Автор: Алексей Алесеев, 09 Ноября 2010 в 15:05, доклад
Понятие , задачи и механизмы топливно-энергетического комплекса.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных, так и преобразованных видов энергоносителей. В него входят:
Топливная промышленность является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Топливная промышленность связана со всей промышленностью страны. На её развитие расходуется более 20 % денежных средств, приходится 30 % основных фондов и 30 % стоимости промышленной продукции России.
Необходимо отметить ту особую роль, которую он играет в современной российской экономике:
1.
Топливно-энергетический
2. Доходы от реализации нефти и природного газа и их перераспределение - объект пристального внимания различных промышленных и политических сил.
В
настоящее время ТЭК является
одним из устойчиво работающих производственных
комплексов российской экономики. Он определяющим
образом влияет на состояние и
перспективы развития национальной
экономики, обеспечивая около 1/4 производства
валового внутреннего продукта, 1/3 объема
промышленного производства и доходов
консолидированного бюджета России,
примерно половину доходов федерального
бюджета, экспорта и валютных поступлений.
Генеральный директор ГУ "Институт энергетической стратегии", руководитель Рабочей группы по формированию энергетической стратегии РФ Виталий Бушуев отмечает, что Россия - одна из немногих стран мира, которая, имея колоссальные запасы полезных ископаемых, практически целиком отдала топливно-энергетический комплекс в руки ограниченного числа лиц. В то время как в остальном мире в странах с богатой георесурсной базой значительная доля топливно-добывающей отрасли управляется государством.
Ведущие
российские эксперты считают, что для
России, в силу ее особого геофизического
и геополитического положения, чрезвычайно
важно государственное регулирование
использования природных богатств.
Реализацию государственной политики в сфере топливной промышленности осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации и подведомственные ему организации, в том числе и Российское энергетическое агентство. Как федеральный орган Минэнерго России проводит государственную политику в сфере ТЭК, а также координирует деятельность других министерств и ведомств в этой области.
В
соответствии с Постановлением Правительства
РФ «Об утверждении Положения
о Министерстве энергетики Российской
Федерации» от 12 октября 2000 г. № 777 Минэнерго
России разрабатывает совместно
с заинтересованными
В составе Минэнерго России работает Госэнергонадзор. У этого важнейшего органа мало полномочий. Госэнергонадзор проверяет подготовку и выдает паспорта готовности энергохозяйств к зиме.
Правительство
РФ устанавливает предельные уровни
тарифов естественных монополий, рассматривает
в связи с этим их инвестиционные
программы, регулирует доступ к нефте
- и газопроводам, определяет балансовые
задания по поставкам на внутренний рынок.
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) - исполнительный орган государственной власти, регулирующий естественные монополии. ФЭК, рассматривающий издержки монополий, дает предложения по изменению тарифов.
Главной
задачей ФЭК является создание благоприятных
отношений между потребителями
и производителями энергии. Это
позволяет потребителю
Основные
механизмы государственного регулирования
в сфере топливно-
Государственная политика энергоснабжения предоставляет регионам большие полномочия и возможности, так как решение многих экономических и финансовых проблем перемещается: федерального на региональный уровень. На региональном уровне органами, регулирующими деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса, являются, прежде всего, управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Их задачей является обеспечение социально-экономического развития региона любого уровня на основе эффективного, надёжного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах на производство, преобразование, транспорт и потребление энергоносителей.
Применение
многообразных форм влияния на энергосбережение
основывается на сочетании централизованных,
децентрализованных, экономических, административных
и законодательных методов
Экономические методы управления энергосбережением основаны на материальной заинтересованности предприятий в национальном использовании ресурсов. Необходимы налоговые льготы предприятиям в виде освобождения части их прибыли от налогообложения при производстве и потреблении ими энергосберегающей техники, льготное кредитование производителей и потребителей энергосберегающих технологий, изделий, работ» услуг, НИОКР и инвестирования соответствующих проектов.
Энергетике требуются большие инвестиции. Инфраструктура энергетических предприятий была рассчитана па большие потребности в мощности электроэнергетики. Но за последнее время (примерно за период в 10 лет) промышленное потребление резко упало, создали большие избытки мощностей. Казалось бы, должна увеличиться надежность энергоснабжения. Однако в результате неплатежей резко обострилась ситуация со старением основных фондов. На них сегодня около 25-30 млн кВт из существующих 200 млн выработали свой ресурс и не могут брать дополнительную нагрузку.
Поэтому
государству необходимо создать такой
ценовой механизм, чтобы было выгодно
вкладывать средства в энергетику. И государство
предпринимает определенные шаги на этом
направлении: Федеральный закон «О соглашениях
о разделе продукции» от (1995 г.) призван
способствовать росту иностранных инвестиций
в топливно-энергетический комплекс.
Обоснование перспектив развития ТЭК как единого целого, проблемы которого можно решить только в комплексе, должно основываться на долгосрочной энергетической стратегии.
В связи с этим в 2003 году в России была разработана энергетическая стратегия страны на период до 2020 г., на смену которой в 2009 году была принята еще одна энергетическая стратегия России на период до 2030 года, которая определяет приоритеты политики государства в энергообеспечении страны. Россия должна наращивать добычу энергоносителей - такова общая суть стратегии. Для того, чтобы обеспечить ежегодный прирост ВВП в 5%, добыча нефти должна возрасти до 360 млн т, угля - до 439 млн.т, газа -до 700 млрд м3, а производство электроэнергии -до 1,62 трлн кВт.ч.
Эффективность использования ресурсов должна при этом повышаться: в соответствии со специальной программой сбережения предстоит сэкономить до 1,4 млрд. т условного топлива.
Одной
из важных проблем энергоснабжения
является составление газовой отрасли.
Газовый комплекс осуществлял бесперебойное
снабжение внутреннего рынка, однако
в настоящее время его
Стратегия предусматривает сокращение доли газа в топливно-энергетическом балансе страны до 51%.
Новая энергетическая стратегия направлена на достижение баланса общественных, государственных и корпоративных интересов в области недропользования. Основополагающим звеном новой стратегии является ресурсобезопасность, которая предполагает экологическую и технологическую допустимость, экономическую эффективность и доступность, ресурсную достаточность и финансовую устойчивость.