Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:01, доклад
Меркантилиститская теория международной торговли - На стадии перехода феодализма к капитализму — XV—XVIII вв.
- Т. Мен, Ч. Давенант, Ж.Б. Кольбер - богатство страны ассоциировалось с золотом и серебром, которыми она располагает; мир располагал ограниченным количеством богатств; богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. следует: вывозить товаров больше, чем ввозить, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов;
Теории международной торговли
Название |
Период существования |
Представители |
Суть теории |
Достоинства |
Недостатки |
Меркантилиститская теория международной торговли |
На стадии перехода феодализма к капитализму — XV—XVIII вв. |
Т. Мен, Ч. Давенант, Ж.Б. Кольбер |
богатство страны ассоциировалось с золотом и серебром, которыми она располагает; мир располагал ограниченным количеством богатств;
богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. следует:
вывозить товаров больше, чем ввозить, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов; строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию; запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров.
Меркантилисты верили,
что истинным богатством |
политической поддержки |
выгода одних участников товарообменной сделки оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров). |
Теория абсолютных преимуществ |
1776г |
А. Смитом |
стране целесообразно |
через наличие естественных и приобретенных преимуществ он объяснял межстрановые торговые потоки. |
факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Но через некоторое время преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, следовательно, прекратится и внешняя торговля. |
Теория сравнительных |
1817 г |
Д. Рикардо |
страны специализируются на производстве
тех товаров, по которым их трудовые
издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно
они могут быть и несколько
больше, чем за границей. Отсюда следовал
вывод: свободная мировая торговля
ведет к специализации в |
впервые описала баланс совокупного
спроса и предложения; |
теория исходит из наличия лишь
двух стран и двух товаров; |
Тeopuя Хекшера - Олина - Самуэльсона |
20—30 гг. XX в, В середине XX в |
Э. Хекшер и Б. Олин Л. Самуэльсон и В. Столпер |
каждая страна экспортирует те товары,
для производства которых она
обладает относительно избыточными
факторами производства, и импортирует
те товары, для производства которых
она испытывает относительный недостаток
факторов производства торговля основана
на сравнительных преимуществах стран; |
случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международная торговля выравнивает цену факторов производства между странами |
вопреки теории Хекшера—Олина в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. |
Теория международной торговли Леонтьева |
1956 г |
В. Леонтьев |
Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ. |
||
Неотехнологическая теория внешней торговли |
середины XX в. на основе НТР. |
включение в процесс исследования
дополнительных новых факторов и
переменных, в том числе, различных
человеческих и капитальных ресурсов
стран, НТП, условий несовершенного
рынка товаров и факторов производства
и международной мобильности
последних и др.; |
|||
Теория технологического разрыва. |
1961 г |
М. Познер |
В результате НТП нововведения в одной из отраслей первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве продукта-новинки. Таким образом, преимущество, получаемое страной-новатором — результат возникшего технологического разрыва в уровнях развития отдельных стран. Это может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному отказу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригинальной, не имеющей аналогов в мире продукции. |
||
Теория эффекта масштаба |
1964 г |
С. Кэмп |
При определенных технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются при увеличении объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно теории многие страны (особенно, развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Чтобы эффект массового производства был реализован, необходим емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, расширяя рынки сбыта. Она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельно взятой страны. В итоге потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам. |
||
Теория жизненного цикла товара |
1966 г |
Р. Вернон Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом |
новый продукт проходит жизненный цикл со стадиями: внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с жизненным циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости. |
||
Теория конкурентного |
на международном рынке |
||||
Теория Фирмы |
Информация о работе Теории международной торговли: преимущества и недостатки