Теории международной торговли: преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:01, доклад

Описание работы

Меркантилиститская теория международной торговли - На стадии перехода феодализма к капитализму — XV—XVIII вв.
- Т. Мен, Ч. Давенант, Ж.Б. Кольбер - богатство страны ассоциировалось с золотом и серебром, которыми она располагает; мир располагал ограниченным количеством богатств; богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. следует: вывозить товаров больше, чем ввозить, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов;

Работа содержит 1 файл

Теории международной торговли.docx

— 23.53 Кб (Скачать)

Теории международной  торговли

Название

Период существования

Представители

Суть теории

Достоинства

Недостатки

Меркантилиститская теория международной торговли

На стадии перехода феодализма к капитализму — XV—XVIII вв.

Т. Мен, Ч. Давенант, Ж.Б. Кольбер

богатство страны ассоциировалось с  золотом и серебром, которыми она  располагает; мир располагал ограниченным количеством богатств;

 

богатство одной страны могло увеличиться  только за счет обнищания другой. следует:

 

вывозить товаров больше, чем  ввозить, что позволяет увеличить  приток золота, производство и занятость; регулировать внешнюю торговлю для  увеличения экспорта и сокращения импорта  с помощью тарифов, квот и других инструментов; строго ограничить вывоз  сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в  стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию; запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров.

 

     Меркантилисты верили, что истинным богатством страны  является золото (деньги) и, исходя  из этого, создали теорию внешней  торговли. По их мнению, внешняя  торговля должна быть ориентирована  на максимальную сохранность  и увеличение количества золота  в стране. В связи с этим рекомендовалось стимулировать экспорт и ограничивать импорт, чтобы не тратить золота на покупку товаров за пределами страны. Одновременно вводились запреты на торговлю колоний со всеми странами кроме метрополий, на развитие производства в колониях - они должны стать только поставщиками сырья в метрополии.

политической поддержки экспорта, которая, сочеталась, с активным протекционизмом 

выгода одних участников товарообменной сделки оборачивается экономическим  ущербом для других (стран-импортеров).

Теория абсолютных преимуществ

1776г

А. Смитом

стране целесообразно импортировать  те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются  абсолютные преимущества. свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, Согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом. 

через наличие естественных и приобретенных  преимуществ он объяснял межстрановые торговые потоки.

факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Но через  некоторое время преимущество одних  регионов перед другими может  исчезнуть, следовательно, прекратится  и внешняя торговля.

Теория сравнительных преимуществ

1817 г

Д. Рикардо

страны специализируются на производстве тех товаров, по которым их трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно  они могут быть и несколько  больше, чем за границей. Отсюда следовал вывод: свободная мировая торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления  в каждой стране. 

впервые описала баланс совокупного  спроса и предложения; 
 
2) доказала, что страна получает выигрыш от внешней торговли, не нанося ущерб 3) другим странам, а изыскивая возможности развития торговли внутри страны и отказавшись от введения торговых барьеров; 
 
4) подвела научную основу под развитие дальнейших теорий.

теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; 
 
- подразумевает господство свободной торговли; 
 
- исходит из постоянных затрат производства; 
 
- предполагает отсутствие транспортных затрат; 
 
- не учитывает действие НТР, технических изменений; 
 
- исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.

Тeopuя Хекшера - Олина - Самуэльсона

20—30 гг. XX в, В середине XX в

Э. Хекшер и Б. Олин

Л. Самуэльсон и В. Столпер

каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она  обладает относительно избыточными  факторами производства, и импортирует  те товары, для производства которых  она испытывает относительный недостаток факторов производства торговля основана на сравнительных преимуществах стран; 
 
·        причина сравнительных преимуществ — различие в наделенности стран факторами производства.

случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международная торговля выравнивает цену факторов производства между странами

вопреки теории Хекшера—Олина в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

Теория международной торговли Леонтьева

 

1956 г

В. Леонтьев

Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный  и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.

   

Неотехнологическая теория внешней торговли

середины XX в. на основе НТР. 

   

включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и  переменных, в том числе, различных  человеческих и капитальных ресурсов стран, НТП, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной мобильности  последних и др.; 
 
·        макроэкономический подход к анализу мировой торговли дополнился микроэкономическим, основные преимущества связывались с монопольной позицией фирмы (страны)-новатора; 
 
·        объектом международной торговли в данном случае выступала технология — как воплощенная в наукоемких товарах, так и в виде лицензий; 
 
·        неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (страны)-новатора. Отсюда и новая стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может;  
 
·        государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

 

Теория технологического разрыва.

1961 г

М. Познер

В результате НТП нововведения в одной  из отраслей первоначально возникают  в одной или нескольких ведущих  странах. Эти страны в течение  определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве продукта-новинки. Таким  образом, преимущество, получаемое страной-новатором  — результат возникшего технологического разрыва в уровнях развития отдельных  стран. Это может внести изменения  во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному отказу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригинальной, не имеющей аналогов в мире продукции.

   

Теория эффекта масштаба

1964 г

С. Кэмп

При определенных технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются при увеличении объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно теории многие страны (особенно, развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Чтобы эффект массового производства был реализован, необходим емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, расширяя рынки сбыта. Она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельно взятой страны. В итоге потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

   

Теория жизненного цикла товара

1966 г

Р. Вернон Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом

новый продукт проходит жизненный  цикл со стадиями: внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные  торговые связи между странами при  обмене готовыми изделиями. В соответствии с жизненным циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и  того же товара на разных стадиях зрелости.

   

Теория конкурентного преимущества нации  М. Портера.

   

на международном рынке конкурируют  фирмы, а не страны, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международной торговле определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества): 
 
ü     факторные условия — конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли; 
 
ü     условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью; 
 
ü     стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке; 
 
ü     характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране — наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. 
 
В эту систему также включаются случайные события и действия правительства, которые могут усиливать или ослаблять конкурентное преимущество страны.

   

Теория Фирмы

         

 


Информация о работе Теории международной торговли: преимущества и недостатки