Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:55, курсовая работа
Исходя из этого, можно сформулировать цель данной курсовой работы, которая состоит в определение сущности исследовании динамики и структуры международной торговли. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- определение сущности мировой торговли;
- выявления проблем мировой торговли
- исследование форм и методов международной торговли
Введение
Мировая торговля возникла несколько веков назад и внесла огромный и вклад в развитие человеческой цивилизации. Как исторически первая и основная форма международных экономических отношений она способствовала возникновению и развитию других их форм, среди которых: международные валютные и кредитные отношения, международные перевозки и страхование, вывоз капитала и деятельность транснациональных корпораций, обмен патентам, лицензиями и передача технологий и т.д. В наше время ни одно государство не может развиваться без внешней торговли и участие его в международном разделении труда.
Поэтому очевидно, что мировая торговля на протяжении всего своего существования находилась, находится и будет находиться в большом внимание не только у политиков, государственных и общественных деятелей, а так же учёных, но и у всего мира в целом. Проблемы и вопросы внешней торговли стали заботой всего мирового сообщества. Ведь от состояния дел во внешней торговли во многом зависит благополучие мировой экономики и развитие отдельных стран. Изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.
Исходя из этого, можно сформулировать цель данной курсовой работы, которая состоит в определение сущности исследовании динамики и структуры международной торговли. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- определение сущности мировой торговли;
- выявления проблем мировой торговли
- исследование форм и методов международной торговли
Изучением этой темы занимались всегда. Это является неотъемлемым условием как работы отдельных организаций, связанных с внешней торговлей, так и деятельности каждого государства при осуществлении его внешней политики и разработке средне- и долгосрочных программ развития. Поэтому мониторинг состояния международной торговли и процессы прогнозирования и планирования не прекращаются, что выражается в широком интересе к этой теме.
Глава 1. Теоретические основы исследования мировой торговли
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.
Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение, между которыми - торговый баланс.
Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п. /1, с. 34/
Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, который оказывает внешняя торговля на динамику роста национального дохода, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде специально разработанного коэффициента - мультипликатора.
В разное время появлялись и опровергались различные теории мировой торговли, которые тем или иным образом пытались объяснить происхождение этого явления, определить его цели, законы, преимущества и недостатки. Ниже приводятся наиболее распространённые теории международной торговли.
Меркантилистская теория
Эпоха Возрождения в искусстве привела к качественному скачку в общем уровне образования. На этом историческом фоне потребовалась экономическая теория, которая бы вышла за рамки феодальных теорий самообеспечения и смогла бы обосновать роль товара в рамках новой хозяйственной системы и доказать потребность в экономической экспансии национальных государств за рубеж. Такой теорией стал меркантилизм -- направление экономической мысли, разработанное европейскими учеными, подчеркивавшими товарный характер производства.
Они придерживались статического взгляда на мир, который, с их точки зрения, располагал лишь ограниченным количеством богатства. Поэтому богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. Поскольку рост богатства возможен только за счет перераспределения, каждой нации помимо крепкой экономики необходима сильная государственная машина, включающая армию, военный и торговый флот, которая могла бы обеспечить превосходство над другими странами. Экономическая система, в соответствии с взглядами меркантилистов, состоит из трех секторов: производственный сектор, сельский сектор и иностранные колонии. Торговцы рассматривались как наиболее важная для успешного функционирования экономической системы группа, а труд -- как основной фактор производства. Из меркантилистских взглядов следует, что экономическая система функционирует в условиях неполной занятости, в результате чего приток дополнительного золота из-за рубежа сможет соединиться с излишней рабочей силой и увеличить производство. В противном случае, если бы предполагалась полная занятость, приток золота из-за рубежа означал бы просто рост инфляции и не находил бы продуктивного использования.
Теория абсолютных преимуществ А. Смита
Сильный удар по меркантилистским воззрениям на внешнюю торговлю нанесли экономисты, представлявшие школу, которая позже получила название классической. Главным из экономистов, бросивших вызов меркантилизму, был Адам Смит. Он четко сформулировал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от их способности производить конечные товары и услуги. Поэтому основная задача состоит не в приобретении золота, а в развитии производства за счет разделения труда и его кооперации. Наилучшим образом это может быть достигнуто в условиях, когда производители абсолютно экономически свободны и могут самостоятельно в рамках существующих законов выбирать род своей деятельности. Эта политика получила название «лэссэ-фэр». Теория внешней торговли А. Смита основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому, что единственным фактором производства является труд; имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров; в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации.
Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина
По этой теории каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Эта теория выводит причину влияния разных факторов производства на международную торговлю. Международная торговля приводит к выравниванию цен на факторы производства в торгующих странах.
Ограниченность теории состоит в том, что рассматриваются только две страны с одинаковыми технологиями и не учитываются внутренние факторы.
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо формулируется следующим образом: если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой или нет.
Данная теория впервые доказала существование выигрыша от торговли и описала совокупный спрос и совокупное предложение. Хотя при этом она не учитывает транспортные издержки и влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны, действуя только в условиях полной занятости.
Парадокс Леонтьева
Известный экономист Василий Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера-Олина в экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева /4, с.73-82/.
Делаю вывод можно точно сказать, что со временем международная торговля усложняется. Но до сих пор нет единой теории внешней торговли. Каждая из выше представленных теорий соответствовала своему случаю в истории и возможно специфике факторов производства, которые приведены в теориях.
1.2 Основные формы и методы международной торговли
Формы международной торговли. Форма торговли рассматривается как способ существования и выражения содержания коммерческих операций.
Основу традиционных форм международной торговли составляют экспортно-импортные сделки купли - продажи товаров.
Импорт - форма международной торговли, которая связана с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя для последующей их продажи на внутреннем рынке. Ее признаками являются наличие контракта между контрагентами и пересечение товаром границы страны-импортера. Под импортом понимается ввоз в страну товаров иностранного происхождения, из свободных зон, а также ввоз товаров для переработки под таможенным контролем.
Экспорт представляет собой форму международной торговли, которая связана с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их иностранному контрагенту. Наличие контракта и пересечение товара через границу являются основными признаками экспорта. По данным ВТО крупнейшими экспортерами в мире являются Европейский Союз, США, Япония.
Методы международной торговли
Методы организации международной торговли рассматриваются как способы осуществления торгового обмена между ее участниками. Традиционно к основным методам торговли относят прямой, косвенный и корпоративный методы. Формальным признаком международного характера коммерческой сделки является различная национальная принадлежность юридических адресов сторон по сделке.
* Прямой метод международной торговли. Его отличительной чертой является тот факт, что контрагенты непосредственно вовлечены в проведение всех основных и обычно части обеспечивающих операций, связанных с подготовкой, заключением, исполнением и сопровождением международных контрактов купли-продажи.
По условиям подобной сделки Продавец /резидент одной страны/ обязуется передать товар в собственность Покупателя /резидента другой страны/ в обусловленные контрактом сроки и на определенных там же условиях, а Покупатель, в свою очередь, обязуется принять этот товар и уплатить за него согласованную в контракте сумму.
* Косвенный метод международной торговли. Этот метод также распространен в практике международной торговли и заключается в совершении международной торговой сделки через посредника.
* Корпоративный метод международной торговли. Этот метод зародился в сфере малого и среднего бизнеса. При этом методе международная торговая сделка совершается через особого посредника, представляющего собой некоторую организационную форму бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником группы представляется невозможным, рискованным или экономически невыгодным.
Методы встречной торговли
В практике международной торговли широкое применение нашли так называемые методы встречной торговли. Они используются в случае, когда импортер испытывает затруднения с наличием достаточных сумм твердой валюты для закупки необходимых товаров. Встречная торговля отличается большим разнообразием форм, которых насчитывается многие десятки.
Однако наиболее часто используются шесть основных форм.
*Чистый бартер. Этот метод встречной торговли заключается в обмене товара на товар между контрагентами, которые одновременно выступают в качестве Продавцов и Покупателей. Заключается один контракт, к которому прилагаются две спецификации, где указаны перечни товаров, их цена, сроки поставки. Стоимость товаров по одной спецификации должна быть равна стоимости товаров по другой спецификации. Денежные расчеты отсутствуют.
*Сделка типа «свич». Этот метод встречной торговли предполагает участие в сделке третьей стороны. Контрагенты по сделке обмениваются товарами, третья сторона, например торговая фирма, реализует за определенные комиссионные товары.
*Встречная закупка. Данный метод встречной торговли предполагает наличие взаимной договоренности контрагентов купить друг у друга товар.
При этом естественно предусмотрены денежные расчеты. Поставка товаров производится одновременно.
*Авансовые закупки. Метод встречной торговли «авансовые закупки» имеет название «юнктим». Широко распространен в Германии. Представляет собой встречную закупку товаров контрагентами. Однако, при этом обмен товарами разнесен по времени.
*Сделка «бай бэк». В этой сделке предусмотрены денежные расчеты.
Экспортер обязан купить товар у импортера. Закупаемый товар производится импортером с использованием товара, приобретенного у экспортера. В качестве примера можно привести закупку импортером установки для производства удобрений. Произведенные удобрения продаются, стоимость установки перечисляется экспортеру.