Теория спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 17:34, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.

Работа содержит 1 файл

Теория спроса и предложения .doc

— 256.00 Кб (Скачать)
lign="justify">     Эластичность  и наклон кривой спроса. Внешний  вид графика не может служить  надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.

     Изменяющиеся  и постоянные эластичные кривые спроса Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.

     Линейная  кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.

     Кривая  спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую  форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

     Факторы ценовой эластичности спроса:

     1. Заменяемость. Чем больше хороших  заменителей данного продукта  предлагается потребителю, тем  эластичнее бывает спрос на  него. Эластичность спроса на  продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

     2. Удельный вес в доходе потребителя.  Чем больше места занимает  товар в бюджете потребителя,  при прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса на  него.

     3. Предметы роскоши и предметы  необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

     4. Фактор времени. Спрос на продукт  более эластичен, чем длиннее  время для принятия решений.  Это зависит от привычек потребителя,  долговечности продукта.

     Перекрестная  эластичность Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько  чувствителен потребительский спрос  на один продукт (товар Х) к изменению  цены какого-то другого продукта (товар Y) .

Exy=

     Эта концепция позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.

     Эластичность  спроса по доходу Эластичность спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или  иным изменением дохода потребителя.

      Ei.= Для большинства товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о товаре низшей категории.

     Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание  и расширение, а какие в будущем  ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

       При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

     Для многих товаров спрос более эластичен  от цены для длительного, а не для  короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских  привычек требует времени, а также  тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

     Пример: Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это  влияет на спрос на автомобили, который  может изменяться только в долгосрочном периоде.

     Для других товаров спрос более эластичен  для краткосрочного, а не долгосрочного  периода. Это товары длительного  пользования, поэтому суммарный  запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

     Эластичность  спроса от дохода также различна для  долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Предложение.

§ 1. Предложение и закон предложения.

 

   Предложение можно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени. Эта шкала предложения представляет ряд альтернативных возможностей, таких, например, которые приведены в табл. 3-5 для индивидуального производителя. Предложение показывает нам, какие объёмы продукта будут предложены для продажи по разным ценам при прочих равных условиях. 

Таблица 2.Предложение кукурузы индивидуальным производителем (в бушелях) 

Цена  за бушель (в долларах) Величина  предложения в  неделю
                    5

                    4

                    3

                    2

                    1

                         60

                         50

                         35

                         20

                          5

 

   Согласно  нашему определению этого понятия, предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильнее, а в ряде случаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, чтобы побудить производителя предлагать разное количество товара.

   Данные  табл. 2 указывают на положитнльную, или прямую, зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Суть его в том, что производители изготавливают и предлагают к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой. Почему? Это в основном диктуется здравым смыслом.

   Напомним, что сточки зрения потребителя цена служит сдерживающим фактором. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, выступающий в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. При данных издержках производства, чем выше цена, тем больше прибыли получает производитель и, значит, тем сильнее его побудительные мотивы для увеличения объёма предложения.

   Теперь  представим себе фермера, который имеет  возможность перераспределять свои ресурсы между несколькими альтернативными продуктами. При таком изменении цен, какое показано в табл. 3-5, фермер сочтёт выгодным изъять земли из производства пшеницы, овса и соевых бобов и переключить их на производство кукурузы. К тому же более высокие цены на кукурузу позволяют фермеру покрывать издержки, обусловленные более интенсивной обработкой земли и применением в большем количестве минеральных удобрений и пестицидов. Всё это приведёт к увеличению объёма производства кукурузы.

   Рассмотрим также предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции, поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определённые производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов – например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единицы продукта возрастают. Для производства этих более дорогостоящих единиц продукта производители должны получать более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   § 2. Кривая предложения.

   Понятие предложения, так же как и спроса, полезно представить в графическом изображении. Оси на рис. 3 те же, что и на рис. 1, только место величины спроса здесь заняла величина предложения.

   Рисунок 3. Изменения предложения кукурузы.

    Данные о  рыночном предложении приведены в таблице 4. В ней сделано допущение, что для действующих на рынке 200 поставщиков характерны такие же шкалы предложения, как для производителя из табл. 3  

Таблица 4. Рыночное предложение кукурузы, 200 производителей (в бушелях) 

(1)

Цена  за бушель (в дол.)

(2)

Величина  предложения в  неделю, один производитель

(3)

Число продавцов на рынке

(4)

Общая величина предложения  в неделю

5

4

3

2

1

60

50

35

20

5

200

200

200

200

200

12 000

10 000

   7 000

   4 000

   1 000

§ 3. Детерминанты предложения.

 

   При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена служит самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, базируется на допущении «при прочих равных условиях». Иными словами, кивая предложения строится на предположении, согласно которому определённые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвержены изменениям. Если одна из этих детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения сместится.

   К основным детерминантам предложения  относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и  субсидии; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов  на рынке. Изменение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведёт к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево.

Информация о работе Теория спроса и предложения