Теории международной миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

Методы, которые я буду использовать для решения поставленных задач, такие: описание, сравнение, анализ и приведение статистических данных.
Цель, которую я поставила в своей контрольной работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….…2
2. Теории международной миграции…………………………………...3
- Виды трудовой миграции……………………………………...3
- Экономические эффекты миграции…………………………...5
3. Масштабы и направления миграции рабочей силы…………………5
- Количественные показатели……………………………...……5
- Масштабы миграции………………………………….………..7
- Направления миграции…………………………………….…..9
4. Государственное регулирование миграции………………………...10
- Механизмы контроля миграции…………………………...…10
- Регулирование иммиграции...………………………………...11
- Стимулирование реэмиграции………………………….…….15
- Правовое регулирование миграции…………………………..16
5. Последствия миграции для национальных рынков труда…………18
- Дискриминация мигрантов…………………………………...19
- Что происходит в Европе……………………………………..19
- Что происходит в России……………………………………..20
6. Переводы работников – мигрантов…………………………………23
7. Заключение…………………………………………………………...25
8. Приложение…………………………………………………………..26
9. Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

миграция готово.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Упомянутые конвенции и рекомендации распространяются только на страны-члены МОТ. Сейчас их 174, и далеко не все они ратифицировали Конвенцию №97. но в соответствии с последними решениями МОТ все ее члены, принявшие Устав организации, автоматически несут ответственность за выполнение всех конвенций.

Несмотря на наличие конвенций и рекомендаций МОТ, регулирующих положение трудящихся-мигрантов, оно остается тяжелым, поскольку перечисленные нормы либо выполняются в неполном объеме, либо вообще не выполняются. Кроме того, как уже отмечалось, большое распространение получила незаконная миграция. В силу этих обстоятельств в 1975 г. были приняты Конвенция №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», Рекомендация №151 «О трудящихся-мигрантах».

Конвенция №143 подчеркивает, что каждый член МОТ обязуется соблюдать основные права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Страны-члены МОТ обязаны разрабатывать и осуществлять национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства возможностей в отношении труда и занятости, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод для лиц, пребывающих на законных основаниях в качестве мигрантов или членов их семей. В соответствующей Рекомендации эти вопросы рассмотрены более детально.

Вопросы защиты мигрантов находят отражение и в других документах МОТ, посвященных  различным трудовым проблемам. В частности, в Конвенции №19 (1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях», Конвенции №82 (1947 г.) «О социальной политике на предприятиях вне метрополии», где есть специальный раздел IV «Положения о трудящихся-мигрантах», Конвенции №110 (1958 г.) «Об условиях труда на плантациях», где есть раздел «Наем, вербовка и трудящиеся-мигранты», и наконец, в Конвенции №118 (1962 г.) «О равноправии граждан страны и  иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения. [4. c.62-63]

 

 

4.ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА

 

Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. По оценкам ЮНКТАД, стоимость человеческого капитала специалистов, иммигрировавших в США за 1961 –1972 гг., - 25 млрд. долл. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом.

Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы нельзя.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка. В последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция; незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику (включая торговлю оружием и наркотиками). Социальная защита иностранных рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию  о защите трудящихся-мигрантов, оставляет желать много лучшего. Правда, надо иметь в виду, что удельный вес иммигрантов в общей численности занятых невелик.

 

4.1.ДИСКРИМИНАЦИЯ МИГРАНТОВ

 

Трудящиеся-мигранты во все времена и во всех странах подвергались и подвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости, зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее, чем коренным жителям получить рабочие места, за исключением самых малопривлекательных.

По данным обследования, проведенного ЕС, в 1989   г. 40% иностранцев, работающих в Испании, не могли трудоустроиться по своей квалификации. При этом иммигрантам реже, чем коренным рабочим, предоставляется возможность профессионального обучения и повышения квалификации. Заработная плата  мигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковых работах, как правило, занижена. Результаты исследований, проведенных в ФРГ, показали, что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев. Последние получали более высокие премии и выгодные сверхурочные работы.

Еще сложнее дело обстоит с различными социальными выплатами. По оценкам специалистов, 11 млн. рабочих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно 240 млрд. долл. и  платят 90 млрд. долл. налогов, получая при этом различных социальных выплат всего на 5 млрд. долл.

Иммигрантов проще уволить. Типичный пример: на заводах «Рено» во Франции в рамках 30%-го высвобождения работников было сокращено 55% иммигрантов. [4. c. 62]

 

4.2.ЧТО ПРОИХОДИТ В ЕВРОПЕ

 

Широкое использование дешевого низкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей (хотя в некоторых случаях это замедляет процесс модернизации производства). Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии – 40% строительных рабочих, в США – 70% работников, занятых в сельском хозяйстве.

Активное развитие новейших отраслей во многом обусловлено привлечением высококвалифицированной рабочей силы. Только в компаниях Силиконовой долины США трудятся более 2 млн. квалифицированных иностранцев – программистов, инженеров-компьютерщиков и др.

Благодаря развитию современных средств коммуникации, в первую очередь Интернета, наряду с традиционными формами использования иностранной рабочей силы на территории принимающей страны возникли ее новые дистанционные формы, позволяющие высококвалифицированным специалистам из других стран работать на иностранных заказчиков, не покидая своей родины. Так, индийские инженеры и  чертежники, принимая из США по спутниковой связи заказы на архитектурные проекты и отправляя подобным же образом результаты выполненной работы, могут получать приличную зарплату, не уезжая из своей страны. Некоторые финансовые компании США привлекают специалистов, живущих в странах Карибского бассейна, для ввода информации в компьютерные базы данных и ее последующей пересылки в США по электронным средствам связи. Активно трудятся на иностранных работодателей с помощью Интернета и отечественные ученые.

Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит так называемый этнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников. Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь в таких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки, ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктами питания, одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системе прачечных, ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и других сферах. Производственные предприятия создаются иммигрантами главным образом в швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, издательском бизнесе, сфере телекоммуникаций и информатики. [2. c. 115-116]

 

4.3.ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИИ

 

До 90-х годов внешняя  миграция для России не имела существенного значения. Более важна была миграция внутренняя: из центральных – в восточные и северные районы страны (в  целях освоения их огромных природных богатств), из села – в город.

Внешняя миграция усилилась в 1993 г.  в связи с распадом СССР и свободным въездом в Россию граждан из бывших союзных республик, где экономическое и социальное положение большинства населения было гораздо хуже. Но это лишь одна причина. Другая состоит в дискриминации русскоязычного населения в постсоветских государствах.

Одна из особенностей сегодняшней России – в значительных масштабах как иммиграции, так и эмиграции. При этом в течение всего десятилетия преимущественное значение имела иммиграция из стран СНГ и Балтии. Когда в России с 1992 года началась естественная убыль населения, отчасти ее удалось компенсировать весьма значительным по мировым меркам притоком населения и рабочей силы из соседних стран. В этом отношении Россия опережала такие известные центры иммиграции, как США и Канада, хотя немного отставала от Германии.

Наибольший прирост населения России произошел за счет миграционных потоков из Казахстана и Украины. В составе мигрантов  преобладали вынужденные переселенцы и беженцы: в конце 2000 г. их численность (имеются в виду зарегистрированные) составляла около 1 млн. человек. Фактически же их было значительно больше.

Основными местами поселения стали Оренбургская, Белгородская, Новосибирская области, Ставропольский и Алтайский края, республики Ингушетия и Северная Осетия - Алания. Большинство вынужденных переселенцев и беженцев испытывают значительные трудности материального и морального характера, для многих не хватает рабочих мест, жилья. Средств для осуществления федеральной миграционной программы хронически недостает.

Миграционные процессы, связанные со странами дальнего зарубежья, определяются тенденцией превышения показателей эмиграции над показателями иммиграции. Общее сальдо миграции по всем направлениям за 1991-1999 гг. составило 3173 тыс. человек. Если учесть, что за этот период естественная убыль населения из-за превышения смертности над рождаемостью – более 5826 млн. человек, то можно констатировать: иммиграция позволила не менее чем наполовину восполнить общее сокращение численности населения. Хотя за последние годы число прибывающих из стран СНГ и Балтии и положительное сальдо миграции существенно сократилось, тем не менее Россия остается крупным иммиграционным центром Европы. Размеры же эмиграции в страны дальнего зарубежья существенно не меняются.

Выезжают чаще всего немцы, евреи и русские. Что касается принимающих стран, то это в основном Германия, Израиль и США. В настоящее время четверть населения Израиля – выходцы из СССР и бывших союзных республик. В 1999 году из 108,3 тыс. общего числа эмигрантов в Германию выехало 52,8 тыс. человек, в Израиль – 36,3, в США – 11 тыс.

Эмиграция из России, казалось бы, не столь значительна, но ее отрицательные последствия весьма существенны: происходит утечка «умов» и «талантов». Уезжают крупные ученые, квалифицированные специалисты, известные артисты, выдающиеся спортсмены. Нередко они «увозят» не только свой личный опыт или научный потенциал, но и то, что создано и накоплено целыми коллективами, где они работали. Оценить эти потери довольно трудно, но счет, безусловно, идет на сотни миллионов долларов.

Главной особенностью российской эмиграции рабочей силы является почти 50-ти процентный возврат выехавших на заработки. С учетом того, что по оценкам Госкомстата размер трудовой эмиграции из России составляет 250 тыс. человек ежегодно, это означает, что страна ежегодно теряет от 100 до 125 тыс. человек квалифицированной рабочей силы. В то же время показатель возвращаемости из числа студентов и бизнесменов, выезжающих за границу для обучения и повышения квалификации (в среднем свыше 25 тыс. человек ежегодно), значительно ниже, чем для общего потока трудовой эмиграции, что, с учетом их возраста и современного образования, приводит к ухудшению характеристик трудового потенциала России. Тем не менее,  отмечается, что отъезжающие имели значительно более высокий уровень образования и квалификации по сравнению со средним уровнем населения страны в целом. (см. табл. 6) [3 .c.60]

Особое значение имеют последствия трудовой иммиграции. Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры рабочей силы в ближнем зарубежье – Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье – Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. Вообще же в Россию едут  в поисках работы граждане более чем 100 стран (см. табл. 1). Их общая численность, как уж было указано выше, достигла 250 тыс. человек, распределяясь примерно наполовину между странами ближнего и дальнего зарубежья.

Не вся рабочая сила из-за рубежа учитывается: многие мигранты, особенно из Украины и других бывших союзных республик, работают нелегально.

Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические районы страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и Дальневосточный. В последние годы увеличилось количество и доля рабочих и специалистов, прибывающих из дальнего зарубежья, в частности, из развитых  стран, в том числе США и Великобритании. Правовая основа данного процесса определена Указом Президента «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы». Для обеспечения прав российских граждан за границей заключены соглашения с Германией, Польшей, Словакией, Китаем, Финляндией, Швейцарией и рядом  других стран. Но это не исключает дискриминации мигрантов, нарушений международных трудовых норм и национального трудового законодательства.

Важно, что Министерство по делам федерации, национальной миграционной политики РФ и другие заинтересованные организации существенно усилили внимание к мигрантам, особенно к вынужденным переселенцам и беженцам, помогая им получить работу и обеспечивая  приемлемые условия жизни. [4. c. 63-64]

Важной проблемой для РФ является состояние межрайонной миграции. В оптимальном варианте она соединяет регионы страны в единый экономический комплекс и тем самым укрепляет государство. Сегодня межрайонная миграция становится мощным фактором изменения демографического и трудового потенциала Северных и Восточных регионов, созданных там за предшествующие десятилетия. В России есть территории с одновременно миграционной и естественной убылью населения. Миграция в них количественно дополняет естественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение его общей численности.

Первоочередного внимания к состоянию межрайонной миграции заслуживают районы Севера и приравненные к ним местности и Сибирь. Именно здесь сосредоточены основные природные ресурсы России и за счет этих регионов в перспективе должно прирастать богатство страны. Однако характер миграции в этом регионе уже не соответствует  развивающимся новым рыночным отношениям – наблюдается интенсивный отток населения, сокращение численности населения, ухудшение его демографической структуры, обострение проблем коренных народов. Всего за счет миграции в 1992-1998 гг. районы Севера потеряли 7% населения.

Информация о работе Теории международной миграции