Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:19, курсовая работа
Для понимания роли и значения Альфреда Маршалла необходимо вспомнить обстановку, в которой находилась буржуазная экономическая мысль в конце XIX века. К тому времени уже сложилось три ведущих направления буржуазной теории стоимости: с одной стороны, два варианта теории "факторов производства" - теория производительности этих факторов и теория их жертв, с другой стороны, теория предельной полезности.
Введение
1. Суть нового подхода и новых идей Альфреда Маршалла по сравнению с его предшественниками
2. Взгляды Маршалла на проблемы стоимости
3. Теория цены
3.1. Связь стоимости с ценой в нормальный период
3.2. Связь спроса и предложения с ценой
3.3. Реальный смысл теории цены
3.4. Эластичность спроса
3.5. Включение издержек производства в теорию цены
3.6. Кратковременный и долговременный периоды
Заключение
Литература
Тем самым Альфред
Маршалл сумел построить теорию
цены, по существу, полностью без
обращения к стоимости (реальным
издержкам) ограничив анализ только
вопросами соотношения спроса и
предложения. Цена товаров складывается
под воздействием спроса и предложения,
издержки производства, к которым
тяготеет указанная цена при равенстве
спроса и предложения на рынках товаров,
складываются под воздействием спроса
и предложения на факторы производства,
формирующие соответствующие
"Анализ издержек
производства товара, - пишет он,
- может быть доведен до любой
глубины, он редко имеет смысл
заходить в нем слишком далеко.
Например, часто достаточно признать
в качестве окончательной цену
предложения различных видов
сырья, применяемого в данном
производстве, не вдаваясь в анализ
отдельных элементов, из
Каков реальный смысл теории цены Маршалла?
Прежде всего, эта
теория объясняет цены ценами. В
такой постановке вопроса исчезают
причинно-следственные связи, и на первое
место выдвигаются связи
Эластичность спроса
Изменение спроса Альфред Маршалл полностью связал с категорией предельной полезности. По Маршаллу, предельные полезности, соизмеренные в денежных единицах, выступают на рынке как максимальные цены (так называемые цены спроса), которые потребитель готов уплатить за то или иное благо. С ростом предложения того или иного блага цены спроса снижаются, с падением предложения - увеличиваются. Необходимо отметить выдвинутое А. Маршаллом конкретное понятие эластичности спроса, которое затем прочно вошло в теорию потребления.
"...Степень эластичности
(или быстрота реакции) спроса
на рынке зависит от того, в
какой мере его объем
Спрос на товар считается эластичным, если при снижении (или росте) цены на 1% спрос на указанный товар повысится (или упадет) более чем на 1%. Спрос на товар считается неэластичным, если при снижении (или росте) цены на 1% спрос повысится (или упадет) менее чем на 1%.
Маршалл в исследовании эластичности спроса отметил два важных момента:
во-первых, неэластичный характер спроса на товары, удовлетворяющие наиболее насущные потребности населения, и спроса на отдельные предметы роскоши, покупаемые богатейшими слоями населения на незначительную часть своего дохода;
во-вторых, исторический
характер категории эластичности спроса
(поскольку включение
Включение издержек производства в теорию цены
В рамках определения цены только соотношением спроса и предложения Альфред Маршалл достаточно оригинально включил в эту систему издержек производства (прежде всего предельные издержки, т.е. затраты на производство последней единицы того или иного товара, которые определяют минимальную цену, удовлетворяющую производителя, т. е. так называемую цену предложения).
Маршалл отметил, что
цена предложения определенной фирмы
непосредственно зависит от денежных
издержек только при том условии,
если издержки производства единицы
продукции остаются неизменными
при различных объемах
Однако для большинства производств существуют иные закономерности. В одних случаях издержки производства единицы продукции с ростом объема производства снижаются (действует так называемый закон возрастающей отдачи), в других издержки производства единицы продукции с ростом объема производства возрастают (действует так называемый закон падающей отдачи).
В обоих случаях цена предложения соответствующих фирм определяется уже не средними издержками производства, а количеством произведенной продукции (точнее, издержками производства, скорректированными на изменение объема производства, т.е. предельными издержками производства). В производствах, где господствует закон возрастающей отдачи, с увеличением объема произведенной продукции в связи со снижением предельных издержек снижается и цена предложения; в производствах, где действует закон падающей отдачи, с ростом объема продукции растут и предельные издержки производства, что ведет соответственно к росту цены предложения. Соотношение спроса и предложения, влияя на объем продукции, поступающей на рынок, тем самым влияет на предельные и соответственно на средние издержки, которые в свою очередь влияют на предложение данной фирмы.
Зависимость издержек производства от объема продукции (т. е. снизятся, возрастут, останутся постоянными эти издержки при увеличении объема производства) обуславливается, прежде всего, техническими возможностями производств.
Кратковременный и долговременный периоды
Маршалл различал подход к проблемам ценообразования в зависимости от длительности анализируемого периода. По его мнению, одни закономерности проявляются при анализе за кратковременный период, другие - при анализе за долговременный период. Так, только при анализе за кратковременный период проявляется определяющая роль спроса. Это связано с тем, что при росте спроса на тот или иной свободно воспроизводимый товар предложение не всегда может быстро отреагировать на указанное изменение. Если рост спроса таков, что его не могут удовлетворить имеющиеся производственные мощности, то подтягивание предложения до уровня возросшего спроса потребует определенного времени, необходимого для создания новых производственных мощностей. В этот отрезок времени возникает ситуация, при которой предложение носит относительно фиксированный характер и определяющее влияние на изменение цен оказывает спрос. В частности, в результате его роста происходит и повышение цены.
Однако через
определенный отрезок времени с
введением необходимых
В долговременном аспекте влияние предложения и издержек производства на цену усиливается. По сути дела, за достаточно длительный период оно принимает определяющий характер по сравнению с влиянием спроса (хотя бы потому, что именно производство в конечном счета играет основную роль в складывании потребностей, проявляющихся через спрос).
В XIX веке проблемы теории стоимости - нахождение конечного основания цен и конечного источника доходов - занимали центральное место в работах большинства буржуазных экономистов, в то время как проблемы зависимости цены от изменений спроса и предложения - второстепенное место. Иное положение сложилось в XX веке. У Маршала теория стоимости была сведена к теории, относящейся либо к гипотетическим, либо к редко проявляющимся условиям развития. На центральное место выдвинулась теория цены, изучающая через изменение предложения и спроса комплексное взаимодействие различных ценообразующих факторов, как на рынок товаров, так и на рынок факторов производства. Начиная с работ Маршалла, подобный подход быстро завоевал в буржуазной политэкономии господствующее положение.
ЛИТЕРАТУРА
1. История экономических учений. Учебник
для экономических специальностей ВУЗов.
1985 г.
2. Всемирная история экономической мысли
3. Маршалл А. Принципы политэкономии. 1980
г.