Теория государственных денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:03, доклад

Описание работы

Теория Денег Государственная — англ. government theory money теория, по которой деньги считаются производными государственной власти. Сторонники Т.д.г. отрицают товарную природу денег, наличие у них внутренней стоимости, функцию денег как средства накопления.

Работа содержит 1 файл

Теория государственных денег.docx

— 16.79 Кб (Скачать)

Теория  Денег Государственная — англ. government theory money теория, по которой деньги считаются производными государственной власти. Сторонники Т.д.г. отрицают товарную природу денег, наличие у них внутренней стоимости, функцию денег как средства накопления. 

Государственная теория денег – один из разновидностей номиналистической теории денег, согласно которой государство определяет ценность денежной единицы. Государственная теория денег возникла в период подготовки Германии к Первой мировой войне как теоретическое обоснование изъятия из обращения золота и перехода к бумажно-денежной эмиссии. Но корни ее достигают эпохи распада рабовладельческого общества.

Наиболее содержательно  государственная теория денег изложена в работе немецкого экономиста Г. Кнаппа «Государственная теория денег» (1905 г.).

Основные положения  государственной теории денег:

  • деньги – «суть творения закона» и не имеют ничего общего с товарами. Хотя Кнапп признавал, что в ранних исторических эпохах некоторые товары играли роль денег, связь современных платежных средств с денежной системой, в частности с благородными металлами, он отрицал. Кнапп считал деньги самым современным видом платежных средств, поэтому, по его мнению, они необходимы только для целей обращения и не имеют потребительских качеств. Отсюда и вывод, что деньги – это только юридическая, а не экономическая категория;
  • стоимость денег имеет «лишь номинальное значение», то есть деньги есть только следствие государственного акта и не имеют собственной стоимости. Ценность денежной единицы, по утверждению Кнаппа, определяет государство, которое вводит в обращение новые деньги, дает им наименование, определяет соотношение с предыдущей единицей и др.

Денежная стоимость, определенная государством, не может  изменяться. Отсюда вытекает тезис  Кнаппа о том, что инфляция не связана  с денежной массой, индексы цен  не является показателем изменения  их покупательной способности.

Последователи Кнаппа – немецкие экономисты Бендиксен  и Эльстер – сделали попытку  усовершенствовать его государственную  теорию денег и подвести под нее  экономическую подоплеку. Выдвигая теорию «хозяйственной общности» и  «обмена услугами», Бендиксен рассматривает  деньги как условный знак, означающий притязания на часть произведенных  благ.

Упомянутые экономисты уделяли значительное внимание методам  государственного влияния на валютные курсы. Эльстер в частности считал, что для эффективного регулирования  валютных курсов необходимо соглашение между несколькими государствами  о совместном соблюдении «договорного паритета».

Главные недостатки государственной теории денег связаны  с подменой экономических законов  юридическими категориями, отрицанием природы денег и выделением платежной  функции в качестве главного признака денег, смешиванием денег со счетными единицами. Государство регламентирует правила денежной эмиссии, выбирает масштаб цен, устанавливает металлическое  содержание денежной единицы, но не может  определять стоимость денег, которая  регулируется условиями производства и обращения. Слабым местом в государственной  теории денег является и характеристика функции платежа как «решающего»  признака денег. В то же время Кнапп  нечетко разграничивает функцию  меры стоимости и масштаб цен  и сводит деньги до статуса идеальной  счетной единицы.

Государственная теория широко используется для теоретического обоснования инфляционных методов  финансирования военных расходов. В  свое время она была одним из элементов  официальной идеологии фашистской Германии. В послевоенное время роль номиналистических теорий, в частности  государственной теории денег, не такая  значительная, поскольку доминирующими  являются кейнсианские теории.

Номиналистическая теория денег развивалась как  государственная теория денег. Ее центральный  пункт сводится именно к тому, что  деньги — творение государственной  власти. При этом государство, во-первых, создает деньги, во-вторых, определяет их покупательную способность. В ряде случаев государственную теорию денег рассматривают в качестве особой самостоятельной концепции, которая в развернутом виде представлена в работах немецкого экономиста Г.Ф. Кнаппа (1842—1926) . 
В противоположность такому подходу была выдвинута идея и разработана теория денационализации денежных систем и создания частных денег на основе принципов либерализма и свободной конкуренции. 
«Первооткрывателями» теории частных денег признаются уже упоминавшийся немец С. Гезелл и американец Е. Ригел (Riegel). Так, Е. Риге^ в книге «Деньги частных предприятий: неполитическая денежная система». (1944) предложил эмиссию денег передать в руки народа. 
Затем идея денационализации денег была высказана независимо друг от друга в 1974 г. в статье Б. Клайна и в 1976 г. в книге лауреата премии Шведского банка по экономике им. А.Нобеля Ф. А. Хайека (18991988). 
Событием в научной дискуссии о частных деньгах стала публикация в 1986 г. статьи М. Фридмана «Has Government Any Role in Money?», признанного в США специалиста в области денежной теории, также лауреата премии Шведского банка по экономике им. А. Нобеля, в которой он изменил свою прежнюю негативную оценку предложения о введении системы частных конкурентных валют и согласился в основном с позицией Ф. А. Хайека. 
Сам Ф. А. Хайек, подводя итог своей научной деятельности, считал, что сделал лишь одно открытие и два изобретения. Одно из этих изобретений < теория денационализации денежных систем и введения частных денег. Высказав необходимость устранения правительственной монополии эмитировать платежные средства, он пытался раскрыть механизмы и последствия злоупотреблений общественным доверием со стороны правительств. Ф. А. Хайек и его последователи после принятия Европейским сообществом решения о введении общей валюты широко пропагандировали свои предложения по созданию конкурентной системы средств расчетов между юридическими и физическими лицами, включая покупки за наличные и создание резервов для будущих платежей. Такая позиция была исключительно выгодна США, опасающихся усиления мощного конкурента, и значительно замедлила введение евро. «Этот план представляется мне более предпочтительным и более осуществимым, чем утопическая схема введения новой европейской валюты, которая, в конечном счете, только укрепит источник и корень всех денежных зол: правительственную монополию на денежную эмиссию и контроль за денежным обращением», — писал Ф. А. Хайек. 

Информация о работе Теория государственных денег