Топливно-энергетический комплекс

Автор: Алексей Алесеев, 09 Ноября 2010 в 15:05, доклад

Описание работы

Понятие , задачи и механизмы топливно-энергетического комплекса.

Работа содержит 1 файл

ТЭК.docx

— 19.72 Кб (Скачать)

     Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных, так и преобразованных видов энергоносителей. В него входят:

    • газовая промышленность;
    • угольная промышленность;
    • нефтяная промышленность;
    • электроэнергетика (в т.ч. атомная, гидроэнергетика);
    • биоэнергетика (торф, дрова, геотермальная э., ветроэнергетика, солнечная э.).
 

     Топливная промышленность является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Топливная  промышленность связана со всей промышленностью  страны. На её развитие расходуется  более 20 % денежных средств, приходится 30 % основных фондов и 30 % стоимости промышленной продукции России.

     Необходимо отметить ту особую роль, которую он играет в современной российской экономике:

     1. Топливно-энергетический комплекс  является наряду с трудоемкими  и наукоемкими технологиями, основой для формирования экономического ядра, необходимого для обеспечения интенсивного развития остальных элементов народнохозяйственного комплекса.

     2. Доходы от реализации нефти и природного газа и их перераспределение - объект пристального внимания различных промышленных и политических сил.

     В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и  перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около 1/4 производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства и доходов  консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. 

     Генеральный директор ГУ "Институт энергетической стратегии", руководитель Рабочей группы по формированию энергетической стратегии РФ Виталий Бушуев отмечает, что Россия - одна из немногих стран мира, которая, имея колоссальные запасы полезных ископаемых, практически целиком отдала топливно-энергетический комплекс в руки ограниченного числа лиц. В то время как в остальном мире в странах с богатой георесурсной базой значительная доля топливно-добывающей отрасли управляется государством.

     Ведущие российские эксперты считают, что для России, в силу ее особого геофизического и геополитического положения, чрезвычайно важно государственное регулирование использования природных богатств. 

     Реализацию  государственной политики в сфере  топливной промышленности осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации  и подведомственные ему организации, в том числе и Российское энергетическое агентство. Как федеральный орган Минэнерго России проводит государственную политику в сфере ТЭК, а также координирует деятельность других министерств и ведомств в этой области.

     В соответствии с Постановлением Правительства  РФ «Об утверждении Положения  о Министерстве энергетики Российской Федерации» от 12 октября 2000 г. № 777 Минэнерго  России разрабатывает совместно  с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти программы  освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов, топливно-энергетический баланс в целом по стране и по регионам, текущие и перспективные балансы по отдельным видам энергоресурсов, осуществляет меры по их реализации.

     В составе Минэнерго России работает Госэнергонадзор. У этого важнейшего органа мало полномочий. Госэнергонадзор проверяет подготовку и выдает паспорта готовности энергохозяйств к зиме.

     Правительство РФ устанавливает предельные уровни тарифов естественных монополий, рассматривает  в связи с этим их инвестиционные программы, регулирует доступ к нефте - и газопроводам, определяет балансовые задания по поставкам на внутренний рынок. 

     Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) - исполнительный орган государственной власти, регулирующий естественные монополии. ФЭК, рассматривающий издержки монополий, дает предложения по изменению тарифов.

     Главной задачей ФЭК является создание благоприятных  отношений между потребителями  и производителями энергии. Это  позволяет потребителю рассчитывать на доступную по цене энергию, а производителю  обеспечивать нормальное функционирование и развитие бизнеса. Основная функция  ФЭК - регулирование цен естественных монополий. На уровне регионов эту функцию  выполняют региональные энергетические комиссии. 

     Основные  механизмы государственного регулирования  в сфере топливно-энергетического  комплекса предусматривают:

  1. меры по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК);
  2. повышение эффективности управления государственной собственностью;
  3. введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;
  4. стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.
 

     Государственная политика энергоснабжения предоставляет  регионам большие полномочия и возможности, так как решение многих экономических  и финансовых проблем перемещается: федерального на региональный уровень. На региональном уровне органами, регулирующими деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса, являются, прежде всего, управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Их задачей является обеспечение социально-экономического развития региона любого уровня на основе эффективного, надёжного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах на производство, преобразование, транспорт и потребление энергоносителей.

     Применение  многообразных форм влияния на энергосбережение основывается на сочетании централизованных, децентрализованных, экономических, административных и законодательных методов управления, учитывающих возможности воздействии  на различные формы собственности  и условия, характерные определенного  региона.

     Экономические методы управления энергосбережением  основаны на материальной заинтересованности предприятий в национальном использовании ресурсов. Необходимы налоговые льготы предприятиям в виде освобождения части их прибыли от налогообложения при производстве и потреблении ими энергосберегающей техники, льготное кредитование производителей и потребителей энергосберегающих технологий, изделий, работ» услуг, НИОКР и инвестирования соответствующих проектов.

     Энергетике  требуются большие инвестиции. Инфраструктура энергетических предприятий была рассчитана па большие потребности в мощности электроэнергетики. Но за последнее время (примерно за период в 10 лет) промышленное потребление резко упало, создали большие избытки мощностей. Казалось бы, должна увеличиться надежность энергоснабжения. Однако в результате неплатежей резко обострилась ситуация со старением основных фондов. На них сегодня около 25-30 млн кВт из существующих 200 млн выработали свой ресурс и не могут брать дополнительную нагрузку.

     Поэтому государству необходимо создать такой ценовой механизм, чтобы было выгодно вкладывать средства в энергетику. И государство предпринимает определенные шаги на этом направлении: Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от (1995 г.) призван способствовать росту иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс. 

     Обоснование перспектив развития ТЭК как единого  целого, проблемы которого можно решить только в комплексе, должно основываться на долгосрочной энергетической стратегии.

     В связи с этим в 2003 году в России была разработана энергетическая стратегия страны на период до 2020 г., на смену которой в 2009 году была принята еще одна энергетическая стратегия России на период до 2030 года, которая определяет приоритеты политики государства в энергообеспечении страны. Россия должна наращивать добычу энергоносителей - такова общая суть стратегии. Для того, чтобы обеспечить ежегодный прирост ВВП в 5%, добыча нефти должна возрасти до 360 млн т, угля - до 439 млн.т, газа -до 700 млрд м3, а производство электроэнергии -до 1,62 трлн кВт.ч.

     Эффективность использования ресурсов должна при  этом повышаться: в соответствии со специальной программой сбережения предстоит сэкономить до 1,4 млрд. т  условного топлива.

     Одной из важных проблем энергоснабжения  является составление газовой отрасли. Газовый комплекс осуществлял бесперебойное  снабжение внутреннего рынка, однако в настоящее время его возможности  ограничены. Доля газа в энергетике за го (1995-2000 гг.) выросла с 34 до 64%.

     Стратегия предусматривает сокращение доли газа в топливно-энергетическом балансе страны до 51%.

     Новая энергетическая стратегия направлена на достижение баланса общественных, государственных и корпоративных интересов в области недропользования. Основополагающим звеном новой стратегии является ресурсобезопасность, которая предполагает экологическую и технологическую допустимость, экономическую эффективность и доступность, ресурсную достаточность и финансовую устойчивость.

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс