Теория стоимости в понимании А.Смита

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:36, доклад

Описание работы

Адам Смит (крещён и возможно родился 5 июня 1723, Керколди, Шотландия, Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Великобритания) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.
Адам Смит был сыном таможенного чиновника. Получил хорошее образование. В 28 лет был избран профессором философии морали университета в г. Глазго.

Работа содержит 1 файл

Теория стоимости понимании А.Смита.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

        Адам Смит (крещён и возможно родился 5 июня 1723, Керколди, Шотландия, Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Великобритания) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

 

        Адам Смит был сыном таможенного чиновника. Получил хорошее образование. В 28 лет был избран профессором философии морали университета в г. Глазго. Результаты его научных исследований этого периода обобщены в книге "Теория нравственных чувств". В 41 год Смит отказался от работы в университете и занял место воспитателя в одной аристократической семье. Путешествуя со своим воспитанником по Европе, он познакомился в Париже с представителями школы физиократов Ф.Кенэ и А.Тюрго. После возвращения в 1766 г. в Англию Смит поселился в своем родном шотландском городе Кирколди и целиком посвятил себя работе над книгой "Исследование о природе и причинах богатства народов". В марте 1776 г. книга вышла в свет. Смит хотел посвятить ее Ф.Кенэ, но он умер двумя годами раньше. Книга имела громадный успех и несколько раз переиздавалась при жизни автора. На русский язык была переведена в 1804 г. и затем переиздавалась несколько раз. "Богатство народов" включает в себя пять книг. Практически весь теоретический анализ сосредоточен в первых двух книгах.

 

        Появление "Богатства народов" было крупнейшим событием в развитии экономической науки. Своей книгой Смит завершил период становления политической экономии как особой отрасли знания. В ней ясно очерчен круг вопросов, являющихся предметом изучения экономической теории. Для восходящей буржуазии теория Смита стала ценным оружием в идеологической борьбе за ликвидацию остатков феодализма.

 

        В теории стоимости двойственность метода Смита и противоречивость его теоретических взглядов выступают особенно очевидно. С одной стороны, Смит значительно глубже и полнее, чем Петти, разработал теорию трудовой стоимости. Но одновременно некоторые его взгляды находятся в прямом противоречии с положением об определении стоимости рабочим временем. Он дает несколько определений стоимости.

 

         Первое определение - затратами труда. Смит писал: «Труд является единственно всеобщим, равно как и единственно точным мерилом стоимости». При этом А. Смит подчеркивал, что стоимость («естественная цена») товара является тем центром, к которому тяготеют и вокруг которого колеблются рыночные цены.

        Смит различал потребительную и меновую стоимости.

 

        «Надо заметить,— писал А. Смит,— что слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую — меновой стоимостью».

 

       Он доказывал, что пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга, определяются затратами труда. Он прямо определял меновую стоимость рабочим временем.

 

        Но теория трудовой стоимости Смита страдала и серьезными недостатками. Он и "его время" не сложились для понимания двойственного характера труда. Поэтому Смит не включал в стоимость товара перенесенную стоимость средств производства (постоянный капитал) и сводил стоимость товара к вновь созданной стоимости. Эта мысль проводится через всё его произведение. Он утверждал также, что в сельском хозяйстве стоимость создается не только трудом, но и природой. Встречаются у него и субъективистские определения труда как жертвы, которую приносит человек.

 

        Второе определение стоимости у Смита - определение покупаемым трудом. При простом товарном производстве это определение справедливо, а в условиях капитализма -нет.

 

        Третье определение стоимости - доходами. Игнорируя свое определение стоимости затраченным на производство товара трудом, Смит при рассмотрении составных частей товаров заявлял, что: заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода так же, как и всякой меновой стоимости.

 

       А.Смит уже фактически различал труд простой и сложный и понимал, что различные виды труда нужно сводить к какому-то единому мерилу. Он указывал, что «один час занятия таким ремеслом, обучение которому потребовало десять лет труда, может содержать в себе больше труда, чем работа в течение месяца в каком-нибудь обычном занятии, не требующем обучения». Но тем не менее А. Смит не смог раскрыть категории абстрактного труда, а поэтому он, как и В. Петти, не видел двойственного характера труда, воплощенного в товаре.

 

        Во многом взгляды А. Смита являются противоречивыми. Например, наряду с правильным определением стоимости товара трудом он, далее, допускал ошибку, считая, что сам труд имеет стоимость. Поэтому Л. Смит, говоря о товарах и деньгах, утверждал, что «они содержат стоимость известного количества труда, которое мы обмениваем на то, что по нашему предположению содержит в данное время стоимость такого же количества труда». В этом положении А. Смита имеет место и другое противоречие: наряду с правильным определением стоимости трудом, затраченным на производство товара, он определял стоимость количеством труда, которое можно получить в обмен на данный товар.

       Противоречивость взглядов А. Смита проявляется и в следующем. Наряду с правильным положением, что источником стоимости является только труд, у А. Смита имелось и ошибочное положение, что «заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода, равно как и всякой меновой стоимости». При этом первое положение он применял к простому товарному производству, а второе к капитализму.

        Вместо того чтобы показать, что при капитализме закон стоимости действует в более сложной форме, чем при простом товарном производстве, А. Смит сделал совершенно неправильный вывод, будто закон стоимости действовал лишь при «первобытном состоянии общества», под которым он понимал простое товарное производство, при капитализме же стоимость товаров якобы складывается из суммы доходов различных классов капиталистического общества.

 

        Несмотря на противоречивость его взглядов, заслуга Л. Смита в развитии классической буржуазной политической экономии огромна. А. Смит сформулировал теорию трудовой стоимости, хотя и дал противоречивую характеристику соотношения простого товарного и капиталистического производства.




Информация о работе Теория стоимости в понимании А.Смита