Теория спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что компания, планируя объем и структуру производства, должна опираться на четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. Согласно рыночным законам величина спроса зависит от цены блага, прочих внешних факторов (например, доходов потребителей), а также от цен на товaры-дополнители или товары-заменители.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Закон спроса, кривая спроса и факторы на негго влияющие 5
Глава 2. Закон предложеня, кривая предложения и факторы на него влияющие 11
Глава 3. Процесс ценообразования. Равновесная цена 15
Заключение. 18
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

готовая работа.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

    Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при  увеличении цены предложение растет, при снижении – падает.

    Кривая  предложения - графическое изображение зависимости между  
- рыночными ценами на товары и услуги; и  
- количеством товаров и услуг, предлагаемых на рынке производители.
    Положительный наклон кривой предложения отражает тот факт, что повышение цены стимулирует  дополнительное производство товаров и услуг.
    
 

    Кривая  предложения S (от «supply»--предложение) характеризует  то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.

    Если  кривая спроса устанавливает отношение  между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.

    Как и в случае спроса, существуют неценовые  факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):

    1. Цены на ресурсы (чем они  ниже, тем предложение больше). При неизменных ценах на продукт снижение цен на ресурсы приводит к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их возможности по покупке дополнительного количества ресурсов и увеличению объемов производства - увеличению предложения. Снижение цен на добываемые алмазы приведет к увеличению предложения бриллиантовых украшений. Повышение цен на электроэнергию, бензин, воду и муку приведет к уменьшению предложения хлеба [1, стр. 119].

    2. Технологии (позволяют снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей.

    3. Налоги и субсидии. Снижение налогов  и выделение субсидий сокращают  издержки производства и увеличивают  предложение. Увеличение налогов  сокращает предложение.

    3. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих  товаров и динамика их цен.  Появление товара-заменителя или  снижение его цены сократит  предложение сопряженного товара.

    4. Количество продавцов на рынке,  условия продажи, степень развитости  конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.

    5. Ожидания производителей в отношении  изменения цен. Ожидание роста  цен в будущем ведет к сокращению  предложения в настоящем.

    Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения.

    Если  неценовые факторы приводят к  увеличению предложения, то кривая предложения  сдвигается вправо вниз. Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх. Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3.  Процесс ценообразования. Равновесная цена

    Рассмотрим  формирование цены на рынке, совместив  два предыдущих графика.

    Равновесная цена – это цена, при которой количество товара, на которое покупатели предъявляют спрос, равняется количеству товара, предлагаемого на продажу производителями.

    

    Если  первоначально цена превышает значение Pe, то предложение превысит спрос  в результате чего цена снизится до уровня Pe.

    Если  первоначально цена ниже значения Pe, то спрос превысит предложение, и  цена начнет повышаться до уровня Pe.

    Ни  продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих  мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

    Равновесная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

  • цена, при которой спрос и предложение равны;
  • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
  • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

    Действуют законы рыночного ценообразования:

    ¨      цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

    ¨      если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

    Рыночное  равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны  возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

    Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс  А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»).  Но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». Цена «потолка» ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена. Цена «пола» не позволяет цене снижаться – это искусственно завышенная цена.

    Равновесие по Маршаллу. Равновесная цена складывается по причинам:

  • влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объём предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объёма предложения
  • влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объём предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объёма предложения

    Цена  спроса совпадает с ценой предложения  в случае равновесного объёма спроса и предложения.

    Равновесие по Вальрасу. Равновесная цена складывается по причинам:

  • влияния превышения объёма предложения над объёмом  спроса (когда рыночная цена превышает  равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается
  • влияния превышения объёма спроса над объёмом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается

    Как мы уже знаем существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют на спрос и предложение, что приводит к сдвигу кривых спроса и предложения. Строго говоря, все возможные варианты влияния факторов на спрос и предложение  можно свести к четырем вариантам, что и позволяет сформулировать четыре закона спроса и предложения:

    1. Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества;
    2. Сужение спроса приводит к уменьшению равновесной цены и равновесного количества;
    3. Повышение предложения способствует возрастанию равновесного количества и снижению равновесной цены;
    4. Сокращение предложения обусловит падение равновесного количества и рост равновесной цены.

    Заключение

    В условиях свободной рыночной экономики  цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

    Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

    Результатом взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая  также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние  рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения  величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

    Рассмотрение  законов спроса и предложения, а  также принципа формирования равновесной  цены позволяет сделать следующие  выводы.

    1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

    2. Если на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

    Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

    Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

    Рыночную  экономику следует понимать как  экономику спроса в отличие от директивной плановой экономики, представляющей собой экономику предложения (к  тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается кардинальная причина неэффективности плановой экономики. Потребитель был в ней всегда неполноценным субъектом, а удовлетворение потребностей зачастую носило суррогатный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 
 

  1. Боулз С. Микроэкономика – М.: Академия – 2010 – 312 с.
  2. Воронин И.П.  Микроэкономика – М.: Высшее образование – 2009 – 408 с.
  3. Гальперин В.М./Игнатьев С.М./ Моргунов В.И. Микроэкономика – М.: Высшая школа – 2010 – 408 с.
  4. Зубко Н.М. Микроэкономика – М.: ЮНИТИ-ДАНА– 2009 – 206 с.
  5. Константинова С.А.  Микроэкономика – М.:ИВЦ Минфина – 2008 – 370 с.
  6. Корнейчук Б.В. Микроэкономика – М.: АСТ– 2009 – 384 с.
  7. Котерова Н.П. Микроэкономика – М.: Вита Нова – 2010 – 356 с.
  8. Максимова В.Ф Микроэкономика – М.: КноРус – 2010 – 320 с.
  9. Новикова И.В./Ясинский Ю.М. Микроэкономика – М.: Тетра-Системс– 2010 – 448 с.
  10. Погудаева М.Ю. Микроэкономика – М.: Академия – 20о8 – 312 с
  11. Сафрончук М.В. Микроэкономика – М.: ЮНИТИ– 2009 – 424 с.
  12. Тарануха Ю.В./ Земляков Д.Н. Микроэкономика – М.: Дело и Сервис– 2010 – 320 с.
  13. Тарасевич Л.С./Гребенников П.И./Леусский А.И. Микроэкономика– М.: Юрайт – 2010 – 544 с.
  14. Фридман А.А. Лекции по микроэкономике продвинутого уровня – М.: ГУ-ВШЭ – 2008 – 376 с.
  15. Шестакова К.Д. Микроэкономика – М.: Высшая школа– 2010 – 408 с.

Информация о работе Теория спроса и предложения