Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа
Цель работы – отразить сущность экономического цикла и его влияние на экономику.
Результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия цикличности экономического развития, выделены и охарактеризованы фазы цикла, выявлены основные теории экономического цикла, выявления сегодняшняя стадия цикла в мировом масштабе и РБ, описаны особенности экономического цикла в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Цикличность экономического развития как форма
проявления макроэкономической нестабильности……………………………5
Глава 2. Экономический цикл……………………………………………………8
2.1 Понятие экономического цикла, виды циклов……………………….8
2.2 Фазы циклов………………………………………………………...…14
2.3 Основные теории экономического цикла……………………..…….19
2.4 Мировой экономический кризис и его влияние на цикл…………...26
Глава 3. Особенности циклического развития в Республике Беларусь……...33
3.1 Экономика Республики Беларусь в период 1991-2008 гг…………..33
3.2 Влияние мирового финансово-экономического
кризиса на экономику Республики Беларуси ………………….……37
Заключение…………………………………………………………….…………43
Список источников и литературы………………………………………………45
Приложение
Специфическим проявлением капиталистического кризиса в теории марксизма являются аграрные кризисы. Они имеют ту же общую причину своего возникновения: основное противоречие капитализма, но отличаются некоторыми особенностями, которые сводятся к:
В связи с этим аграрные кризисы носят непериодический, затяжной, длительный характер. Марксисты выделяли три крупнейших аграрных кризиса: 1875-1896 гг., 1920-1936 гг., 1948-1965 гг.
Примечательно, что в 70-80-е годы XX века эта проблема (применительно к развитым капиталистическим странам) уже почти не рассматривалась.
Психологические теории цикла В развитии психологических теорий можно выделить три направления.
Первое направление, возникшее на рубеже XIX—XX вв. (к нему относятся концепции У. Джевонса и В. Парето), отводит главную роль в возникновении циклических колебаний спекулятивным мотивам в операциях предпринимателей на товарных рынках и фондовой бирже, т. е. мотивам, связанным с ожиданиями дальнейшего роста цен и курса ценных бумаг. В этом случае начальный импульс буму дает стихийно возникшее оптимистическое настроение, быстро распространяющееся среди всех предпринимателей по каналам социально-психологического воздействия (главную роль играет следование примеру других). Спекулятивное раздувание спроса, опирающееся на широкое использование банковского кредита, ведет к необоснованному увеличению производства, отклоняющему экономику от равновесной траектории.[2, c. 109]
Конец бума наступает в результате повышения ссудного процента и наметившегося перелома тенденции роста цен, кризис оказывается результатом паники, развертывающейся цепной реакции банкротств. Разрушительный кризис приводит к затяжной депрессии, из которой экономику может вывести снижение процента в сочетании с возрождением оптимизма, которое связано, в частности, с появлением «нового поколения» предпринимателей (Директива № 4). Второе направление психологической теории цикла, возникшее в 20-З0 годы XX в., связано главным образом с теорией А. Пигу и отчасти Дж. М. Кейнса. Основную причину авторы данной концепции искали в специфике производственных капиталовложений, осуществляемых в условиях распыленности производителей и связанных с ней «несовершенством» рыночной информации. Главными факторами, определяющими поведение предпринимателей в цикле в данном случае, являются уровень ожидаемого дохода от новых капиталовложений и соотношение фактической и ожидаемой величины дохода.
У А. Пигу уровень дохода, превышающий ожидавшуюся ранее величину, порождает среди предпринимателей оптимизм и улучшает оценки ожидаемого дохода на будущий период, что, в свою очередь, ведет к расширению производства и инвестиций. Однако поскольку предприниматели лишены информации о планах конкурентов, предложение товаров в определенный момент неизбежно превысит спрос и фактический доход начнет отставать от ожидаемого (величина которого определяется без поправки на конкуренцию), т. е. выявится так называемая «ошибка оптимизма». Осознание этой ситуации ведет к сокращению производства и инвестиций, которое усугубляется кризисом доверия к кредитной сфере.
Третий вид теории, выводящей циклические колебания экономики из свойств экономического субъекта, представляет собой «равновесная теория экономического цикла» Р. Лукаса.[2, c. 110] Эта теория основана не на анализе каких-либо реальных особенностей психологии участников производства. Главную роль в этой концепции играет гипотеза о поведении хозяйственных субъектов и особенностях восприятия ими хозяйственной информации.
Центральной идеей «равновесной теории цикла» является взаимодействие денежных шоков (т. е. неожиданного роста массы денег в обращении и связанного с этим роста цен) и акселерационного механизма. Следующим звеном в модели Лукаса является предположение о том, что предприниматель не может отличить инфляционное повышение цен на свой продукт от роста относительных цен на него и поэтому при всяком росте цен увеличивает инвестиции и уровень занятости. Таким образом неравномерная инфляция, которая однозначно связывается в данной теории с ростом государственных расходов, ведет к наступлению фазы экономического подъема при неизменном уровне реального совокупного спроса. Понижательная фаза цикла наступает, когда производители начинают понимать свою ошибку и сокращают производственные мощности и занятость, а так как это происходит на фоне продолжающегося роста цен, то имеет место стагфляция.
Подытоживая вышесказанное, можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндогенный и эклектический (синтезированный).
Экзогенный подход. Его сторонники считают, что причиной экономического цикла — в колебаниях внешних (экзогенных) факторов: войны, революции, политика, миграция населения, мощные открытия и изобретения, открытия крупных месторождений природных ресурсов — золота, урана, нефти и т. д.
Эндогенный подход. Его авторы объясняют причины цикла внутренними (эндогенными) факторами, которые дают импульс циклу. К ним относятся потребление, инвестиции, сбережения, госрасходы и т. д.
Эклектический
подход объединяет экзогенный и эндогенный
подходы. При этом сторонники этого
подхода считают, что колебания
внешних факторов дают толчок внутренним.
Это может быть политика, направленная
на сглаживание цикличности.
2.4
Мировой экономический кризис и его влияние
на цикл
Кризисы в экономике (национальной и мировой) по логике развития неизбежны, периодичны (с жизненным циклом от 3-5 лет до больших циклов конъюнктуры Кондратьева и далее за пределами человеческой жизни), сочетают в себе и опасности (риски, потери), и возможности (инновации, нестандартные решения). К тому же кризисы возникают почти всегда неожиданно, несмотря на тревожные симптомы и настойчивые предупреждения аналитиков-пессимистов. Так и случилось с нынешним мировым финансово-экономическим кризисом. В ближайшей ретроспективе выясняется, что кризис начался с лета 2007 года после банкротств отдельных ипотечных компаний США. Миллиардные потери коснулись затем банков, страховых и ипотечных компаний Евросоюза, аффилированных с ипотекой и банками США. Финансовые и денежные власти США и ЕС принимают экстренные меры, обеспечивают наличностью («короткие» деньги) проблемные банки и компании. В кризисе наступает временная пауза, породившая надежды на избежание худшего. С октября 2008 года волны неурядиц накатываются одна за другой: обвал фондовых индексов, многократное снижение цен на нефть (с 147 долл. за баррель до менее 40 долл.), повышение курса доллара к евро и падение к японской иене и др. Кстати, обвал фондового рынка в октябре 2008 года стал рекордным для рынка США за последние 20 лет, для рынка Японии — за всю историю.
Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия, спад производства.
Октябрьский кризис 2008 года часто сравнивают с Великой депрессией в США (1929-1933). Отдельные события (потери в капитализации, кризис в сфере недвижимости, трудности со сбытом товаров длительного пользования) якобы свидетельствуют в пользу такой версии. Но всякое сравнение «хромает», ибо не учитывается смена эпох: тогда - период между двумя мировыми войнами; сейчас - эпоха глобализации, постиндустриальной экономики. [16]
Кризис почти одновременно стал мировым, затронув основные центры мирового хозяйства (США, ЕС, Япония). В КНР рецессия относительно неглубокая: по предварительным данным, прирост ВВП за 2008 год составил 9 % против почти 33 % в предыдущем году. Неоднозначны итоги 2008 года для России. Прирост ВВП всего 6 % против 8 % в 2007 году. Промышленность РФ в первом квартале вошла в отрицательную зону. Мировой кризис быстро перекинулся из сферы финансов в реальный сектор: более всего от затоваривания и сокращения портфеля заказов пострадали автомобильная промышленность и строительство (жилое, офисное, инфраструктурное), а также сопряженные с ними по технологической цепочке или по кредитно-инвестиционным операциям фирмы, отрасли, производства. Сохраняется и неравномерность кризиса: в ЕС масштабные потери несут Испания, Германия, Великобритания, страны Балтии, а другие (например, Франция) еще не в полной мере охвачены рецессией, снижением деловой активности.
Финансовая глобализация в условиях ослабления регулирующей роли международных (МВФ, ВБ, ВТО), национальных и региональных надзорных органов (ФРС, ЕЦВ, центральные банки) оторвалась от динамики реального сектора экономики. Верховенство виртуального капитала (в марксистской - фиктивного капитала) вызвало у мировой финансовой элиты завышенные ожидания, повлекло просчеты в управлении рисками, наложило неподъемное долговое бремя. Производные ценные бумаги (дериваты), по образному выражению американского гуру от финансов У. Баффета, превратились из приемлемого в скромных масштабах инструмента страхования активов в «финансовое оружие массового поражения». Объемы обращающихся дериватов в разы превысили величину мирового ВВП и денежную базу США. По расчетам аналитиков, глобальная финансовая пирамида имела следующие параметры: дериваты - 964 % мирового ВВП, 78 % денежной ликвидности, а денежная база США - всего 1 % от объема дериватов. Такая диспропорция с трудом поддается устранению за короткие сроки. Отсюда неизбежны банкротства, увольнения, падение доходов лиц наемного труда (ЛНТ)[7, c. 89].
Скорость кризиса, особенно в IV квартале 2008 года, была так высока, что финансовые и денежные власти США, ЕС, Японии, Китая и России вводили в действие незамедлительно одну за другой антикризисные меры. Пакет мер обширный; задействовано все из накопленного за XX век: бюджетные субсидии; льготные кредиты; процентная ставка; общественные работы; скрытая национализация и др. Поражает в этом пакете не только и не столько масштабность вливаний в экономику (об этом чуть позже), сколько явные отступления от канонов свободного рынка (предпринимательства) и правил ВТО. Речь идет об адресной поддержке банков и корпораций, то есть обращении к ведущему инструменту плановой экономики в СССР. США выделили 15 млрд долл. «автомобильной тройке». В Евросоюзе поспешно, без соблюдения правовых процедур, отдавали предпочтение конкретным банкам, что обернулось публичными скандалами и громкой отставкой правительства Бельгии из-за дела «Фортис». Россия пошла дальше всех и прибегла к составлению особого списка предприятий и организаций (до 400), которые при соблюдении заранее обнародованных условий (наличие антикризисной программы действий, значимость по объему выпуска, численности персонала, градообразующий статус и т. д.) могут рассчитывать на финансовую поддержку из центра.
По плану президента США Барака Обамы, на антикризисные мероприятия разного свойства было выделено 825 млрд долл. США смирились с дефицитом федерального бюджета почти в 1 трлн долл. Китай объявил о выделении 600 млрд долл. на свои инфраструктурные проекты. Растет и антикризисный счет в России: оценки колеблются от 10 до 15 % ВВП. В России были разблокированы Стабилизационный и другие фонды. [16]
Самый крупный очаг кризисных явлений возник в США (экспансия необеспеченной ипотеки) и, в силу взаимозависимости (ключевой признак глобализации), быстро распространился по странам и континентам. В каждой национальной экономике, помимо общих причин, существовали и существуют собственные причины «вползания» в рецессию. Применительно к России данная ситуация четко и емко описывается афоризмом Л. Григорьева и М. Салахова: «Взрыватель чужой, но порох собственный».[16]
2010 год оказался для мировой экономики довольно успешным за счет роста спроса в развивающихся странах и мягкой денежной политики в развитых государствах, а также благодаря эффекту низкой базы (показатели 2009 года были очень плохими).
В США восстановительный рост шел существенно быстрее, чем в Европе, менее скованная государственным регулированием экономика США сумела ответить на кризис заметным ростом производительности труда. Тем не менее, и там рост носил в значительной мере искусственный характер. Характерно, что после завершения программы скупки ипотечных облигаций ФРС в середине весны 2010 возобновился спад на рынке жилья.
На фоне относительно быстрого восстановления экономики и проблем в еврозоне шел рост курса доллара, восстановившего утраченные в 2009 году позиции. Росла и доля доллара в составе резервов национальных центробанков.
В Европе рост в первом квартале 2010 был достаточно вялым. Во втором произошло его некоторое ускорение, вероятно, в значительной мере в связи с повышением конкурентоспособности европейских товаров из-за падения курса евро к доллару. Уровень безработицы существенно превышает безработицу в США.
Стремительным оставалось экономическое развитие Китая, остающегося наряду с США одним из основных двигателей мирового роста. Бум, также вызванный массивным стимулированием расходов и искусственным расширением кредитования, среди прочего привел к стремительному спекулятивному росту цен на недвижимость и постепенному, ускорению роста потребительских цен. Существовало опасение, что в ходе этой кампании крупнейшие китайские банки расширяли кредитование и за счет не вполне надежных заемщиков.
Информация о работе Теория деловых циклов и цикличность современной экономики