Топливно-энергетический комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.

Работа содержит 1 файл

тэк проблемы.docx

— 51.12 Кб (Скачать)

    Теперь, обобщив сказанное в данной главе, выделим главную особенность, проблему размещения нефтедобывающей промышленности России. Частично она уже была рассмотрена - это сверхвысокая концентрация нефтедобычи  в ведущей нефтяной базе. Она имеет  как раз преимущество для организации  самой структуры промышленности, так создает целый комплекс проблем, среди которых, например, сложная  экологическая обстановка в регионе. Особенно выделяется из них проблема дальней и сверхдальней транспортировки  нефти и попутного газа, обусловленная  объективной необходимостью в перевозке  сырья от главного поставщика, восточных  районов Российской Федерации, к  главному потребителю - западной ее части. 
 
 
 
 
 

    III. Транспортировка  нефти трубопроводами

    1. Характеристики и  преимущества

    Нефть не используется в первоначальном виле, поэтому нефтеперерабатывающие  заводы - основной ее потребитель. Они  располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую  нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом  она из мест добычи в места потребления  перевозилась по железным дорогам в  цистернах. В настоящее время  большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке  продолжает расти. В состав нефтепроводов  входят трубопроводы, насосные станции  и нефтехранилища. Скорость движения нефти - 10-12 км/ч. Стандартный диаметр - 12 тыс.мм. Производительность в год - 90 млн. тонн нефти. По эффективности  с нефтепроводами могут соперничать  только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в  пожарном отношении и резко снижают  потери при транспортировке (доставке).

    Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года.

    2. Развитие и размещение  главных нефтепроводов

    Первый  нефтепровод длиной в 6 км был сооружен в США в 1865 году. Нефтепроводы большей  длины начали строить в 1875году. Первый нефтепровод в России проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 - 1907 году был построен самый большой в то время в  мире по протяженности магистральный  трубопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться и по сей день.

    Развитие  нефтепроводного транспорта в Союзе  было связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирии, Татарии  и Куйбышевской области. К 1941 году в  эксплуатации находилось 4100 км магистральных  трубопроводов для перекачки  нефти и нефтепродуктов с сумарной годовой производительностью 7,9 млн. тонн. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Общая протяженность магистральных  нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275  тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) длиной 8527 км; северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом "Дружба" с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления, т.к. связывали основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем (западными районами Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее время.

    С открытием новых нефтяных месторождений  на Южном Мангышлаке и в Тюменской  области сооружены слудующие  нефтепроводы: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск  диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод "Дружба". Общая протяженность нефтепроводов  в СССР в 1973 году составила 42,9 тысяч  км, а к  году уже превысила 82 тыс. км.

    Характерной особенностью развития нефтепроводного  транспорта России является увеличение удельного веса трубопроводов большого диаметра, что объясняется их высокой  рентабельностью.

    Развитие  нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. Например, во время  благоприятной ситуации в отрасли  с 1940 по 1980 годы протяженность нефтепроводов  увеличилась с 4 до 69,7 тыс. км, а грузооборот - с 4 до 1197 млрд. ткм, т.е. на 29825%.

    Так, в прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного  улучшив снабжение нефтью центральных  и восточных районов страны, обусловило появление целой системы магистральных  нефтепроводов:

    1) на запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Куйбышев - Брянск до Мозыря (Белорусия), откуда  в Полшу, Венгрию и Чехословакию  с ответвлением в Белорусию,  Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза  - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск  - Горький - Рязань - Москва с ответвлением  Горький - Ярославль - Кириши;

    2) на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск  - Саратов; Ишимбай - Орск.

    3) на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск  - Красноярск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты).

    Формирование  Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком  переориентировался на западное направление.

    Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли  к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:

    1) на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук  - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк;

    2) на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык  - Омск; Омск - Павлодар - Чимкент;

    3) на восток - Александровское - Анжеро - Судженск.

    Для транспортировки нефти на запад  используются, кроме того, трубопроводы Волго - Уральского района восточного направления.

    Из  трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак - Самара; Ухта - Ярославль (Тимано - Печерская нефтегазоносная  область); Огса - Комсомольск-на-Амуре (Сахалин).

    За  границу нефть экспортируется также  при помощи трубопроводов (например, "Дружба"). Экспорт нефти сегодня  составляет 105-110 млн. т, нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена нефти  на мировом рынке - приблизительно 107 долларов за тонну, а мазута - 86 долларов. Треть экспорта сырой нефти приходиться  на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан вместе более 90%).

    Остальная часть нефти направляется в дальнее  зарубежье, т.е. в Западную Европу, где  Германия, Италия, Великобритания и  Ирландия вкупе потребляют 60% этого  объема. Сегодня экспорт за границу  в основном выгоден, однакоесть уже  указанные проблемы с оплатой  при поставке нефти в страны ближнего зарубежья.

    В самой же России в будущем предусмотрено  создание региональных систем магистральных  нефтепродуктопроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако сейчас трубопроводный транспорт периживает тяжелые времена в связи с  общим спадом в нефтяной промышленности. 
 
 
 
 

    Заключение

    В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль  является главной для мировой  экономики. В нашей стране эта  зависимость особенно высока. К сожалению  российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого  кризиса. Было перичислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую  эксплуатацию месторождений вкупе  с большими потерями при транспортировке  и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже  сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически  важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие  объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического строения, требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно будут приростать слабо. Эффект от геологоразведки выше в Западной Сибире, однако в этом регионе высокопродуктивные месторождения  уже значительно истощены.

    По  этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность. Для этого в первую очередь  нужно:

    1) Пересчмотреть систему налогооблажения,  существенно снизив налоги на  нефтепроизводителей, однако установить  высокие штрафы за нерациональное  использование природных богатств  и нарушение экологии.

    2) Менее жестко регулировать цены  внутри страны, поддерживая их  несколько ниже мирового уровня. Экспорт же нефти за рубеж  вести только по мировым ценам.

    3) Частично восстановить централизованное  управление отраслью, вытекающее  из самой структуры нефтяной  промышленности и имеющее много  положительных моментов (рациональная  система нефтепроводов). Это, однако, не означает полного возврата  к старой модели управления.

    4) Сохранение единого экономического  пространства - условия выживания  топливно-энергетического комплекса.

    5) Найти четкую и продуманную  программу инвестиций в нефтяную  промышленность.

    6) Организовать единый Российский  банк нефти и газа, государственная  внешнеторговая фирма, включающая  представителей предприятий, добывающих, перерабатывающих и транспортирующих  нефть и газ. Это позволит приостановить хаотичные бартерные сделки, подрывающие интересы государства.

    7) Создать необходимую систему  нормативных актов, обеспечивающую  твердую законодательную базу  для работы с иностранными  компаниями по совместной разработке  наиболее сложных месторождений.

    8) Стабилизировать объемы геологоразведочных  работ с целью восполнения  запасов нефти и газа.

    Реализация  предлагаемых мер в комплексе  с другими означала бы приостановку инфляции и укрепление курса рубля (например, стоимость сельскохозяйственной продукции на 40% определяется ценой  горюче-смазочных материалов).

    Появился  бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.

    Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в возрождение России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Амелин, А. Экономика и ТЭК сегодня  /А. Амелин // Энергоэффективность  и энергоснабжение. – 2009. –  № 11.

2. Вавилова, Е. В. Экономическая география  и регионалистика /Е. В. Вавилова. – М.: Гардарики, 2004. – 148 с.

3. Видяпин,  В. И. Региональная экономика,  учебник / под ред. В.И. Видяпина  и М.В. Степанова. – М.: Инфра-М, 2005. – 666с.

4. Горкин, А. П. География: Энциклопедия / под ред. А. П. Горкина, М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

5. Градов, А. П. Региональная экономика:  учеб. Пособие для вузов / А.  П. Градов, Б. И. Кузин – СПб.: Питер, 2007.

6. Желтиков, В.П. Экономическая география:  учебник / В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 384 с.

7. Кистанов, В. Региональная экономика России: учебник / В. Кистанов, Н. Копылов.  – М.: Финансы и статистика, 2002.

8. Козьева,  И. Экономическая география и  регионалистика ( история, методы, состояние  и перспективы, размещение производительных  сил): учебное пособие / И. Козьева,  Э. Кузьбожев. -М.: КНОРУС, 2007. – 540с.

9. Васильев, П., Экономика и ТЭК сегодня  / П. Васильев// Россия и СНГ  в новейших европейских интеграционных  процессах. – 2009. № 11.

10. Скопин  А. Ю. Экономическая география  России: учебник / под ред. А.  Ю. Скопина. М.: ТК Велби, изд-во  Проспект, 2003 – 368с.

11. Михайлов  С., Экономика и ТЭК сегодня  / С. Михайлов // Возобновляемая энергетика  сегодня и завтра. – 2009. № 11. – С. 9-10.

12. Морозов,  Т.Г. Экономическая география  России: Учеб. пособие для вузов  / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, –  М.:- ЮНИТИ. – 2004.

Интернет ресурсы:

13. www.alter-power.ru

14. www.eprussia.ru (Энергетическая стратегия до 2030 года)

15. www.gks.ru

16. www.minenergo.gov.ru

17. www.ng.ru (Независимая Газета)

18. www.ugolinfo.ru

19. www.iea.org 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………1

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс