Теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли.
Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? Вот они - главные вопросы данной работы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 33.69 Кб (Скачать)

Введение 
 
 

В современных  условиях активное участие страны в  мировой торговле связано со значительными  преимуществами: оно позволяет более  эффективно использовать имеющиеся  в стране ресурсы, приобщиться к  мировым достижениям науки и  техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более  полно и разнообразно удовлетворять  потребности населения - это и  является актуальностью данной темы. 

Цель данной работы - наиболее полно рассмотреть  международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы  развития международной торговли.

Почему государства  торгуют? Что составляет основу торговли между странами? Вот они - главные  вопросы данной работы.  

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут  развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать  общий объем производства.

Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы  страны, могут выиграть за счет специализации  на изделиях, которые они могут  производить с наибольшей относительной  эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии  сами эффективно производить. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Международная торговля. Общие понятия

Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран  под влиянием научно-технической  революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают  взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной  торговли. Международная торговля, посредующая движение всех мировых  товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной  торговой организации на каждые 10% роста  мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым  создаются более благоприятные  условия для его развития. Когда  же в торговле происходят сбои, замедляется  и развитие производства.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая  из оплачиваемого ввоза (импорта) и  оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми  странами мира.

Однако понятие  «международная торговля» употребляется  и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран  Восточной Европы и т. п.

Теории международной  торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в  своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической  мысли. Однако их центральными вопросами  были и остаются следующие:

-что лежит в основе международного разделения труда?

-какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

-какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле? 

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной  стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой  экономической системы». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Альтернативные теории  международной торговли

3.1 Неотехнологические теории

Теория Хекшера-Олина  объясняла развитие внешней торговли различной наделенностью стран  факторами производства, однако в  последние десятилетия стала  возрастать торговля между странами, где разница в наделенности факторами  невелика, т.е. налицо противоречие - причины  торговли исчезли, а торговля возросла. Это объясняется тем, что теория Хекшера-Олина сложилась в те годы, когда преобладающей была межотраслевая  торговля. Еще в начале 50-х годов  наиболее характерным был обмен  сырья из развивающихся стран  на продукцию обрабатывающей промышленности развитых стран. К началу 80-х годов  уже 2/3 экспорта, например, Великобритании приходилось на Западную Европу и  Северную Америку. Во внешней торговле промышленно развитых стран преобладающим  стал взаимный обмен продукцией обрабатывающей промышленности. Более того, эти  страны одновременно продают и покупают не просто продукцию обрабатывающей промышленности, а одни и те же по наименованию товары, отличающиеся лишь качественными характеристиками. Особенностью производства экспортных товаров промышленно  развитых стран являются сравнительно большие затраты на НИОКР. Эти  страны сегодня во все большей  степени специализируются на производства так называемой наукоемкой высокотехнологичной  продукции.

В число высокотехнологичных  отраслей входят производство медицинских  препаратов, электронно-вычислительных машин и оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторное оборудование, авиационная и ракетно-космическая  промышленность.

Развитие наукоемких отраслей и стремительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления. Это направление представляет собой  совокупность отдельных моделей, частично дополняющих друг друга, но иногда и  противоречащих одна другой. 
 
 
 
 
 

3.2 Теория технологического разрыва

В соответствии с этой теорией торговля между  странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих  стран, из-за того, что технические  новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает  преимущество: новая технология позволяет  производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в  производстве нового продукта, то предприниматель  в стране-новаторе в течение определенного  времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя  новый товар. Отсюда и новая оптимальная  стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто  выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить  что-то новое и опять такое, что  другим недоступно.

В результате появления  технических новшеств образуется "технологический  разрыв" между странами, обладающими  и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой  технологии, будет продолжаться.

3.3 Теория «цикла жизни продукта»

В середине 60-х  годов американский экономист Р. Верной выдвинул данную теорию. Она привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.

На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально  для внутреннего рынка, спрос  на него будет невелик. Он предъявляется  лицам с высокими доходами, для  которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление  на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование  большого числа высококвалифицированных  работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт  становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос  на новый товар за рубежом. Первоначально  он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

На третьей  стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что  позволяет использовать менее квалифицированную  рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального  производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние  начинают проникать на внутренний рынок  страны, где появился товар.

На последней  стадии цикла продукт стареет, его  производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к  повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

Такова общая  схема прохождения новым продуктом "цикла жизни".

Данная теория достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным  объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные  исследования и разработки, передовая  технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным  преимуществом по другим факторам, например, дешевой рабочей силе. Взлет отраслей производства бытовой  электроники в странах Юго-Восточной  Азии прекрасно иллюстрирует теорию жизненного цикла продукта. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами  на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных  потребителей, и. т.п.), которые не вписываются  в указанную теорию. Например, производство атомных реакторов, высокотехнологичных  вооружений по-прежнему концентрируется  в известных странах, обладающих уникальными преимуществами для  их производства.

Пример применения теории:

Карманные калькуляторы были изобретены американской корпорацией         « Sanlock Comptometer , Inc .» в 1961 г. и продавались в США по 1000 долл. за штуку. К 1970 г. еще несколько американских и японских компаний вышли на рынок со своими карманными калькуляторами, в результату чего цена за штуку упала до 400 долл. Технология развивалась и все больше стандартизировалась. Часть американских компаний перенесли сборку калькуляторов в Сингапур и Тайвань. К середине 70-х гг. калькуляторы стоили на американском рынке уже не более 10-20 долл. К концу 70-х гг. практически все производство калькуляторов было перенесено из США в развивающиеся страны, цена на самые стандартизированные модели упала до 2-4 долл., и весь американский рынок оказался заполненным калькуляторами, сделанными в Сингапуре, Гонконге и других странах с дешевой рабочей силой. Цикл жизни продукта занял около двух десятилетий. Аналогичная ситуация наблюдалась и с производством радиоприемников, телевизоров, электронных чипов и многих других технологичных товаров. 

3.4 Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ

В отдельном  ряду стоит теория М. Портера который  считает, что теории Д. Рикардо и  Хекшера - Олина уже сыграли свою позитивную роль в объяснении структуры  внешней торговли, но в последние  десятилетия фактически утратили свое практическое значение, поскольку существенным образом изменились условия формирования конкурентных преимуществ, устраняется  зависимость конкурентоспособности  отраслей от наличия в стране основных факторов производства. М. Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие  среду, в которой развиваются  конкурентные преимущества отраслей и  фирм:

1) факторы производства  определенного количества и качества;

2) условия внутреннего  спроса на продукцию данной  отрасли, его количественные и  качественные параметры;

3) наличие родственных  и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных  на мировом рынке;

4) стратегия  и структура фирм, характер конкуренции  на внутреннем рынке.

Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая, и, обусловливая развитие друг друга. К ним добавляются  еще два фактора, которые могут  серьезно влиять на обстановку в стране: действия правительства и случайные  события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой  могут формироваться конкурентоспособные  отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.

Информация о работе Теории международной торговли