Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:16, контрольная работа
У истоков разведки и освоения белорусских торфяных месторождений стояли такие известные ученые, как Федор Яковлевич Бахтеев, Геннадий Иванович Ануфриев, Владимир Евгеньевич Раковский и другие. Эти исследователи работали в Белоруссии в 30–40-х годах.
В 1943 году в Ташкенте состоялась сессия Академии наук БССР, где В.Е. Раковский выступил с докладом о развитии торфяного дела в республике, использовании торфа в качестве топлива и сырья для металлургических процессов. Знаменательно, что в 1944 году одним из пе
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ
1.1 История и анализ развития отрасли в Республике Беларусь
У истоков разведки и освоения белорусских торфяных месторождений стояли такие известные ученые, как Федор Яковлевич Бахтеев, Геннадий Иванович Ануфриев, Владимир Евгеньевич Раковский и другие. Эти исследователи работали в Белоруссии в 30–40-х годах.
В 1943 году в Ташкенте состоялась сессия Академии наук БССР, где В.Е. Раковский выступил с докладом о развитии торфяного дела в республике, использовании торфа в качестве топлива и сырья для металлургических процессов. Знаменательно, что в 1944 году одним из первых среди академических учреждений был восстановлен в Минске Институт торфа. В 1948 году этот институт возглавил известный болотовед Аркадий Борисович Дубов.
«В довоенные годы, как, впрочем, и сегодня, магистральные научные направления в основном концентрировались около изучения процессов образования торфяных месторождений и комплексного использования торфяных ресурсов, – рассказал академик НАН Беларуси Иван Иванович Лиштван. – Тогда же среди приоритетов определилась разработка технологий и оборудования для добычи торфа, прежде всего для нужд энергетики. И это направление стремительно развивалось.
В 1932 году торфоразработки обеспечивали 26 % потребностей энергетического комплекса страны. Внедрялись современные технологии фрезерного, экскаваторного и гидравлического способов добычи. Если в 1934 году добывалось около 2 млн. т, то в 1975-м – свыше 40 млн. т торфа. Так что «торфяным Донбассом» нашу страну называли справедливо. Появились крупные торфопредприятия. Затем на их базе – теплоэлектростанции, работавшие на торфе. Были построены первые четыре завода по производству торфяных брикетов и обеспечен выпуск свыше 200 тыс. т продукции. К слову, эти заводы в строю и поныне, только сегодня объем производства торфобрикетов составляет 1,5 млн. т».
О том, что торф – это кладезь химических соединений, пригодных для производства различных продуктов нетопливного назначения, заговорили в нашей стране в 1952-м. Химические технологии и это направление в целом активно развивал член-корреспондент Академии наук БССР Петр Илларионович Белькевич. Разработки возглавляемой им школы исследователей были положены в основу создания первого отечественного завода горного воска в Пуховичском районе и экспериментальной базы «Дукора». Совершенствуя технологии получения воска, ученые выполняли заказы военных, работали на автомобильный сектор, в интересах воздушного флота. Одновременно продумывали варианты использования асбестоминированного торфа, который оставался после получения воска. Этот период знаменателен еще и тем, что В.Е. Раковский, изучая генезис твердых горючих ископаемых, развил теорию формирования торфа как полезного природного ресурса – она была признана всем мировым научным сообществом. Следующим шагом в торфяном деле стало развитие практического направления: выделение из торфа биологически активных и гуминовых веществ и производство на их базе целой гаммы продуктов. Из ноу-хау того времени можно отметить термическую переработку торфа для получения газа и металлургического кокса путем прямого восстановления железа из чугуна. Новым и интересным казалось направление по производству осветляющих углей. Это аналог известного активированного угля, который на практике можно получать из древесины твердых пород дерева, скорлупы ореха, косточек цитрусовых и, как выяснилось, из торфяной массы. Инициатором апробирования в Минске данной технологии выступил все тот же В.Е. Раковский со своим научно-исследовательским коллективом. Но, к сожалению, довести до внедрения перспективную разработку не удалось.
Актуальной проблемой не только для того времени, но и, как показала история, для сегодняшней жизни являются технологии получения газа в качестве дизельного топлива для транспортных средств. В те годы генераторный газ производили термохимическим способом из чурок дерева, громоздкие бочки устройства устанавливались на автомобилях. Институт торфа создал аналогичную «приставку» к трактору: получаемый генераторный газ подавался в двигатель внутреннего сгорания и запускал машину. Агрегат экспонировался на ВДНХ СССР и был отмечен золотой медалью, а авторы изобретения удостоились правительственных наград.
«Не менее важной была и другая задача, – считает И.И. Лиштван. – Учитывая неоспоримый факт, что из торфа можно получать газ с хорошей теплотворной способностью, правительство нашей страны принимает решение таким путем газифицировать город Минск. Построить крупное производство по получению газа из торфа планировалось и в ряде областных центров, в частности Гомеле и Витебске. И к этому все готовились, в том числе и ученые Института торфа. Проводились работы по термической обработке торфа, чтобы получать так называемый генераторный газ и бытовое топливо. Но проектам не суждено было осуществиться: кардинальные коррективы внесло освоение российских месторождений природного газа и последовавшая за этим масштабная газификация».
В то время очень большое количество «торфяного газа» использовалось стекольными заводами для производственного процесса получения стекольных изделий. Нёманский и Гомельский стеклозаводы работали на нем до тех пор, пока ему на замену не пришел природный газ.
Промышленная добыча торфа на территории Беларуси ведется с конца 19 в., торфобрикет начали производить с 1900 г. До начала Великой Отечественной войны было создано более 200 торфопредприятий. В 1940 г. добыча торфа составила 3,4 млн.т, а его удельный вес в топливном балансе республики – 63,5%.
В 50 – 60-е гг. 20в. построены крупные торфопредприятия с фрезерным способом добычи – «Смолевическое», «Сергеевическое» в Минской области, «Днепровское» (с 1972 г. торфобрикетный завод «Днепровский») в Могилевской, «Василевичи – 2», «Василевичи – 3», «Светлогорское» в Гомельской, «Березовское» в Брестской, «Сорок лет БССР» в Гродненской, торфобрикетные заводы «Витебский» и «Усвижбук» в Витебской области.
До 1960 г. торф оставался основным видом топлива, на нем работало большинство электростанций. Затем добыча торфа на топливо постепенно снижается: в 1970 г. она составляла 9,2 млн. т, в 1990 г. – 3,4, в 2003 г. – 1,8 млн. т.
1.2 Характеристика
структуры отрасли, ключевых
Торф - горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного распада болотных растений в условиях избыточного увлажнения и затруднённого доступа воздуха. От почвенных образований торф принято отличать по содержанию в нём органических соединений (не менее 50% по отношению к абсолютно сухой массе).
Площадь торфяного фонда Беларуси – 2,4 млн.га. Геологические запасы торфа – 4 млрд. тонн. Разрабатывается 42 торфяных месторождения площадью 34 тыс. га, запасы торфа оцениваются в 84,6 млн. тонн.
Торфяная промышленность включает в себя добычу торфа и изготовление брикетов и входит в состав топливной промышленности, наряду с нефтяной и газовой промышленностью.
Основные виды торфяного топлива:
Брикеты топливные - применяется как топливо для отопительных печей, котельных коммунально-бытового назначения,могут использоваться и в качестве топлива для ТЭЦ.
Реализация брикетов в 2009 году (тыс.тонн):
топливоснабжающие организации Беларуси – 572;
прочие потребители Беларуси – 201;
экспорт – 492;
в т.ч.
Швеция – 372;
Литва – 66;
Польша – 35;
Финляндия – 17.
В 2009 году реализован проект «Реконструкция Жодинской ТЭЦ с установкой парового котла производительностью 60т/час, работающего на торфяном топливе.»
Для обеспечения ТЭЦ топливом в 2009 году введена в эксплуатацию фабрика по производству нового вида торфяного топлива – «Топливо для ТЭЦ и котельных», мощность фабрики – 120 тыс.тонн топлива в год.
Топливо для ТЭЦ и котельных - применяется как топливо для котельных коммунально-бытового назначения и ТЭЦ.
Торф топливный - применяется как топливо для котельных коммунально-бытового назначения, используется в качестве топлива для ТЭЦ.
Поставки топливного торфа:
Бобруйская ТЭЦ-1 – 25 тыс. тонн;
Пружанская ТЭЦ – 20 тыс. тонн;
Белорусская ГРЭС – 15 тыс. тонн;
Осиповичская мини-ТЭЦ- 5 тыс. тонн;
котельная г. Ошмяны - 4 тыс.тонн.
Торф кусковой - применяется как топливо для отопительных печей, котельных коммунально-бытового назначения, используется в качестве топлива для ТЭЦ.
Управление развитием топливно-энергетического комплекса осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь, концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», ОАО «Белтрансгаз», Комитет по энергоэффективности при совете Министров, концерн «Белнефтехим».
Торфяная отрасль состоит из 26 организаций, осуществляющих добычу и переработку торфа, 20 организаций осуществляют выпуск топливных брикетов.
Ключевые предприятия отрасли в Беларуси.
Торфодобывающие предприятия:
- УП «Витебскоблгаз»,
- ГПО «Белэнерго»,
- РПУТ «Татарка»,
- ОАО «Туршовка»,
-ОАО «Зеленоборское».
Торфобрикетное производство:
- ГПО «Белэнерго»,
- ОАО «ТБЗ Брасловский»,
- ОАО «ТБЗ Ошмянский»,
- РУТП «Ганцевическое»,
- ОАО «ТБЗ Усяж»,
- УП «Минскоблгаз»,
- УП «Мингаз»,
- ОАО «Старобинский ТБЗ»,
- УП «Неманское»,
- ОАО «ТБЗ Лидский»,
- ОАО «ТБЗ Дитеа»,
- УП «Гроднооблгаз»,
- УП «Брестоблгаз»,
- ОАО «Колпеница»,
- ОАО «ТБЗ Ляховический»,
- ОАО « ТБЗ Гатча-Осовское»,
- ОАО «ТП Глинка»,
- ОАО «Житковический ТЗ»,
- РПУП «Гомельоблгаз»,
- ПРУТ «Днепровское».
Беларусь имеет долю в 10% от мирового объема добычи торфа и занимает 3-е место в мире по этому показателю.
Доли крупнейших торфодобывающих стран в мировой добычи торфа, 2009 г.
Из числа стран-лидеров по производству торфа самыми крупными экспортерами торфа и торфяных смесей в натуральном выражении являются: Канада, Латвия, Эстония, Ирландия, Беларусь, Литва.
Крупные торфопроизводящие страны можно разделить на те, которые преимущественно сами потребляют добытый торф, и на те, которые являются экспортно-ориентированными.
Так, крупнейшими мировыми производителями торфа, которые потребляют и перерабатывают сами большую часть добытого ими продукта, являются: Финляндия, Ирландия, Беларусь, Россия.
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ.
При анализе динамики функционирования отрасли следует обратить внимание на следующие показатели:
Объем производства продукции отрасли
В 2009 году отраслью было добыто 2488 тыс. тонн торфа. За год этот показатель немного изменился и в 2010 году составил 2593 тыс. тонн.
Произведено 1317 тыс. тонн (2010 год) топливных брикетов. В 2009 году этот показатель составлял 1257 тыс. тонн.
Объем экспорта
В 2008 году объем экспорта составил 349 тыс. тонн. В 2009 году – 492 тыс. тонн, в т.ч. Швеция – 372 тыс. тонн, Литва – 66 тыс. тонн, Польша – 35 тыс. тонн, Финляндия – 17тыс. тонн.
Степень износа основного капитала
Наличие
и состояние основного
на 1 января 2007 г.
──────────────────────────────
Наименование оборудования │наличии, │изношенного,│изношенного,
│ единиц │ единиц │ процентов
──────────────────────────────
Машины для болотно-
экскаватор ТЭ-ЗМ, МТП-71, Э-304 61 61 100,0
машина МТП-32, -34, РК-0 38 38 100,0
машина МТП-13, -43 2 2 100,0
машина МТП-22А, -26, -29, -81А РКГ-0,
МП-3М, ППВ-0
машина МТП-24, -42А, -44 97 94 96,9
машина МТП-52, -53 72 72 100,0
бульдозер ДТ-75, Т-130, -170 90 76 84,4
Машины для фрезерного способа добычи торфа
фрезбарабан МТФ-13, -14, -18 123 88 71,5
плоскорез ОПК-0, -1 7 7 100,0
ворошилка МТФ-21, -22 96 73 76,0
валкователь МТФ-31, -33 64 50 78,0
машина МТФ-41, -43, ППФ-5 227 222 97,8
машина МТФ-71, -71А 60 57 95,0
Машины для кускового способа добычи торфа
машина НТК-0, -2, АНБ-704 30 8 26,7
машина ОТМ-0
машина ОТВ-0
машина ОТС-0
машина ВКТ-0, -1 7 - -
машина ППВК, ПВК-2, МТК -32, -33 13 2 15,4
Тракторы
трактор гусеничный
трактор колесный 384 126 32,8
Транспортное оборудование
кран КПТ-1, МТТ-16 84 83 98,8
погрузчик ТО-7, -18, -28, -30 56 20 35,7
тепловоз ТУ-4, -6, -7, -8 124 107 86,3
электростанция ЭСУ-1, -2А, -3 34 32 94,1
вагон ТСВ-6