Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 00:15, реферат
елью моего реферата является изучение теории производственных ассоциаций Н.Г.Чернышевского.
Достижение заданной мною цели предусматривается решением следующих задач:
Рассмотрение теории «труда и капитала», как основы производственной ассоциации Н.Г.Чернышевского;
Выяснение роли крестьянства в экономико-социальных отношениях в России;
Изучение теории производственной ассоциации Н.Г.Чернышевского
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………... 3
1. Теория «труда и капитала» как основа кооперативной теории Н. Г. Чернышевского................................................................................................................ 4
2.Взгляды Н.Г.Чернышевского на роль крестьянства в экономических и социальных отношениях в России …......…………...8
3.Теория производственной ассоциации Н.Г.Чернышевского…………………………………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………... 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………….. 15
В четвертом сне Веры Павловны романа «Что делать?» отображается фаланстер (дворец особого типа, который является центром жизни фаланги - самостоятельной коммуны из 1600-1800 человек, трудящихся вместе для общей выгоды).
Первоначальная ссуда под определённый процесс необходима для ускорения организации промышленно-земледельческих товариществ. Для этого нового дела государство должно подобрать людей, которые начнут и будут организовывать должным образом для населения это дело. Именно эти люди займутся подбором других работников, так как они являются директорами.
Товарищество будет состоять из 400-500 человек, где вход и выход добровольные. У товарищества будет своя земля, здание и жильё. Его деятельность - это земледелие и промышленность. За счёт товарищества покупается оборудование и материалы.
Работы должны быть организованы, так чтоб сгладить сезонность сельскохозяйственного производства. Оплата труда происходит по средним тарифам местности, структура производства определяется полным самообеспечением в необходимом для жизни членов общества. Каждый участник товарищества выбирает сам себе сферу работы, а если общество не нуждается в его трудах, то он должен либо сменить профессию, либо выйти из ассоциации.
Абсолютная власть директора продолжается лишь на период формирования товарищества. Спустя время избираются управленческие отраслевые советы и общий совет, которые наблюдают за директором и без их согласия в товариществе не делается ничего важного. Позже необходимость в директоре исчезает полностью, вся власть переходит в руки самих членов и их выборных органов.
Внутри ассоциации подразумевается своего рода планомерные отношения. Трудящийся, работая для себя, может определить общественную необходимость своего труда.«Основанием расчета тут будет служить классификация надобностей с соображением того, какая доля труда может быть обращена на удовлетворение известной надобности без вреда для других надобностей не менее или более настоятельных»8. Предметы расхода и услуги, доступные для каждого члена товарищества, распределяются бесплатно.
Товарищество будет иметь свою прибыль, как и капиталист. «Одна часть прибыли пойдет на содержание общественных учреждений - больниц, школ, церкви и др., другая - на уплату ссудного процента казне, третья - на создание запасного капитала. Остальная часть, а она должна быть не меньше, чем у частного предпринимателя, - на дивиденды всем членам товарищества пропорционально числу отработанных дней. Помимо выплат из прибыли трудящиеся получают выгоды от совместного потребления, общественного питания, продажи предметов личного потребления по оптовой цене»9.
Н.Г. Чернышевский постоянно говорит о том, что все люди в товариществе свободны.
Расцвет
ассоциации трудящихся Николай Гаврилович
показал в романе «Что делать?» Но
будучи трезвым аналитиком, честным ученым,
он не мог не признать, что все это - дело
очень далекого будущего. «То, что мы показали
тебе, не скоро будет в полном своем развитии.
Сменится много поколений...»10. Народ
стоит еще на очень низкой ступени развития,
поэтому ускорить ход естественных событий
можно надлежащей пропагандой и воспитанием
народных масс.
3. Теория производственных ассоциаций н.Г.Чернышевского
Николай Гаврилович Чернышевский был первым в России из тех, кто изучил крестьянскую кооперацию. Именно его теория оказала сильнейшее влияние и на дальнейшие учения кооперации, и на практический ход кооперативного движения.
В отличие от западных утопистов он искал реалистическую основу социализма предыдущей исторической эпохе. За основу, Николай Гаврилович, взял товарищество трудящихся, артель.
Ученый считает, что производство будет производительным, если работник будет и хозяином дела, и владельцем изготовляемого продукта. Это осуществляется в семье, в самостоятельном крестьянском хозяйстве. Но в наше время для успешности не достаточно сил одного семейства. Крупное производство капиталиста достигается путем найма работников, а трудящиеся для этого объединяются в товарищества. «Таким образом, форма, находимая для производства теорией трудящихся, есть товарищество»11.
Чернышевский считал, что «самостоятельность в производстве возможна для них только при форме товарищества, потому возражать против стремления их теории к товариществу в производстве - дело совершенно напрасное»12.
Независимость,
которая достигается только в
товариществе, полезнее для общества,
чем хозяйство одного капиталиста,
как независимость лучше
Николай
Гаврилович подметил, что для производства
выгоднее, когда все произведенные
продукты труда принадлежат трудящемуся.
Самостоятельность трудящихся дает подтверждение о том, что они работают сами для себя. И если им не хватает продуктов первой необходимости для их же потребления, то они не занимаются изготовление других продуктов.
Ученый говорит о том, что «успешность труда в каждый день не должна уменьшаться, а увеличиваться; потому избыток, производимый формою товарищества, должен быть гораздо более значителен»13.
Чернышевский заметил что производство капиталиста склонно к постоянным застоям, а основной экономический порядок основан на сбыте, который подвержен к кризису. А кризис и пустая трата рабочего времени, как считает Николай Гаврилович, невозможна при производстве, мерой которого служит потребление. «Пусть производство капиталиста, основанное на сбыте, может бежать с быстротой Ахиллеса; пусть производство товарищества трудящихся идет с медленностью черепахи; но мы еще в детстве узнали, что черепаха, шедшая безостановочно, определила Ахиллеса, который, с изумительною быстротою сделав несколько шагов, садился и терял даром время».14
Писатель сравнивал свою теорию с теорией Адама Смита и Рикардо. В своей теории он развивает выводы ученных. Он говорит, что материальное благополучие одного народа нужна для обеспеченности других. Также Чернышевский отмечает, что «все, что производится трудом должно принадлежать труду»15. Бесполезен лишь тот труд, который не дает продукты, необходимые для удовлетворения потребностей общества.
Количество людей, состоящих в каждом товариществе, составляло около1500-2000 человек, которые принимались в ассоциацию с согласия директора. Предпочтения директора, при наборе людей в товарищество, были склонны к семейным людям. В итоге получалось так, что товарищество состоит из 400-500 семей. Вход и выход в товарищества был всегда свободным.
Товарищества будут заниматься не только земледелием, но и разными делами, которые, по их мнению, будут нужны обществу. Также, автор замечает, что товарищество было расчетливым. При земледельческих работах трудящиеся не занимались иными промыслами и трудами.
Община знала о том, что «количество работы составляет сущность дела, потому во время посева и уборки назначает за земледельческую работу такую плату, чтобы огромное большинство членов его, занимающихся обыкновенно промыслами, увидело для себя выгоду обратиться на время к земледелию»16.
Безграничная власть директора в обществе сохраняется лишь во время его формирования. Затем по каждому промыслу создается руководящий совет, без которого не возможно решение каких либо важных дел. Помимо этого руководящий совет контролирует директора и их помощников. На второй год всеми делами общества занимается само товарищество.
Работники, как и капиталист, получают от товарищества прибыль. В обществе, как предполагает Чернышевский, ленивых будет намного меньше, чем на частных фабриках. «Работа в товариществе будет успешнее, чем на частных фермах и фабриках, где наемные рабочие не участвуют в прибыли от своего труда»17. Выгода капиталиста и трудящегося отличается тем, что капиталист отбивает покупателей у соперников, а трудящийся должен наработать с каждым днем все больше и больше.
Первые
ассоциации Чернышевский показал нам
в романе «Что делать?». Вера Павловна
там открывает швейную
Заключение
Подходя к концу своего реферата я сделала следующие выводы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет ресурсы:
Информация о работе Теория производственных ассоциаций Чернышевского