Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:13, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ типологии отраслевых рынков российской экономики с точки зрения аспектов их функционирования. Для этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать типологию моделей отраслевых рынков и влияние на них конкуренции.
2. Проанализировать структуру экономики России с точки зрения типологии отраслевых рынков и провести экономический анализ состояния отечественных отраслевых рынков на современном этапе;
3. В качестве конкретного отраслевого рынка проанализировать состояние финансового рынка.
Введение
Типология моделей отраслевых рынков.
Отраслевая организация рынков
Влияние конкуренции на организацию отраслевых рынков
Типология отраслевых рынков российской экономики
Структура экономики России
Особая роль «сырьевой экономики»
Отраслевые рынки российской экономики
Тенденции реального сектора экономики России
Анализ финансовых рынков и банковского сектора
Заключение
Список литературы
Приложения
Более того, объективно обусловленная односторонняя зависимость всей остальной российской экономики от ее сырьевого сектора неизбежно усиливается сегодня еще и психологическим фактором: в условиях, когда и средства массовой информации, и правительственные чиновники постоянно говорят о ценах на нефть как о главном факторе, определяющем темпы роста экономики в целом, те, кто принимают решения относительно объемов и направления расходования крупных средств (это касается и инвестирования, и долгосрочных потребительских расходов), в той или иной степени ориентируются на состояние и перспективы сырьевого сектора как на фактор, определяющий их собственные долгосрочные решения. А принятые решения, влияющие на движение крупных финансовых потоков, даже если они сделаны под влиянием чисто психологических факторов, автоматически становятся фактом объективной, реальной экономической жизни.
Таким
образом, можно утверждать: в
структурном отношении сырьевой
сектор занимает в российской экономике
доминирующее, центральное место.
3.
Отраслевые рынки российской
экономики
3.1. Тенденции реального сектора экономики России
В I полугодии 2010 г., по расчетным данным Минэкономразвития России, производство основных первичных топливно-энергетических ресурсов увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11,2 процента. Индекс производства добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в I полугодии 2010 г. составил 105,6% к соответствующему периоду 2009 года, в том числе в июне – 104,9 процента7. Основные макроэкономические показатели представлены на основе статистических данных Минэкономразвития России в виде диаграмм в Приложении 1.
Объем добычи нефти, включая газовый конденсат в I полугодии 2010 г. составил 249,6 млн. т и вырос относительно I полугодия 2009 г. на 2,8%, в том числе в июне 2010 г. – 41,5 млн. т (102,4% к июню 2009 года).
В условиях снижения налоговой нагрузки на нефтяные компании сохраняется тенденция ежемесячного роста добычи нефти. Ухудшение структуры и качества разведанных запасов и естественное истощение действующих месторождений в «старых» регионах добычи оказывают негативное влияние на добычу нефти. Положительная динамика добычи нефти наблюдалась у более половины нефтяных компаний.
Добыча газа природного и попутного в I полугодии 2010 г. составила 334 млрд. куб. м, что на 21,3% выше показателя за соответствующий период 2009 года.
Предприятия Группы Газпром в январе-июне 2010 г., добыли 261,9 млрд. куб. м газа, что на 21,1% выше соответствующего периода прошлого года. При этом их доля в общем объеме добычи газа снизилась по сравнению с I полугодием 2009 г. на 0,2% - до 78,4 процента. Добыча газа нефтяными компаниями и независимыми производителями увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 22,3% и составила 72,1 млрд. куб. м газа, а их доля в общем объеме добычи газа возросла до 21,6 процента. Увеличение добычи газа связано не только с ростом спроса в секторе ЖКХ и электроэнергетики в период прошедшей аномально холодной зимы, но и постепенным восстановлением потребления газа в таких секторах экономики страны как металлургия, химическая промышленность, а также с восстановлением потребления в европейских странах.
В июне 2010 г. уровень добычи газа достиг 44,2 млрд. куб. м или 119,7% к июню 2009 года. Однако, начавшееся в середине мая снижение добычи газа, не позволило достичь докризисного (2008 года) уровня добычи газа (85,7 процента). Предприятия Группы Газпром, по предварительным данным, добыли 33,6 млрд. куб. м газа (121 процент). При этом доля предприятий Группы Газпром в общем объеме добычи газа по сравнению с уровнем соответствующего периода 2009 года увеличилась на 0,9% и составила 76,1 процента. Нефтяные компании и независимые производители добыли 10,6 млрд. куб. м газа.
Потребление газа по России, по предварительным данным ЦДУ ТЭК Минэнерго России, в I полугодии 2010 г. составило 242,2 млрд. куб. м газа или 108,4% к соответствующему периоду 2009 года. По оперативным данным Минэнерго России, экспорт газа в I полугодии 2010 г. составил 88,6 млрд. куб. м (рост в 1,4 раза к соответствующему периоду 2009 года), в июне - 12 млрд. куб. метров (снижение на 8,5 процента).
Индекс химического производства в январе-июне 2010 г. составил 119,5% к соответствующему периоду 2009 года, в том числе в июне - 114,9 процента. В I полугодии 2010 г. отмечалось повышение производства большинства видов химической продукции.В I полугодии 2010 г. производство минеральных удобрений составило 128,8% к соответствующему периоду 2009 года (в том числе азотных – 99,0%, фосфорных – 124,1%, калийных – 196,4%), что связано в значительной степени с низкой отчетной базой 2009 года, соответствующей периоду кризисного падения спроса. Значительные объемы поставок осуществлялись заводами-производителями непосредственно крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Индекс производства резиновых и пластмассовых изделий в I полугодии 2010 г. составил 120,7% к соответствующему периоду 2009 г. (в том числе в июне - 119,8%); резиновых изделий – 125,9%, пластмассовых изделий – 119,7 процента.
Выпуск шин для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов в I полугодии 2010 г. по сравнению с I полугодием предыдущего года составил 114,0%, для легковых автомобилей – 146,9%, для сельскохозяйственных машин – 126,4 процента.
В I полугодии 2010 г. индекс производства машин и оборудования составил 121,0% к I полугодию 2009 года. Основной вклад в данный рост внесло увеличение производства механического оборудования (на 20,2%), динамика производства которого характеризуется значительными колебаниями, связанными со спецификой производственного цикла по данной группе товаров. Так, производство турбин паровых увеличилось в 2,7 раза. Вместе с тем в указанном периоде наблюдалось снижение производства турбин газовых - на 56,4 процента.
Сокращение темпов падения объемов работ при реализации строительных проектов оказало в I полугодии 2010 г. положительное влияние на динамику производства отдельных видов машин и оборудования, используемых в жилищном и дорожном строительстве, относительно соответствующего периода 2009 года. Так, производство экскаваторов увеличилось в 2,6 раза, кранов башенных – на 45%, лифтов – на 19,8 процента. Необходимо отметить, что данная динамика также обусловлена низким уровнем объемов производства в январе-июне 2009 года. При этом сокращение количества новых строительных объектов обеспечило снижение объемов производства тракторов гусеничных на 69,7 процента.
Индекс производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования в I полугодии 2010 г. по отношению к I полугодию 2009 г. составил 128,8 процента.
В связи с тем, что данный сектор является поставщиком комплектующих изделий для других секторов экономики, улучшение ситуации в отдельных секторах-потребителях электрооборудования, электронного и оптического оборудования (что связано в том числе с увеличением объемов платежеспособного спроса со стороны предприятий и физических лиц) обеспечило рост производства по всем товарным подклассам данного раздела. Так, в I полугодии 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. увеличилось производство офисного оборудования и вычислительной техники (на 33%), электрических машин и электрооборудования (на 33%), медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов (на 27%), электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи (на 16,8 процента). Необходимо отметить, что указанный рост также обусловлен низкими объемами производства в данном разделе в 2009 году.
Индекс производства транспортных средств и оборудования в I полугодии 2010 г. составил 128,1% к уровню соответствующего периода 2009 года. Снижение объемов пассажирооборота железнодорожного транспорта в I полугодии 2010 г. привело к сокращению инвестиционных программ ОАО «РЖД», в связи с чем отмечается снижение производства железнодорожной техники, используемой для перевозки пассажиров. Так, в данном периоде производство вагонов пассажирских магистральных сократилось на 9,8 процента. Вместе с тем реализация проектов по обновлению парка железнодорожной техники в части тяглового подвижного состава обеспечила увеличение объемов производства электровозов магистральных на 5,9 процента.
Производство легковых автомобилей в I полугодии 2010 г. по сравнению с I полугодием 2009 г. увеличилось на 67,9 процента. Указанный рост в основном связан с низким уровнем объемов производства в 2009 г. вследствие резкого снижения спроса и остановки деятельности ряда предприятий.
В I полугодии 2010 г. производство грузовых автомобилей увеличилось на 51,1% к уровню I полугодия 2009 г., что также связано с низким уровнем производства в 2009 году, обусловленного значительным сокращением лизинговых продаж автомобильной техники, а также сложностями отечественных предприятий (как производителей, так и потребителей автомобильной техники) в получении кредитов на пополнение оборотных средств, реализацию проектов по обновлению автомобильного парка и погашении текущих кредитных обязательств.
Реализация мер Правительства РФ по стимулированию спроса на автомобильную технику, в совокупности с нормализацией финансово-экономического состояния предприятий автомобильной промышленности будет содействовать в ближайшее время увеличению заказов на продукцию всех автосборочных площадок, что в свою очередь обеспечит увеличение объемов производства данной продукции в 2010 году относительно уровня 2009 года.
В январе-июне 2010 г. рост производства в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) составил 114,1% к соответствующему периоду 2009 года. При этом производство военной продукции увеличилось на 21,3%, гражданской – на 2,5 процента. Доля гражданской продукции в общем объеме производства составила 34,3 процента.
Прирост производства по сравнению с соответствующим периодом 2009 года наблюдался во всех отраслях: в радиоэлектронной промышленности - на 23,2%, судостроительной промышленности – на 18,2%, авиационной промышленности – на 13,3%, промышленности боеприпасов и спецхимии – на 8,5%, ракетно-космической промышленности – на 8,4%, промышленности обычных вооружений – на 8,3 процента.
Прирост производства продукции гражданского назначения в январе-июне 2010 г. наблюдался в промышленности обычных вооружений (в 1,3 раза), промышленности боеприпасов и спецхимии (на 12,1%), ракетно-космической промышленности (на 10,7%), радиоэлектронной промышленности (на 9 процентов). Предприятиями авиационной и судостроительной промышленности допущено снижение объемов производства продукции гражданского назначения.
В авиационной промышленности производство гражданской продукции снизилось на 5,8 процента. При этом производство авиационной техники возросло на 6,7 процента. Возросло производство авиационных двигателей (на 54,8%), в том числе турбовинтовых и турбовальных двигателей (на 60,9%), газотурбинных вспомогательных двигателей (более чем в 1,5 раза), ракетных двигателей, энергетических и двигательных установок, их составных частей для ракет космического назначения, космических объектов (на 30%), запасных частей двигателей самолетов, вертолетов, прочих летательных аппаратов (на 9,1 %), ракетно-космической техники (на 27,3%), запасных частей самолетов, вертолетов, планеров и воздухоплавательных аппаратов (на 8,2%), оборудования бытового авиационного (на 4,3 процента).
Увеличилось также производство технологического оборудования и запчастей для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности (на 39,8%), технологического оборудования и запчастей для торговли и общепита (на 36,3%), технологического оборудования и запчастей для АПК (на 27,1%), оборудования для ТЭК (на 19,1%), непродовольственных товаров народного потребления (на 17,9%), продукции металлургического комплекса (на 24,0%). Производство изделий автомобильной промышленности возросло в 1,5 раза.
Вместе с тем отмечался спад производства сельскохозяйственных машин и оборудования (на 58,2%), продукции химических производств (на 46,9%), электродвигателей (на 19,6%), строительно-дорожной коммунальной техники (на 5,9 процента). Ремонт авиационной техники и услуг гражданского авиастроения сократился на 19,1 процента.
Информация о работе Типология отраслевых рынков российской экономики