Типы эластичности, денежный мультипликатор, долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи.

Работа содержит 1 файл

к.р.docx

— 239.17 Кб (Скачать)
  1. Типы эластичности.

     Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки. Впервые она  была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах  изменение одной переменной в  ответ на выраженное в процентах  изменение другой переменной. Понятие  эластичности позволяет выяснить, как  происходит адаптация рынка к  изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить  выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки  в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

     Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том  на какую величину изменится объем  спроса и предложения при изменении  цены.

     Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов  изменится одна переменная экономическая  величина при изменении другой на один процент. Примером может служить  эластичность спроса по цене, или ценовая  эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар  при изменении его цены на один процент.

     Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой  эластичности спроса Ер равен:

     

     где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;

     Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической  величине.

     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса больше 1, то мы имеем  дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в  данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

     Если  абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса меньше 1, то спрос  относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой  меньшее изменение величины спроса.

     При коэффициенте эластичности равном 1 говорят  о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к  такому же количественному изменению  величины спроса.

     На  рисунке 1 изображены два варианта графиков спроса. На рисунке 1а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации продукции увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

     Рисунок 1б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

     

     Рисунок. 1. Относительно эластичный спрос (а); относительно неэластичный спрос (б)

     Существует  два крайних случая. Первый случай — существование только одной  цены, при которой товар будет  приобретаться покупателями. Любое  изменение цены приведет либо к полному  отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному  увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно  эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно  изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рисунок 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным  торговцем на городском рынке, абсолютно  эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

     

     Рисунок 2. Крайние случаи эластичности: а  — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен

     Другой  крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рисунок 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может  служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п.

     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности:

       — спрос эластичен;

       — спрос неэластичен;

       — спрос с единичной эластичностью.

     Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах  при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов  приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а  в развивающихся — в товарах  длительного пользования.

     Эластичность  спроса по доходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

     

     где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

     ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода

     Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т.п. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

     На  рисунке 2а представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты);

     На рисунке 2б — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода);

      На рисунке 2в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).

     Рисунок 2. Эластичность спроса по доходу

     Эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода.

     Значение  эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом Еd таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т.д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка. 

  1. Особенности функционирования фирмы в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции.

     В экономической теории совершенной  конкуренцией называют такую форму  организации рынка, при которой  исключены все силы соперничества  как между продавцами, так и  между покупателями.

     Среди производителей оно проявляется  в предложении новых товаров, улучшении качества уже выпускаемых, мерах по продвижению их на рынок  и т.п. Среди потребителей соперничество  может выражаться в стремлении получить новые скидки, в поисках более  выгодных поставщиков и т.д.

     Термин "соперничество" относится к  действительному поведению, тогда  как термин "конкуренция" относится  к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения  на определенном рынке.

     Совершенная конкуренция - такая организация  рынка, при которой каждое предприятие  может продавать по данной рыночной цене столько продукции, сколько  оно пожелает. А на уровень цен  не может повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Рынок совершенной  конкуренции - это рынок, где удовлетворяются  условия совершенной конкуренции.

     Модель  совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации  рынка.

     Рынок состоит из многих конкурирующих  продавцов, каждый из которых продает  стандартизированную продукцию  многим покупателям. Стандартизированность  или однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно  одинаковы в представлении покупателей. Продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия  имеет для каждого покупателя форму прямой. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных фирм означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары фирм-производителей близка к бесконечности. Это значит, что малое повышение цены одной фирмой сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию других фирм. Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

     Доля  каждой фирмы на рынке отрасли  незначительна, так что ни одна из них не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта.

     В условиях совершенной конкуренции  кривая спроса на продукцию фирмы  всегда горизонтальна, т.е. абсолютно  эластична.

     В случае увеличения объема производства отдельной фирмой, выступающей на рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает. Общая выручка  предприятия TR изменяется пропорционально  изменению выпуска продукции, средняя  и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (P = AR = MR). Малость субъектов рынка  предполагает и их множественность, т.е. наличие на рынке большого числа  мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов  рынка предполагают отсутствие (формальных и неформальных) соглашений (сговора) между ними с целью обретения  монопольных преимуществ на рынке.

     Итак, совершенная конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов  хозяйствования из отрасли ничем  не ограничен, число субъектов рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах  продаваемых товаров.

     В условиях совершенной конкуренции  предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем  выпуска к условиям товарного  рынка, с одной стороны, или к  обусловленным технологией собственным  затратам - с другой, но оно не может  оказать влияние на цену продукции.

     При совершенной конкуренции фирмы  не могут оказывать влияния на цены продаваемого товара. Однако в  долгосрочном периоде они имеют  большую гибкость в расширении своих  операций и перераспределении своих  ресурсов в другие отрасли по сравнению  с тем, что они могут сделать за краткосрочный период.

     В длительном периоде всякое предприятие  имеет возможность выбора производственной мощности, а значит и большую, чем  в коротком периоде возможность  изменить объем выпуска. Благодаря  свободе входа в отрасль и  выхода из нее, меняется число фирм, ищущих максимум прибыли на данном рынке. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных  средних издержек типичной фирмы. Экономическая  прибыль в долгосрочной перспективе  будет привлекать в отрасль новые  фирмы, а убытки, наоборот, усилят уход из данной в более прибыльную отрасль.

В условиях совершенной  конкуренции в долгосрочном периоде  соблюдается равенство: MR = MC = AC = P

MR - предельный  доход

MC - предельные  издержки

Информация о работе Типы эластичности, денежный мультипликатор, долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции