Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:32, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение ТНК, как основных субъектов современного мирового хозяйства. Задачи, способствующие достижению данной цели, заключаются в кратком рассмотрении основных субъектов мирового хозяйства; раскрытии сущности и основных признаков ТНК, как наиболее активного субъекта, рассмотрении причин возникновения и видов ТНК, их влияния на мировую экономику и последствия их деятельности, а также выявление современных тенденций развития.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. ТНК как субъект мирового хозяйства……………………………..6
1.1. Понятие и основные субъекты мирового хозяйства…………………6
1.2. Понятие и признаки ТНК……………………………………………...9
1.3. Причины возникновения и виды ТНК………………………………11
Глава 2. Влияние ТНК на мировую экономику……………………………16
2.1. Взаимоотношения ТНК и государства……………………………...16
2.2. Влияние ТНК на мировую экономику, последствия их деятельности…………………………………………………………..20
Глава 3. Тенденции развития транснациональных корпораций………..25
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы…………………………………………..32
Приложение………………………………………………………………………..34
Транснациональные компании являются основными факторами формирования конкурентоспособности стран и реализации их конкурентных преимуществ на международных рынках. Процветание какой-либо конкретной страны в значительной степени зависит от успехов функционирующих на ее территории ТНК, при этом большую роль играет государственная экономическая политика. Однако при этом не стоит забывать, что на самом деле ТНК являются экономическими агентами тех стран, которые через рыночные механизмы завоевывают решающее влияние на факторы, формирующие конкурентоспособность чужих экономик, что дает им возможность вносить изменения в сравнительные преимущества принимающих стран. Такая ситуация, естественно, может не соответствовать национальным интересам той или иной страны и даже вступать с ними в конфликт.
Существуют
две сферы отношений ТНК с
государствами и
ТНК и страна базирования
На международном уровне невозможно найти общей формулы, которая характеризовала бы отношения между ТНК и их родиной. В тех странах, где исторически существовало тесное взаимодействие правительства и предпринимательства, она обычно имеет продолжение и тогда, когда корпорация расширяет свою деятельность за национальные границы.
Сейчас компании рассчитывают, что “родные” правительства будут принимать меры для защиты их инвестиций за рубежом, прежде всего путем заключения соответствующих двусторонних соглашений, исключающих двойное налогообложение, предотвращать их экспроприацию и национализацию и стремиться к двусторонним и многосторонним гарантиям капиталовложений и охране интеллектуальной собственности. Значительный прогресс в этом был достигнут под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основными принципами здесь являются: одинаковый режим для иностранных и отечественных компаний, либерализация условий деятельности, защита инвестиций и интеллектуальной собственности.
Государство играет немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. Также это может быть поддержка НИОКР, специальные субсидии в пользу определенных высокотехнологичных отраслей и т.д. В качестве примера можно привести практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея (известной сегодня такими международными корпорациями, как «Samsung», «Daewoo», «LG electronics») [17].
Иногда
осуществляется прямая поддержка транснациональной
корпорации с помощью информации, стимулирования
сбыта продукции и подключения дипломатических
инструментов и служб страны их происхождения
(например, так поступали США и Германия,
для продвижения свих корпораций на азиатский
рынок). Даже в менее развитых странах
стимулирование “активной интернационализации”
национальных компаний (через прямые иностранные
инвестиции) с помощью инструментов политики
стало обычной практикой. Малые страны
стремятся добиться такой интернационализации
своих компаний, которая повысила бы их
конкурентоспособность.
ТНК и принимающие страны
Отношения между принимающими странами и ТНК – сложны. Это обусловлено частым несовпадением интересов, а также асимметрией власти. Такая асимметрия ощущается сразу же, как только обе стороны пытаются максимизировать свои выгоды. ТНК, как правило, экономически намного сильнее, чем большинство принимающих их стран [см. Приложение]. Они нередко стараются использовать свою мощь, чтобы оказывать давление на местные правительства, принуждая их минимизировать свои налоговые обязательства или добиваясь получения особых льгот в финансовой сфере, инфраструктуре, защите рынка и т.д. В качестве ответных акций многие страны применяют запреты и ограничения, а также национализацию и экспроприацию собственности [13].
Целевой формой связи большого бизнеса с органами государственной власти является система лоббирования, направленная на отстаивание интересов ТНК. Современная лоббистская сеть ТНК включает в себя целые отделы корпораций и их объединений, различные неформальные контактные организации, фонды, бюро и т. д. Они ставят своей целью оказывать влияние на принимаемые законодательные акты, деятельность партий, результаты выборов и решения судебных органов. В своей деятельности лоббисты используют различные методы: организации кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании; налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками госаппарата для дальнейшего влияния на их решения; дача взяток чиновникам различных уровней; финансирование предвыборных кампаний, деятельности политических партий и другие.
В ходе проведения конкретной политической кампании ТНК могут мобилизовать для ее поддержки персонал своих предприятий и предприятий субподрядчиков, банкиры - своих клиентов.
Кроме того, в последние десятилетия ТНК не ограничиваются только финансированием каких-нибудь политических деятелей. Крупнейшие владельцы ТНК сами входят в состав правительств и баллотируются на посты глав государств [11].
Однако,
несмотря на это, нынешний период характеризуется
все более острой конкуренцией за прямые
иностранные инвестиции между принимающими
странами. Они разрабатывают политику,
стимулирующую приток иностранных инвестиций
в их страны. Правительства этих стран
активно борются за привлечение ТНК в
свою экономику, конкурируя друг с другом.
В качестве примера можно назвать опыт
американской компании General Motors, которая
выбирала, где ей построить крупный завод
по выпуску автомашин и запчастей – на
Филиппинах или в Таиланде. По мнению специалистов,
Таиланд имел преимущество, так как автомобильный
рынок здесь развит лучше. Однако победили
Филиппины, предложив GM ряд льгот, включая
налоговые и таможенные, стимулирующие
строительство завода именно в этой стране
[9].
Развитие и увеличение числа ТНК оказывает значительное влияние на современную мирополитическую систему. Транснациональные корпорации контролируют 90% экспорта промышленно развитых стран, 40% мирового промышленного производства, 80% прямых инвестиций, 1/3 активов частного сектора мировой промышленности, на ТНК приходится 30% мирового ВВП. Их активы достигли 10 трл. долларов. Более того, под властью ТНК находятся 85% рынка меди и бокситов; 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, джута и железной руды; 75% натурального каучука и сырой нефти; 80% чая и олова [18]. В основном ТНК и их филиалы располагаются в промышленно развитых странах - США, ЕС, Японии.
Принимающие страны от притока инвестиций выигрывают по многим аспектам. Широкое привлечение иностранного капитала способствует снижению безработицы в стране, росту доходов государственного бюджета. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны.
В настоящее время ТНК оказывают значительное воздействие не только на экономику и политику развитых государств, но и распространяют своё влияние на территории стран третьего мира. В этих странах они формируют такие экономические структуры, которые, прежде всего, отвечают интересам функционирования самих ТНК. Огромные производственные комплексы, расположенные в развивающихся странах, связываются не с экономической системой страны пребывания, а реально с теми предприятиями, которые входят в состав корпораций, вне зависимости от места их размещения. Таким образом, филиалы ТНК выступают как своего рода двигатель собственных интересов в многоукладной экономике развивающихся стран. Они выпускают самую новую и сложную продукцию, используют самое современное оборудование, но при этом отвлекают от национального производства наиболее квалифицированную часть рабочей силы и сырьё. Поэтому их влияние на воспроизводственные связи развивающихся стран является весьма неоднозначным, так как ТНК образуют деформированный тип международного разделения труда. По данным ООН, за последние десятилетия соотношения уровня «золотого» и «нищего» миллиардов планеты, доходов богатых и бедных вследствие деятельности транснациональных корпораций не только не сократилось, но значительно увеличилось: с 13:1 в 1960г. до 60:1 в настоящее время [18]. Но, тем не менее, благодаря ТНК развивающиеся страны становятся активными участниками мирового экономического процесса, получают доступ к инновациям, передовым технологиям, международным внешнеторговым каналам, современной организации труда. Ведь транснациональные компании являются главным фактором конкурентоспособности стран, так как реализуют её различные конкурентные преимущества. Вся их деятельность по развитию производства и продаж, учитываемые и неучитываемые риски заставляют стать их основными участниками конкуренции на мировом рынке.
ТНК
содействуют экономической
ТНК играют очень важную роль в развитии обобществления производства и в развитии плановых начал, что создает предпосылки для перехода к централизованному регулированию мировой экономикой в интересах всего человечества, для создания «социального мирового хозяйства».
Однако осуществляемое ТНК централизованное регулирование мирового хозяйства порождает и многие острые проблемы.
Транснационализация деятельности снижает экономические риски для корпораций, но повышает их для принимающих стран. Дело в том, что транснациональные корпорации могут довольно легко перемещать свои капиталы между странами, покидая страну, испытывающую экономические трудности, и уходя в более благополучные. Естественно, что в этих условиях ситуация в той стране, из которой ТНК резко уводят свои капиталы, становится еще тяжелее, поскольку массовое изъятия капитала ведет к безработице и прочим негативным явлениям.
Осуществляя свою деятельность в принимающих государствах, транснациональные корпорации активно включаются также и в местный политический процесс. Они вмешиваются во внутреннюю политику государств с тем, чтобы, при помощи своей мощи оказать давление на органы власти, принуждая последних снижать налоговые отчисления компаний или добиваясь особых льгот в финансовой среде, инфраструктуре, защите экономических интересов. В ряде случаев ТНК используют напряженность между государствами в своих интересах и даже провоцируют ее [15]. Возможно, первой такой корпоративной войной можно назвать конфликт Чако между Боливией и Парагваем, который продолжался с 1932 по 1935 годы. Так, по сути дела, это была борьба двух корпораций: американской Exxon Mobil (Standart Oil) и англо-голландской Royal Dutch Shell за нефтяные запасы, найденные в районе Чако. Кроме того, американской корпорации необходимо было получить доступ к морю для постройки нефтепровода. А Shell к тому времени уже имела концессию на часть нефтеносных территорий и, поэтому, стремилась сохранить и расширить свои позиции. В результате стороны понесли огромные потери (в частности эта схватка стоила Боливии смерти 60000 человек), а нефти, пригодной для промышленной разработки, в Чако не оказалось. Ещё одним примером вмешательства ТНК во внутреннюю политику государств является деятельность американской корпорации «American Fruit», которая в XX веке осуществляла свержение правительств части «банановых республик» Латинской Америки и устанавливала в этих странах режимы, отвечающие её интересам, а корпорация ITT принимала активное участие в финансировании в 1972–1973 заговора против законного главы государства Чили Сальвадора Альенде. В основном, ТНК заинтересованы в получении только собственных выгод и прибыли, не считаясь с интересами народов и государств [20].
Транснациональные корпорации могут также оказывать значительное влияние на политический курс той или иной страны путём активного участия в избирательных кампаниях государств. Их представители, становясь членами национальных ассоциаций промышленников, и, тем самым, получая доступ к прямым контактам с руководителями местных органов власти, вносят свой «вклад» в избирательные и другие фонды местных политических партий.
Информация о работе ТНК - основные субъекты мирового хозяйства