Теоретические основы развития науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:13, доклад

Описание работы

В последнее столетие наука развивалась и развивается в настоящее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем развитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.

Работа содержит 1 файл

теоретические основы развития науки.docx

— 16.48 Кб (Скачать)

Селиванова Крестина, эк-30.

Теоретические основы развития науки

В последнее столетие наука  развивалась и развивается в  настоящее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объем  научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именно такой  возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем  развитии. Около 90 % всех научно-технических  достижений были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной  причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к  постиндустриальному обществу, повсеместному  внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", начала переноса знаний человечества в электронную  форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и др. Все это  убедительно доказывает, что наука  в наши дни становиться все  более и более значимой и существенной частью реальности.

Соотнося науку с жизнедеятельностью человека, возникают вопросы: что  такое наука? Каковы движущие силы возникновения  и развития науки? Существуют ли границы  научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке  рациональности в системе других способов отношения к миру? Как  наука сопряжена с разнообразием  форм и видов жизнедеятельности  человека? Какова роль науки в жизни  общества? Обсуждение всех этих и множества  других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

Большой вклад в изучение истории науки внес академик В.И. Вернадский. Для Вернадского не составляет сомнений, что наука была порождена  жизнью, практической деятельностью  людей, развивалась как ее теоретическое  обобщение и отражение. Наука  вырастала из потребностей практической жизни. Формирование науки Вернадским рассматривается как глобальный процесс, обще планетарное явление. Главным стимулом и причиной зарождения науки, новых идей, Вернадский считал требование жизни. Целью открытий было стремление к знанию, а его двигала  вперед жизнь, и ради нее, а не собственно науки, трудились и искали новые  пути (знания) ремесленники, мастера, техники  и т.п. Человечество в процессе своего развития осознало необходимость искания  научного понимания окружающего, как  особого дела жизни мыслящей личности. Уже при самом начале своего зарождения наука поставила одной из своих  задач овладеть силами природы для  пользы человечества.

Истинность знаний, открываемых  наукой проверяется практикой научного эксперимента. Главный критерий правильности научных знаний и теорий является эксперимент и практика.

В своем развитии наука  прошла следующие этапы:

1. Преднаука - она не вышла за рамки наличной практики и моделирует изменения объектов, включенных в практическую деятельность (практическая наука). На этом этапе происходило накопление эмпирических знаний и закладывался фундамент науки - совокупность точно установленных научных фактов.

2. Наука в собственном  смысле слова - в ней наряду  с эмпирическими правилами и  зависимостями (которые знала  и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Знания уже не формулируются как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности "самой по себе", и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов. На этой стадии наука обрела предсказательную силу.

3. Формирование технических  наук как своеобразного опосредующего  слоя знания между естествознанием  и производством, а затем становление  социальных и гуманитарных наук. Эта стадия связана с эпохой  индустриализма, с увеличивающимся  внедрением научных знаний в  производство и возникновением  потребностей научного управления  социальными процессами.

В современном понимании  наука - это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку  объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Главное качество науки - постоянно  генерировать рост нового знания, выходя за рамки привычных и уже известных  представлений о мире.

В процессе развития науки  менялись ее функции в социальной жизни. Современная наука в целом  представляет собой сложную развивающуюся, структурированную систему, которая  включает блоки естественных, социальных и гуманитарных наук. В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет  свой объект исследования и свои специфические  методы исследования.

К числу важнейших функций  науки относится предвидение. На предвидении фактически основывается вся практика человека. Включаясь  в любой вид деятельности, человек  заранее предполагает (предвидит) получить некоторые вполне определенные результаты.

 Современное развитие  науки ведет к дальнейшим преобразованиям  всей системы жизнедеятельности  человека. Особо впечатляюще ее  воздействие на развитие техники  и новейших технологий, воздействие  научно-технического прогресса на  жизнь людей. Наука создает  новую среду для бытия человека.

Причиной зарождения науки, движущей силой развития науки есть жизнь, жажда жизни, стремление человека к улучшению условий жизни. В  своем развитии наука прошла путь от эмпирического накопления фактов к теоретическому их обобщению и  к предсказанию будущих изменений  объектов. На начальном этапе теоретических  обобщений возникает прикладное в науке, прикладные исследования, прикладные науки. Прикладные науки являются связующим  звеном между фундаментальными знаниями и их воплощением в практику жизни, в технологии на благо жизни. Одновременно с развитием науки нарастали  ее функции и формировалась полифункциональность науки: 1)познавательная, 2)мировоззренческая, 3)технологическая, 4)предсказательная (прогностическая), 5)образовательная, 6)интернациональная, 7)социальная функции. В соответствии с этими функциями наука оказывает разнонаправленные воздействия на общество, на каждого человека. Сила науки заключена в истинности научных знаний. В основе науки, научного исследования лежит научная мысль. Развитие науки и развитие научной мысли это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Мысль, мышление это проявление интеллекта. Таким образом развитие науки неизбежно развивает мышление, интеллект, мозг человека и общество неизбежно вступит в стадию общества разума! В этом заключается интеллектуальная функция науки. Под воздействием науки, научной деятельности растет уровень интеллекта не только у тех людей, которые занимаются наукой или изучают науки, но и у всех граждан общества (государства). Рост уровня интеллекта у людей далеких от научных исследований и от изучений наук обеспечивается воздействием на них наукоемких технических систем, которые создаются на основе научных достижений и, которые используются этими людьми постоянно даже в обыденной жизни. Освоение обывателем (с целью практического использования) все новых и новых технических систем приводит неизбежно (хочет он того или нет) росту уровня его интеллекта. Только тогда можно провести демократические реформы в государстве и построить демократическое государство - когда средний уровень интеллекта граждан этого государства равен или больше "демократического интеллектуального минимума" (уровня интеллекта соответствующего демократическому устройству общества). Непосредственно измерить средний уровень интеллекта граждан трудно. Но средний уровень интеллекта граждан (СУИ) (менталитет народа) можно оценить по формуле: СУИ = число граждан в государстве/число ментов в этом государстве. Иными словами, чем больше ментов на душу населения, тем ниже менталитет народа и дальше демократия!

 

 


Информация о работе Теоретические основы развития науки