейских стран. Рынок еврооблигаций сложился в 60-70-х годах и завоевал большую популярность, как среди эмитентов, так и среди инвесторов.
Отличительно чертой рынка
еврооблигаций является то, что в
качестве эмитентов выступают надежные
заемщики, чьи репутация и
Для компаний рынок
еврооблигаций является достаточно
выгодным, так как позволяет получить
дешевые финансовые ресурсы для
осуществления крупных
Акции.
Акция–это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Выпускать в обращение акции имеют право предприятия, созданные в форме акционерных обществ. Особенностью акционерных обществ является то, что, их уставный капитал разделен на части и одна акция соответствует одной части уставного капитала.
В зависимости от стадии выпуска акций в обращение и их оплаты различают следующие виды акций: объявленные, размещенные, полностью оплаченные.
Объявленные акции – это предельное число акций соответствующего типа, которые могут быть выпущены компанией дополнительно к уже размещенным акциям. Количество объявленных акций фиксируется в уставе акционерного общества или принимается решением общего собрания акционеров квалифицированным большинством голосов (3/4) от числа присутствующих по количеству акций.
На практике акционерное общество может никогда не выпустить в обращение такого числа акций, которые объявлены в уставе. Количество объявленных акций никак не связано с размером уставного капитала и может быть больше или меньше его величины.
Размещенные акции – это акции, которые приобретены акционерами. В момент учреждения акционерного общества все акции должны быть размещены между учредителями, т.е. в этом период не может осуществляться открытая продажа акций. При последующих эмиссиях размещенными считаются акции, которые реализованы акционерам. Только когда акции приобретены акционерами, они попадают в категорию размещенных и учитываются в составе уставного капитала.
Полностью оплаченные –
это размещенные акции, по которым их владелец
произвел 100%-ную оплату и средства зачислены
на счета акционерного общества. Не все размещенные
акции являются полностью оплаченными,
так как может быть предусмотрена оплата
акций в рассрочку. В частности, учредители
при создании акционерного общества могут
оплачивать акции в рассрочку. Таким образом,
акции размещены, приобретены учредителями,
но полностью могут быть не оплачены.
Обыкновенные акции.
В формировании финансовых ресурсов акционерных обществ обыкновенные акции играют решающую роль. Их доля в уставном капитале общества в соответствии с российским законодательством не может быть менее 75%. Во многих обществах, например в ОАО «Газпром», уставный капитал сформирован только за счет обыкновенных акций.
Приобретая
обыкновенную акцию, инвестор делает бессрочный
взнос в уставный капитал компании.
Одна из главных особенностей обыкновенной
акции как носителя права собственности
заключается в том. Что акционер в большинстве случаев
не может потребовать у АО вернуть ему
внесенную сумму. Именно это позволяет
АО свободно распоряжаться своим капиталом,
не опасаясь, что часть его придется вернуть
акционерам по их запросу. Обыкновенная
акция – это бессрочная ценная бумага,
она не выпускается на какой-то оговоренный
период. Жизнь акции прекращается лишь
с прекращением существования АО. Важнейшее
свойство обыкновенных акций – это право
голоса при принятии решений на собраниях
акционеров. По российскому законодательству
обыкновенная акция предоставляет каждому
акционеру одинаковый объем прав, в том
числе и право голоса.
Привилегированные акции.
Выпуская привилегированные акции, компания преследует цель привлечения дополнительного капитала, который в учете отражается как собственный капитал.
Привилегированные акции в соответствии с российским законодательством наряду с обыкновенными акциями образуют уставный капитал акционерного общества. Особенностью привилегированных акций является то, что эти ценные бумаги одновременно имеют черты, присущие и облигациям, и акциям.
Владелец привилегированных акций, так же как и держатель облигаций, имеет право на приоритетное получение дохода по сравнению с лицами, обладающими обыкновенными акциями.
Конвертируемые ценные бумаги.
Конвертируемая ценная бумага - это облигация или привилегированная акция, которая на определенных условиях может быть обменена на некоторое число обыкновенных акций.
Конвертации (обмену)
подлежат только облигации или
Права, варранты, депозитарные расписки, векселя.
Законодательство большинства стран содержит положение о наличии у владельцев обыкновенных акций преимущественных прав на приобретение дополнительных акций нового выпуска. Российская система регулирования фондового рынка также предусматривает, что акционеры имеют преимущественное право на покупку размещаемых посредством открытой или закрытой подписки дополнительных акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции. Таким образом, инвестор, владеющий акциями конкретной компании, при новой эмиссии имеет право на приобретение этих акций в количестве, пропорциональном числу принадлежащих ему акций определенного типа.
Обычно владение одной акцией дает одно право. Для того. Чтобы реализовать эту привилегию, владельцам обыкновенных акций рассылаются уведомления о том, что у них имеется право приобрести дополнительные обыкновенные акции пропорционально числу имеющихся у них акций. В уведомлении указывается число прав, которыми обладает акционер, срок действия права, цена реализации права, т.е. по какой цене он может приобрести дополнительные акции нового выпуска.
Варранты.
Варранты по механизму действия
и своему содержанию весьма близки к правам.
Варрант– это ценная бумага, дающая ее
владельцу право приобрести в течение
установленного периода времени определенное
число обыкновенных акций по заранее фиксированной
цене.
Отличие варранта от права заключается
в периоде действия. Если право – это краткосрочная
ценная бумага, которая функционирует
на рынке 3-4 недели, то варрант выпускается
на длительный период времени и действует
3-5 и более лет.