Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 10:09, контрольная работа
Население нашей планеты, составляющее ныне 6,6 млрд. человек, растет очень быстро – в сутки на четверть миллиона человек. Только за текущее десятилетие численность населения мира вырастет на 1 млрд. человек. Это обстоятельство заставляет задуматься над проблемой народонаселения планеты. Изучением трудовых ресурсов и движение народонаселения занимается демография, исследующая закономерности процессов, происходящих в структуре и динамике населения
Введение. 3
Глава 1. Общие понятия демографии и динамики населения мира 4
Глава 2. Воспроизводство населения 10
2.1 Понятие воспроизводства и его основные показатели 10
2.2 Основные типы воспроизводства населения 14
2.3 Особенности воспроизводства в современном мире 16
2.4 Основные тенденции современного демографического развития мира 16
Глава 3. Демографическая политика 19
3.1 Понятие и цели демографической политики 22
3.2 Политика развитых стран 22
3.3 Политика развивающихся стран 23
Заключение. 27
Список литературы. 29
Приложение. 30
Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политик могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов — в зависимости от фазы демографического перехода — была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.
Наибольшее
развитие и распространение
Динамика роста численности населения земного шара
с
начала нашей эры.
Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.
Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.
Основные
направления демографической
Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:
Другими словами демографическая политика - система экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.
Принципиальная
особенность демографической
3.2.
Политика развитых
стран
Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В первую очередь это относится к России и странам Восточной Европы, где она рассматривалась как составная часть социальной политики государства. Осуществляется ряд конкретных мероприятий. Например в 80-х гг. при рождении ребенка выдавалось единовременное пособие, а затем выплачивались ежемесячные пособия. Молодоженам предоставляются беспроцентные кредиты. Многодетные семьи получали средства на приобретение мебели, предметов домашнего обихода, имели преимущественное право на получение квартиры, устройство детей в детских учреждениях. В стране были созданы центры по планированию семьи. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Отношение
в западных странах к демографическим
проблемам неопределенно. Политика по
увеличению рождаемости отмечалась во
Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает,
что правительства западных стран не имеют
демографических целей. Скорее всего,
они не выражают их в явном виде.
3.3.
Политика развивающихся
стран
Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и, прежде всего ростом населения, ставится там, в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы в связи с переориентацией на рыночный путь развития. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения Третьего мира, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в начале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Они исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства. Наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности. Однако реализация демографической политики затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.
Простое воспроизводство населения, или "нулевой рост" цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (т.к. есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма "неудобные" для стабильного развития экономики.
В
развивающихся странах
Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения — Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.
Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых — 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65—75%, в Малайзии и Индии — 50—60%, в большинстве стран Латинской Америки — 50—75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене — 7%.
В
качестве одной из действенных мер
демографической политики многие развивающиеся
страны осуществляют законодательное
повышение возраста
вступления в брак. Например, в Китае
он был повышен до 22 лет для мужчин и 20
лет для женщин, в Индии — соответственно
до 21 года и 18 лет. В действительности же
наблюдается еще большее «старение» брака,
которое объясняется тем, что значительная
часть молодых людей стремится прежде
получить образование, а затем пройти
профессиональную подготовку, часто совмещая
ее с трудовой деятельностью. Еще 15—20
лет назад средний возраст невест в развивающихся
странах составлял 16—18 лет, а к началу
XXI в. даже в Африке он стал превосходить
20 лет, в Азии же и особенно в Латинской
Америке «постарел» еще больше.
Таким
образом, трудности в социально-