Теория потребительского поведения и спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:22, контрольная работа

Описание работы

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя; определить характерные черты современного потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3
1.Теория потребительского поведения и спроса.
1.1 Сущность теории потребительского поведения……………………….…..4
1.2 Подходы к анализу полезности и спроса…………………………….……7
1.3 Кривые и карта безразличия………………………………………………..13
1.4 Предельная норма замещения………………………………………….…..14
2. Влияние доходов потребителя на его потребительское поведение.
2.1 Бюджетная линия……………………………………………………………16
2.2 Изменение цен и дохода потребителя……………………………..………18
3.Развитие теории потребительского поведения на современном рынке.
3.1 Основные характерные черты современного потребительского рынка...20
3.2Потребительское поведение в современных условиях…………………….23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………...…………………………….31

Работа содержит 1 файл

рейтинговая по экономике.docx

— 117.82 Кб (Скачать)

     Рост  цен является для россиян одним  из главных факторов, вызывающих беспокойство. В периоды стремительного роста цен в 1992-1993 гг., с августа 1998 г. этот фактор превращается в главную головную боль потребителей, в фактор, без учета которого не принимается ни одно экономическое решение.

     Первая  фаза реакции потребителей. “Опыт показывает, что население в общем очень медленно уясняет себе положение и находит из него выход. Вначале изменение привычек совершается даже в обратном направлении и облегчает положение правительства. Население до того привыкло к мысли, что деньги являются конечной мерой стоимости, что в начальный период повышения цен оно считает его преходящим и потому сберегает деньги и воздерживается от затрат в уверенности, что оно стало обладателем большей реальной стоимости в денежной форме, чем раньше”. Так в 1923 г. охарактеризовал реакцию на инфляцию классик английской экономической теории Дж.Кейнс. Вторая фаза реакции потребителей. “Но рано или поздно наступает вторая фаза. Население приходит к убеждению, что владельцы бумажек несут особый налог и покрывают правительственные расходы, и оно начинает изменять свои привычки и старается свести к минимуму свою бумажную наличность”.

     Это достигается разными способами:

     1) деньги помещаются в различные  вещи, например, драгоценности или предметы домашнего обихода.

     2) Население может сократить суммы,  предназначенные для домашних  расходов, и среднее время, в  течение которого эти суммы  расходуются. 

     В своем стремлении поскорее избавиться от тающих на глазах денег часть  населения оказывается в ситуации, когда регулярно возникает острая нехватка наличности для удовлетворения даже самых неотложных нужд. Тут  надо занимать, но кто дает взаймы в  период инфляции, не жертвуя своими интересами?

     Другое  следствие стремления избавиться от наличности состоит в том, что  товары, обычно приобретавшиеся в  результате более или менее длительных сбережений, становятся недоступными. Все деньги уходят на текущее потребление, на мелочи, порою даже совершенно ненужные, которые можно купить сразу после получения зарплаты.

     Из  этого же интереса “избавиться от денег” вытекает и стремление покупать многие товары повседневного спроса большими партиями, что позволяет и от инфляции уйти, и с проблемой голода не столкнуться. Чаще всего это закупки продовольствия впрок.

     В целом поведение людей во время  инфляции напоминает их поведение в период господства административной системы с характерным для нее дефицитом: и там и здесь налицо стремление превратить свои имеющие малую ценность деньги в товар. Однако есть и существенное отличие: инфляция в рыночном хозяйстве существенно ограничивает спрос постоянно растущим уровнем цен, предотвращая тотальный дефицит.

     Естественным  следствием инфляции является бегство  от подвергшихся инфляции денег путем  их обращения в устойчивую иностранную  валюту. В результате чужая валюта приобретает функции средства платежа  на чужой территории, функции средства сбережения и т.д. В условиях инфляции резко возрастает спрос на золото и другие драгоценности, используемые как средство накопления и бегства от инфляции.

     4) Иррациональное потребительское поведение.

     Иррациональное  поведение противоположно целерациональному. Если для первого характерна увязка целей с осознанными интересами, конструирование плана действий на основе расчета балансов возможных достижений и издержек, то иррациональное поведение этого лишено. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с трезвым расчетом. Совершив такое действие, человек, успокоившись и восстановив способность к трезвому анализу, объясняет совершенное просто: "Бес попутал" или "Что-то на меня нашло..."

     Механизмы иррационального поведения основаны на психологических реакциях человека: подражании, заражении чьей-то идеей, внушении.

     Формированию иррационального  потребительского поведения может  способствовать мнение толпы.

     Толпа - это группа людей, захваченных одной эмоцией, которая может быть как негативной, так и позитивной. В толпе количество людей переходит в качественно иное психическое и интеллектуальное состояние.

     Во  всем мире произошла небывалая концентрация населения. Сейчас мы ежедневно оказываемся  в центре самых плотных толп: в  автобусах, метро, в больших магазинах, на городских рынках. Это ставит нас в мощное психологическое поле, которое не может не оказывать воздействия на наше поведение. В прошлые века большинство людей сталкивались с такими толпами крайне редко.

     Развитие  телевидения, рекламы создало мощные средства манипуляции поведением сразу  миллионов людей. Они могут одновременно получить информацию, толкающую их на однотипные действия.

     Паника  так же один из феноменов истока иррационального поведения.

     Возникновению паники способствует ряд факторов. Во-первых, усталость, депрессия, голод, опьянение, долгая бессонница или предшествующее психическое потрясение; во-вторых, такие психологические явления, как крайнее удивление, большая неуверенность, сознание собственного бессилия перед неотвратимой опасностью, утрата доверия к лидерам.

     5) Ценностно-ориентированное поведение потребителя.

     Для определенного слоя потребителей сама цена является ценностью, обладает престижем. И они готовы за это платить. В  этих случаях цена является инструментом демонстративного, статусного потребления.

     В былые века предметы показного потребления  богатых слоев общества бросались в глаза своим качеством, которое было несопоставимо с качеством товаров, использовавшихся массой населения. Однако в ХХ в. промышленность научилась производить многие товары массового спроса на таком же качественном уровне (с точки зрения их функциональности), как те, которые ранее были доступны только богатым. Одновременно экономические возможности престижного потребления открылись и для широких слоев. В результате возник мировой кризис показного потребления. Большинство людей оказались не в состоянии отличать по одежде очень богатого от просто богатого, а последнего - от человека с достатком. И тогда постепенно стала пробивать себе дорогу мысль, что высокостатусная одежда должна отличаться от массовой не по своему качеству, не по трудоемкости изготовления, а по цене. Встала задача: как через дизайн сделать распознаваемой цену изделия? Выход был найден простой: фирменную этикетку переместили с внутренней стороны одежды, где ее мог видеть только владелец, на внешнюю. Одновременно развернулась кампания по рекламе торговых марок, которые превратились в символы высоких цен. Эти цены были очень высоки не потому, что одежда делалась из материала высшего качества или шилась более тщательно, а потому, что в рекламу были вложены столь огромные деньги.

     Разумеется, люди, покупающие товары в дорогих  магазинах, никогда не признаются, что  платят в два-три раза дороже только за марку, которая означает, что вещь дорогая. Ссылки делаются на качество вещи. Однако это аргументация убедительна  с точки зрения крестьянской рациональности: купить вещь на всю жизнь, но человек, покупающий кроссовки за 150-200 долл., не будет носить их до дыр или передавать по наследству. Для современного среднего класса большинство вещей морально изнашиваются гораздо раньше, чем наступает их физический износ, поэтому по сроку службы “фирменные” и обычные вещи не различаются.

     Когда новая маркетинговая стратегия  в США начала внедряться, ряд критиков заявляли, что никто, будучи в здравом  уме, не будет платить 60 долл. за джинсы с ярлыком “Gloria Vanderbilt”, когда почти идентичные джинсы с ярлыком “Montgomery Ward” можно купить за 12 долл. Другие утверждали, что потребители, которым нужна монограмма на рубашке или сумке, захотят иметь свою монограмму, а не какого-то промышленника, которого они никогда не встречали. Но критики ошиблись. Было много примеров, когда товары с хорошо разрекламированной маркой и явно низким качеством и высокой ценой продавались весьма успешно.

     Для относительно богатых дорогая вещь ценна тем, что он выступает в  качестве барьера, отсекающего массового  потребителя от ее приобретения. По качеству эта вещь может быть такой  же, как и продающаяся в соседнем магазине по гораздо более низкой цене. Однако дешевую вещь можно  встретить и на представителе низших слоев, что задевает самолюбие тех, кто ориентирован на социальную исключительность. Поэтому однопорядковая вещь, но по цене, которая делает ее доступной только людям своего круга, обладает дополнительной потребительной стоимостью, поскольку не просто красива или тепла, но еще выполняет функцию обозначения высокого положения в обществе и функцию социального закрытия, изоляции от тех, кто находится внизу социальной иерархии. Высокая цена сама по себе удовлетворяет потребность поддержания статуса и закрытия его для посторонних.  

 

      Заключение. 

     В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы. Возникновение  теории потребительского поведения  было связано с работами маржиналистов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности  и предельной полезности.

     Для анализа полезности использовались количественная и качественная теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в конкретных единицах. Качественная теория подразумевает не  абсолютную, а относительную оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя.

     Изменение цены какого-либо товара влияет на объем  спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект замены возникает при изменении цен и ведет к росту потребления подешевевшего товара. Эффект дохода возникает вследствие того, что изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя.

     Начиная с ХХ века рынок претерпел значительные изменения. Широкое предложение товаров привело к «потребительской ненасытности». В этой связи возникли несколько факторов, значительно расширяющих теорию потребительского поведения. Это такие как: традиционные действия потребителя, инструментальное действие, поведение в периоды инфляции, иррациональное поведение и ценностно-ориентированное поведение.

 

      Список литературы.

1. В.П.Зыкова Экономика. – Краснодар, 2010

2.Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебник, Серия « HOMO FABER», Экономистъ , 2006

3.Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М., Н-ск: Сибирское соглашение /М: Омега-Л 1999.

4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов.-М, 1996

5.www.Economicus.ru

6. www.Allbest.ru

7.www.5ballov.ru

Информация о работе Теория потребительского поведения и спроса