Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 03:58, доклад
Среди разнообразных инструментов формирования действующего механизма трудовой мотивации принципиальное значение имеет использование экономического анализа оценки результатов деятельности работников.
Значимость объективной оценки достаточно обстоятельно обоснована в научной отечественной и заграничной литературе. Давно и аргументированно доказано, что именно оценка, выступая сама по себе серьезным моральным стимулом, влияет на поведение работников, стимулирует или снижает их заинтересованность в повышении конечных результатов работы, сдерживает или убыстряет развитие трудовой инициативы.
РАЗДЕЛ 1
Теоретические основы оценки персонала
1.1.Значение и задачи оценки персонала.
Среди разнообразных инструментов
формирования действующего механизма
трудовой мотивации принципиальное
значение имеет использование
Значимость объективной оценки достаточно обстоятельно обоснована в научной отечественной и заграничной литературе. Давно и аргументированно доказано, что именно оценка, выступая сама по себе серьезным моральным стимулом, влияет на поведение работников, стимулирует или снижает их заинтересованность в повышении конечных результатов работы, сдерживает или убыстряет развитие трудовой инициативы.
Сознательное стимулирование деловой активности методом обеспечения объективной оценки труда является важным элементом трудовой мотивации персонала. Как писал известный психолог В.Г.Ананьев, “без оценки человек действительно не может осознать свой собственный поступок во всех его связях… Отсутствие оценки является потому наихудшим видом оценки, поскольку это влияние не ориентирует, а дезориентирует, стимулирует не положительно, а депрессивно влияет на объект ...” [14, с. 54].
Оценка работника – это установление соответствия качества его труда и личностных особенностей определенным критериям.
В специальной литературе [5, с. 98 - 99; 9, с. 190 - 191] определяются основные задачи, которые выполняет оценка. На уровне стратегии оценка:
• повышает эффективность
организации производства, оптимально
используя человеческие
• обнаруживает сотрудников,
способных выполнять более
• помогает совершенствованию
сотрудников с учетом их потребностей,
побудительных мотивов и
• способствует повышению заработной платы для того, чтобы привести ее в соответствие с растущим профессиональным уровнем.
На уровне тактики задачи оценки сводятся к следующему:
• повышать удовлетворенность, заинтересованность и мотивированность работников;
• способствовать
грамотному подбору и
• рационализировать
приемы и методы работы
• совершенствовать планы и программы повышения квалификации кадров;
• оценивать эффективность учебы персонала;
• оценивать эффективность работы определенных работников и коллективов в целом;
• прогнозировать
и планировать трудовую
• вносить изменения
в систему оплаты и
Оценка персонала
должна базироваться на
• неотвратимость (обязательность) оценки;
• систематичность (оценка) персонала должна осуществляться постоянно;
• объективность и вероятность;
• универсальность (оценивается каждый работник и все подразделы организации);
• сравнимость показателей оценки (для этого используются системы приведения оценочных показателей к определенным стандартам);
• принцип гуманизма
(целью оценки является не
• принцип относительности (гуманизму).
Любые оценочные системы, критерии и методы, позволяют лишь приблизительно описать работника, что связано, во-первых, с расхождением потребностей, ценностей и интересов оцениваемых субъектов, и, во-вторых, с тем, что трудовое поведение каждого индивида имеет множество характеристик, которые нельзя охватить полностью.
1.2.Методические подходы
к оценке управленческого
В практике деятельности кадровых
служб с разной степенью эффективности
используются два подхода к оценке
управленческого состава
1.3.Зарубежный опыт оценки специалистов и служащих.
Зарубежные компании имеют достаточно обширный опыт и давно сложившуюся систему управления персоналом. Входящая в систему управления персоналом оценка персонала также имеет свои особенности.
Так среди основных факторов, имеющих значение для оценки результативности труда в США, отмечаются следующие:
•характер задач, выполняемых
данным работником. Естественно, что
задачи служащего и менеджера
заслуживают более высокой
•государственные требования, ограничения и законы;
•личное отношение оценщика к работнику. Так, если нравственные и моральные ценности оценщика совпадают с рабочей этикой, то его оценка может значить очень многое. Но в то же время, если этот процесс в «плохих» руках, то это может стать причиной увеличения количества увольнений, отказов, понижения производительности труда.
•стиль работы руководителя: руководитель может по-разному использовать полученную оценку - честно или нечестно, в поддержку или в наказание, положительно или отрицательно, причем оценка результативности труда может привести к совершенно иным выводам, чем это предполагалось организаторами;
•действия профсоюзов: они могут, как поддерживать, так и выступать против этой системы. Исследования, проводившиеся в ряде фирм США при оценке результативности труда, выявили следующие критерии, частота которых составляла: качество работы (93%); объем работы (90%); знание работы (85%); присутствие на рабочем месте (79%). Из личных качеств, используе-
мых в роли критериев, были: инициативность (87%); коммуникативность (87%); надежность (86%) и необходимость в контроле за выполняемой работой (67%). Каким критериям отдавать предпочтение, определяется тем, для решения каких именно задач используются результаты оценки. Так, в
случае, если основная цель - повышение результативности труда, то критерии при этом - критерии результативности труда. Если же продвижение работников - необходимы другие критерии, которые определяли бы потенциальную результативность на новом месте и т.п. Что касается частоты проведения оценки, то статистика следующая: 74% служащих и 58% разнорабочих проходили оценку раз в год; 25% служащих и 30% разнорабочих оценивались раз в полгода, около 10% проходили оценку результативности труда чаще, чем раз в полгода. В компаниях США обычным является довольно частая периодика оценок. Оценкой работников чаще всего занимается менеджер-управляющий. Но оценку могут осуществлять также:
•комитет из нескольких контролеров, что исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;
•коллеги оцениваемого. Для этого необходимо, чтобы оцениваемый и оценивающие достаточно хорошо знали друг друга, особенно это касается уровня результативности труда, чтобы верили друг другу и не стремились выиграть друг у друга в вопросах зарплаты или продвижения по службе.
•подчиненные оцениваемого;
•кто-либо, кто не имеет непосредственного отношения к рабочей ситуации. Однако этот метод требует больших затрат по сравнению с другими и он чаще всего используется для оценки работника на каком-либо очень важном посту.
•самооценка - работник
оценивает себя при помощи
методов, используемыми
•комбинация перечисленных
форм оценки. Примером использования
комбинации форм оценки может стать
процесс оценки результативности труда
на одной из американских фирм, где
менеджер и сам работник заполняют
вопросник по форме, отражающей специфику
работ в должности