Теория стоимости и теория предельной полезности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:48, реферат

Описание работы

Теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может ис-пользоваться лишь для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Это может быть применено при разработке бизнес-планов предпринимательской деятельности в части только учёта затрат, но не цен и доходов. На рынке покупателей интересует прежде всего полезность благ, а не их трудоёмкость в денежном выражении.

Содержание

Введение 3
1 Теория стоимости 5
1.1 Понятие стоимости и ценности 5
1.2 Основных подходы к вопросу о стоимости 8
1.3 Преимущества и недостатки теории стоимости 10
2 Теория предельной полезности 14
2.1 Предельная полезность: понятие и функции 14
2.2 Теория предельной полезности 17
3 Противоборство и синтез трудовой теории стоимости и теории предельной полезности 21
Заключение 24
Литература 26

Работа содержит 1 файл

Теория стоимости и теория предельной полезности.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Сторонников теории стоимости упрекают в том, что они уделяют недос-таточно внимания полезности. Однако в теории стоимости четко выявлено, что представляют собой потребительная стоимость, полезность вещи, а также то, что не может быть никакого рыночного обмена, если вещь не обладает потребительной стоимостью (если она никому не нужна), сформулировано понятие общественной потребительной стоимости. Большое внимание уделено противоречию между потребительной стоимостью и стоимостью .

Говорят также, что теория стоимости недостаточно учитывает общест-венную потребность. В самом деле, если вести анализ на уровне абстракции, принятой в I томе "Капитала", где предполагается, что спрос равен предложению, то естественно, что размер общественной потребности в том или ином товаре не анализируется и не должен анализироваться. Однако если мы обратимся ко второму отделу III тома "Капитала", то эта проблема достаточно подробно изложена, показано, что изменение общественной потребности ведет, с одной стороны, к изменению цен, а с другой — коль скоро общественная потребность в каком-либо товаре длительное время понижена, меняются и общественно необходимые затраты. Но меняются через систему производства, через систему элементов, образующих общественно необходимые затраты. Таким образом, эта проблема достаточно полно рассмотрена в "Капитале". Разумеется, нельзя отрицать, что она нуждается в дальнейшей разработке и развитии, но утверждать, что проблема общественной потребности не рассмотрена и поэтому необходимо дополнять теорию стоимости в этом плане элементами теории предельной полезности, было бы неверно.

Следующий момент — сложность соизмерения трудовых затрат, обра-зующих стоимость, и того, как это реально может происходить в процессе це-нообразования. Трудовые затраты, общественно необходимые трудовые затраты выступа|ют лишь на наиболее глубинной ступени абстракции: по мере движения от абстрактного к конкретному стоимость выступает как сумма C+V+M (стоимость капиталистически произведенного товара), как К+Р (сумма издержек производства и прибыли) на поверхности явлений и, наконец, превращенная форма стоимости — цена производства, представляющая собой сумму усредненных издержек производства и средней прибыли как результат межотраслевой конкуренции и перелива капитала. При таком подходе для рыночной экономики проблема соизмерения трудовых затрат является чисто теоретической проблемой, а в реальном процессе хозяйствования основой цены является цена производства. Разумеется, и здесь не все так просто, так как не инди-видуальные издержки производства могут учитываться в процессе ценообра-зования, а издержки усредненные, на базе типичных для данного общества условий производства, производительности и интенсивности труда . Но, тем не менее, теория стоимости дает основу цены, которая выражается в цене производства.

К.К.Вальтух в своем исследовании , посвященном теории стоимости, указывает на то, что при всех своих достижениях современная общая эконо-мическая теория не занимает адекватного ей места в экономической литерату-ре. В литературе количественно господствуют частные концепции, плохо свя-занные и часто противоречащие друг другу. Нередко они на деле используют отдельные результаты общей теории, но, как правило, без ссылок на последнюю, в усеченном виде, а то и в некорректном истолковании. Причина этого: противопоказанная науке идеологическая предвзятость — предвзятость против марксизма. Эта предвзятость крайне отрицательно сказывается на состоянии экономической науки, в том числе на формулируемых от ее имени практических рекомендациях. Ученый делает вывод, что «необходимо предоставить общей теории то место в экономической науке, которого она по своему содержанию заслуживает» .

Будучи весьма общей, теория стоимости, особенно взятая в ее информа-ционном обобщении, дает возможность получить обоснованные выводы по весьма широкому кругу научных и прикладных проблем. Вот некоторые из них .

В области статистики:

?              перейти к построению межотраслевых балансов с явным представле-нием технологических способов;

?              включить в систему национального счетоводства оценки прибавочной стоимости, создаваемой в нетоварном секторе экономики;

?              включить в систему национального счетоводства информационные оценки общественной стоимости природных ресурсов общественного производства и продукции биосферы; перейти к единым таблицам природного и общественного продукта.

В области экономической теории:

?              сосредоточить усилия на дальнейшем разностороннем развитии об-щей (идущей от Маркса) экономической теории — двойственной тео-рии экономики как системы с эндогенным технологическим прогрес-сом;

?              реализовать возможности интеграции результатов естественных наук и экономической науки в познании антропосферного производства, открываемые информационной теорией стоимости природных ресурсов и продуктов.

В области преподавания экономической теории — включить в учебные планы полноценный курс общей экономической теории, базирующейся на теории товара и прибавочной стоимости.

Добавим, что теория трудовой стоимости в условиях рыночной экономики может использоваться лишь для планирования общих издержек производства потребительских и инвестиционных благ. Это может быть применено при разработке бизнес-планов предпринимательской деятельности в части только учёта затрат, но не цен и доходов.

На рынке покупателей интересует прежде всего полезность благ, а не их трудоёмкость в денежном выражении. Кроме этого, цена ещё определяется спросом и предложением. Отсюда следует, что теория трудовой стоимости не пригодна для использования в рыночном ценообразовании.

 

2 Теория предельной полезности

 

2.1 Предельная полезность: понятие и функции

 

Потребительские предпочтения можно описать, используя концепции по-лезности и предельной полезности. В экономическом анализе термин «полез-ность» используется для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг. Можно предло-жить еще одно определение. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия. Если от покупки книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет для него большую полезность, чем буханка хлеба. В экономическом анализе полезность все же используется чаще всего для описания предпочтений при ранжировании наборов потребительских благ и услуг .

Каждому набору потребительских товаров можно установить некоторое число (количество) таким образом, что если набор А предпочтительнее набора В, то и число, соответствующее набору А, будет больше, чем для В. В этом состоит функция полезности — упорядочивать выбираемые потребителем наборы (товары, услуги) по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее применять к анализу выбора при трех и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя может быть объяснен порядковым ранжированием уровней полезности. Информацию о выборе используется для того, чтобы сделать вывод об их предпочтениях и вкусах, но не о том, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого.

Теперь нужно сделать следующий шаг — найти способ описания ограничений, влияющих на множество тех возможностей, которыми располагают потребители. К их числу относятся все обстоятельства, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотели бы потреблять. Такие ограничения, пределы ставятся в первую очередь ценами, а также размерами потребительского бюджета. Хотя не исключены и пределы нерыночного характера.

Числовые свойства функции полезности оказалось удобным использо-вать при принятии потребителями решений, имеющих приростной характер. Примером такого рода может послужить решение получать ежемесячно до-полнительно по 1 единице товаров или услуг. В подобных случаях принято характеризовать результаты того, что сделано в большем или меньшем объеме понятием "предельный" (маржинальный). Таким образом, предельная полезность представляет собой дополнительное, добавочное удовлетворение получаемое потребителем от дополнительной единицы блага. Например, предельная полезность, связанная с ростом потребления от 0 до 15 единиц предметов потребления может равняться 14, от 0 до 10 — 9.

По мере роста потребления товара или услуг процесс потребления дает все меньше и меньше приращения полезности. Хотя достаточно очевидно, что с увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного вида, обладающих полезностью для потребителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. по мере роста объема потребляемых благ наблюдается приращение полезности. В то же время, отметим еще раз, увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчинено определенной закономерности, проявляющейся в уменьшении, затухании общего эффекта по мере насыщения потребления благами и определяемой как убывающая предельная полезность (или снижающая предельная полезность). Данный принцип был сформулирован как экономический закон.

Согласно закону убывающей предельной полезности каждая последую-щая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу ниже, чем эффект, полученный от предыду-щей единицы.

Практическое значение закона убывающей предельной полезности состо-ит прежде всего в том, что он позволяет предсказать поведение покупателей при выборе ими количества и набора приобретаемых и потребляемых благ. Принцип убывания предельной полезности можно применить в более слож-ной ситуации, когда перед покупателем стоит проблема выбора и потребления нескольких благ. В этом случае, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждую единицу стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчете на каждую единицу стоимости другого блага, достигается потребительское равновесие. Это можно сформулировать иначе: отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Таким образом:

 

Понятие потребительской полезности товара является основой при кон-струировании так называемой функции полезности потребления. Данная функция описывает зависимость совокупной потребительской полезности на-бора товаров от количества товаров, приобретаемых в течение некоторого периода времени. Это функция многих переменных.

 

2.2 Теория предельной полезности

 

Говоря о возникновении теории предельной полезности, известный анг-лийский экономист Марк Блауг отмечает, что выдвинутые объяснения о про-исхождении теории предельной полезности «распадаются на четыре катего-рии: 1) автономное интеллектуальное развитие в рамках экономической тео-рии; 2) плод философских течений; 3) результат определенных институцио-нальных изменений в экономике; 4) протест против социализма, в особенно-сти марксизма» . При этом из названных объяснений наиболее правдоподоб-ным он считает первое, которое «указывает на банкротство и распад класси-ческой экономической теории в 50—60-е годы ХIХ в., на фактический отказ от трудовой теории ценности в “принципах” Милля»  .

Возникновение теории предельной полезности в первую очередь связы-вают с кризисом трудовой теории стоимости. И действительно, именно изме-нения в экономических отношениях развивающегося капитализма стали пер-вопричиной подрыва классического товарного производства и, следователь-но, трудовой теории стоимости, возникновения теории предельной полезно-сти.

Нужно сказать, что теория предельной полезности является кульминаци-ей развития субъективистских теорий полезности, которые имеют давнюю ис-торию и своими корнями восходят еще к Аристотелю.

Более отчетливую формулировку теория полезности получила в работах экономистов XVIII в. Э.Б.де Кондильяка (1715—1780) и Ф.Галиани (1728—1789). Этих же взглядов придерживался Жан-Батист Сэй (1767—1832).

Представители теории предельной полезности: родоначальник теории «предельной полезности», немецкий экономист Г.Гессен; австрийская школа — К.Менгер, ФВизер, Е.Бем-Баверк; экономико-математическое направление — англичанин У.Джевонс, швейцарский экономист Л.Вальрас.

Наряду с этой концепцией развивалась другая, так называемая затратная, которую представляли А.Смит, Д.Рикардо, Д.Р. Мак-Куллох и др., сводившие стоимость к издержкам.

«Звездный час» идеи, идущей еще от Аристотеля, что меновая стоимость и цена товара определяется интенсивностью желаний вступающих в обмен лиц которой, относится к периоду 70-80-х годов XIX в. Этот период вошел в историю экономической мысли под названием «маржиналисткой революции».

Термин «маржиналисткая революция» используется, когда говорят о не-зависимом открытии в 70-х годах девятнадцатого века К.Менгером (австрий-цем), С.Джевонсом (англичанином) и Л.Вальрасом (швейцарцем) принципа снижающейся предельной полезности. Суть этого принципа или закона всем вам хорошо известна: полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (именно ее называют предельной полезностью, а сам термин закрепился и остался в науке навсегда благодаря Ф.Визеру ) меньше полезности предыдущей единицы товара.

Представители «австрийской школы» не только ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), но и выдвинули ее в каче-стве основы ценообразования. Чтобы лучше понять логику их рассуждений, следует уточнить разницу между объективной и субъективной полезностью. Первая представляет собой принципиальную способность служить для чело-веческого благополучия. Субъективная же полезность или ценность представляет собой значимость данной вещи для благополучия (жизненного наслаждения) данного человека. Следовательно, может иметь место ситуация, когда вещь обладает полезностью, но не обладает ценностью. Для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость — редкость не абсолютная, а лишь относительная, то есть по сравнению с размерами существующей потребности в вещах данного рода. И значит, ценностью блага обладают в том случае, если их не хватает для удовлетворения соответствующих потребностей, в противном случае материальные блага ценности не имеют.

Информация о работе Теория стоимости и теория предельной полезности