Теоретические аспекты инфляционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция (от лат. «inflatio» - вздутие) впервые был употреблен в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865г. Инфляция – это повышение общего уровня цен.[18, с. 399] Наиболее общее определение инфляции – это обесценение бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска. Однако эту трактовку нельзя считать полной. В то же время не все цены повышаются при инфляции. Даже в периоды довольно

Работа содержит 1 файл

инфляция.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Либерализация цен в  отсутствие инфраструктуры рынка, когда  ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов. Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном периоде 2011-2015 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.

Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.

Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень

эффективности функционирования реального сектора экономики, что

подтверждается наличием большого удельного веса убыточных  предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.

В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2013 г., одобренным правительством РБ 25 сентября 2012 года, предусмотрены следующие направления развития: в частности, сальдо внешней торговли товарами и услугами ожидается положительное на уровне 0,7% к валовому внутреннему продукту. Это абсолютно нереальное требование, так как положительное сальдо внешней торговли, наблюдаемое в 2012 году, было обусловлено экспортом растворителей и разбавителей, а также снижением инвестиционной активности предприятий в условиях высоких ставок по рублевым ресурсам.

 Но в 2013 году  оба этих фактора действовать уже не будут, следовательно, и сальдо внешней торговли станет отрицательным. К тому же, и уровень зарплаты в Беларуси в начале 2013 года будет примерно на 30% выше, чем в начале, что также будет способствовать росту импорта и появлению отрицательного сальдо внешней торговли.

 Конечно, Нацбанк  может, теоретически, снизить курс  белорусского рубля до такого  уровня, что сальдо станет положительным.  Это возможно, так как в Основных  направлениях денежно-кредитной  политики РБ установлено, что обменный курс белорусского рубля в 2013 году будет формироваться на основе спроса и предложения иностранной валюты.

 Но для того, чтобы  данный эффект был существенным, ослабление рубля должно быть  значительным — на уровне около  30%, чтобы хотя бы компенсировать рост импорта за счет населения. Это приведет к соответствующему росту цен, так как будет необходимо приводить в соответствие уровень цен в Беларуси и за рубежом.

 Рост цен в свою  очередь потребует увеличения  ставки рефинансирования до уровня хотя бы середины 2012 года, то есть выше 30-40%.

 Ничего подобного  в указах президента не прописано.  Напротив, там прогнозируется, что  ставка рефинансирования к концу  2013 года составит 13-15% годовых, а  потребительские цены вырастут  на 12%.

 Достижение подобных параметров можно обеспечить только одним способом: отказаться от свободного образования курса белорусского рубля и поддерживать курс за счет валютных интервенций из золотовалютных резервов страны.

 В этом случае  крепкий рубль будет препятствовать  росту инфляции. Но поддержка рубля указами президента не предусмотрена, следовательно, обеспечить их выполнение правительству и Нацбанку в 2013 году не удастся.

Характерной особенностью работ по экономии и рациональному  использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:

• совершенствование  отраслевой, технологической и территориальной  структуры народного хозяйства в направлении сокращения доли ресурсо- и энергоемких производств;

• увеличение масштабов  внедрения ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

• расширение спектра  организационно-экономических мер, направленных на

сокращение потерь при  добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

• оптимизация топливно-энергетического  баланса страны на основе повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;

• приоритетное использование  отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.

Ввиду ограниченности государственных  средств, которые могут быть направлены на прямые субсидии, представляется, что первоочередным направлением их использования должно стать развитие именно рыночной инфраструктуры. Опыт ряда бывших социалистических стран показывает, что организации, занимающиеся информационным обеспечением, консалтингом, профессиональной переподготовкой людей, редко выживают в переходной экономике, функционируя на принципах чисто коммерческой окупаемости.

В сегодняшних условиях неразвитости или отсутствия рыночных механизмов государство может:

- прибегать к аукционам  как при закупках товаров и  услуг, так и при распределении общественных ресурсов;

- заключать контракты  на осуществление значительной  части функции, ранее

выполнявшихся государством;

- использовать методы  оплаты выполненной работы только в зависимости от

полученных результатов;

- ориентироваться на  рыночную информацию (например, на  рыночные оценки при осуществлении закупок).

Во всех странах государство  тем или иным образом воздействует на процесс формирования цен. В этом процессе, однако, необходимо не перейти грань допустимого вмешательства, за которой наступает эффект негативного

воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации  производства. С этих позиций концептуальной основой выбора основных подходов и механизмов ценообразования является принцип, согласно которому государственное регулирование ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цен приводит к деформациям в экономике и экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

Общей целью совершенствования  системы ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен, создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении на этой основе жизненного уровня населения.

Заниженные цены ведут  к дефициту товаров, нерентабельности предприятий,

перетоку излишних денег  с товарного на валютный рынок  и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.

С другой стороны, завышение  цен обусловливает неэффективное использование ресурсов, раскручивание инфляционных процессов, снижение уровня жизни населения. Для достижения целей ценовой политики необходимо решить ряд задач, включающих:

• постепенное расширение сфер рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий для его реализации;

• совершенствование  принципов и методов ценообразования;

• упорядочение организации  учета элементов цены, направленное на экономию и противодействие необоснованному отнесению затрат на себестоимость продукции;

• прекращение дотационного и перекрестного субсидирования в системе ценообразования в целях минимизации нагрузок промышленности и бюджета, гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;

• совершенствование ценообразования во внешнеэкономической сфере;

• ценовое стимулирование развития приоритетных отраслей экономики;

• определение сопряженных  мер косвенного регулирования цен, связанных с

кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной  политикой и политикой доходов,

Главной целью государственной  ценовой политики на 2011-2015 гг. должно стать достижение и поддержание сбалансированной внутренней и внешнеторговой ценовой структуры. Наиболее существенными дисбалансами сегодня являются перекрестное субсидирование услуг ЖКХ (окупаемость затрат тарифами для населения в 2011 г. составила 20%); значительная дотационность городского и пригородного транспорта (возмещение затрат по перевозкам городским автотранспортом составляет около 28%, пригородными поездами - 25%, пригородным автотранспортом - 42%); низкие закупочные цены на продукцию животноводства и растениеводства. Высвобождение накопленных ценовых диспропорций в ходе достижения сбалансированной ценовой структуры может привести к усилению инфляции, однако в дальнейшем равновесная структура цен будет способствовать сдерживанию роста цен.

Ориентация на новые  стратегические цели в ближайшей  перспективе требует выполнения ряда тактических задач и осуществления определенных мер.

1. Необходимо продолжить  политику либерализации системы ценообразования, повысить ее прозрачность. Цены должны формироваться под воздействием спроса и предложения. Изменение относительных цен также должно происходить под воздействием изменений в спросе и/или предложении, а не вследствие пересмотра закупочных цен, потолков цен или других инструментов прямого регулирования. Политику либерализации следует проводить в меру создания экономических предпосылок, роста доходов и повышения социальной защищенности населения. Либерализация ценообразования должна создать условия повышения качества товаров и услуг, стимулировать развитие наиболее востребованных производств, обеспечить переток капиталов в соответствии с изменением спроса на товары и услуги, что, в конечном счете, должно способствовать росту благосостояния населения.

2. Следует ликвидировать  в 2013 г. перекрестное субсидирование услуг ЖКХ для населения в соответствии с постепенно вводимым графиком. Такая динамика ликвидации перекрестного субсидирования может дать 10-15 процентных пунктов прироста ИПЦ ежегодно в течение трех лет и возможность

многократного превышения темпов роста индексов тарифов на услуги ЖКХ по сравнению с индексами роста их себестоимости. Вместе с тем специфика этого процесса такова, что он не требует адекватной девальвации национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности экспорта, наоборот, даже при нулевой эластичности обменного курса по отношению к этому росту цен, вызванному снятием перекрестного субсидирования, ценовая конкурентоспособность экспорта должна возрастать. Меры данного порядка потребуют соответствующего роста номинальной заработной платы и доходов

населения, которые, однако, с учетом предыдущих замечаний повысят  долларовое значение заработной платы и доходов населения. В целом указанные подвижки создадут условия для повышения эффективности работы служб ЖКХ.

3. Доведение тарифов  на услуги пассажирского транспорта  в течение 2013 гг. до уровня, обеспечивающего его самоокупаемость, (вклад около 2-3 процентных пунктов в ИПЦ в течение двух лет) должно поднять уровень самофинансирования транспорта и повысить эффективность его работы. Замечания, сделанные в отношении ЖКХ, во многом справедливы и для пассажирского транспорта – подобное повышение цен не стимулирует девальвацию (через необходимость повышения ценовой конкурентоспособности экспорта) и требует повышения заработной платы и доходов населения.

4. Выравнивание потребительских  цен на продовольствие и закупочных сельскохозяйственных цен с западными областями России в основном должно быть осуществлено в 2013 г. Это позволит, учитывая стратегическое партнерство с Россией и наличие бестаможенных с ней границ, нормализовать продовольственный рынок и целенаправленно ориентировать отечественных производителей на норму эффективности, адекватную российскому рынку (поскольку его размеры превосходят белорусский рынок).

Структурные изменения  в системе цен до 2013 г. должны обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в «западном» направлении, а также действий по вступлению Беларуси в ВТО. Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы отечественных производителей и потребителей.

Информация о работе Теоретические аспекты инфляционной политики