Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:57, реферат

Описание работы

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удаётся получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Работа содержит 1 файл

теневая.docx

— 36.34 Кб (Скачать)

Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в не денежной форме. Она действует  в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных  отношений, близости культур, религиозных  взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п. Общинная экономика - это форма  развития домашней экономики при  выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика  переходит в нелегальную.

Признаками общинной экономики  являются: производительный, не противоправный, характер, обмен в не денежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, не учитываемый характер. Данные сектора, на мой взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

 

2. Особенности теневой экономики в России.

Теневая экономика является мировым  явлением, проявляющимся с разной степенью интенсивности во всех странах  мира. Первые обстоятельные описания теневой экономики на макроэкономическом уровне в научной литературе относятся  к 1970-м годам. Тогда в США появились  статьи о «подпольной экономике», где делался вывод, что в экономических  прогнозах и оценках современного состояния экономики уже нельзя пренебрегать неучтенной экономической  деятельностью. Во второй половине 1980-х  годов уже считалось общепризнанным, что теневая экономика составляет заметную часть всей экономической  деятельности в развитых капиталистических  странах и продолжает неуклонно  расти. 

В 1983 году была проведена первая международная  конференция по теневой экономике. На ней основные разногласия возникали  по проблемам классификации сфер экономической деятельности, включаемых в расчеты показателей по теневой  экономике, выбора методов оценки ее размеров, способов выявления влияния  различных факторов на развитие теневой  экономики, а также влияния самой  теневой экономики на основные макроэкономические показатели и социальные индикаторы.  

  Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно различаются как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Последние колеблются от 25 % ВВП, согласно данным Госкомстата России, до 40-45 %, по оценкам правоохранительных органов. 

  Можно выделить два основных  подхода к определению понятия  «теневая экономика»: ее рассматривают  как деятельность или скрываемую от прямого статистического учета, или уводимую из-под налогообложения. Одни авторы считают, что корни теневой экономики лежат в неразвитости рыночных отношений и чрезмерно тяжелом налоговом прессе. По мнению других, теневая экономика – это преступный бизнес, с которым необходимо решительно бороться. При характеристике теневой экономики чаще всего используют международную терминологию – понятия «неофициальная», «неформальная», «скрытая», «нерегистрируемая» и т.п. Однако названные понятия недостаточно четки, а иногда и пересекаются. Применительно к целям, которые изначально ставятся различными исследователями теневой экономики, точного ее определения и не требуется, поскольку ее масштабы можно оценить лишь приблизительно, а указанные выше характеристики отражают только одну из сторон явления. Поэтому до сих пор и не существует подлинно научного определения теневой экономики. Совершенно иной подход нужен, если действительно нужно понять, насколько опасно это явление и как с ним бороться. Рассмотрение отдельных характеристик теневой экономики, таких, как ее масштабы и динамика развития, становится уже вторичной задачей. На первый же план выходит необходимость анализа негативных тенденций в экономике и тем самым четкого определения понятия «теневая экономика».  

  Целью данной исследовательской работы является изучение особенностей теневой экономики в России.  

  Для достижения цели необходимо  решить следующие задачи:

1.   рассмотреть основные признаки теневой экономики, ее причины и последствия;

2.   охарактеризовать методы оценки масштабов теневой экономики;

3.   проанализировать особенности развития теневой  экономической деятельности в России и наметить меры по легализации этой деятельности. 

Источниками информации данной работы выступили  материалы периодической печати.  

  В результате проведенного исследования были получены следующие результаты. Итак, теневая экономика – это экономические процессы, которые не афишируются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой.

Определить  масштабы теневой экономики сложно, поскольку нет официальной статистики. Тем не менее, непрерывная тенденция  ее роста во всем мире, а также  потребности национальных правительств и международных сообществ в  оценках ее масштабов, исследовании ее причин и последствий в отдельных  странах, регионах, в мире привели  и к росту литературы по разным аспектам теневой экономики. К настоящему времени исследователями предложено несколько методов для приблизительного подсчета ее масштабов: метод «физических  затрат», подход со стороны «спроса  на деньги», экспертные оценки, к которым  можно отнести аудиторские налоговые  проверки. В целом вся теневая  экономика в мире (включая криминальный сектор) оценивается почти в 9 трлн. долл. США.  Считается, если доля теневого сектора составляет 5-10% ВВП, то это является своего рода нормой, и экономика страны функционирует устойчиво. По официальным данным, в теневом секторе российской экономики, начиная с 1997 г., ежегодно производится 25% ВВП. 

Основными сферами теневой экономики  в России являются: чисто криминальная (нарко-, порнобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, контрабанда, проституция, выбивание долгов, заказные убийства, рэкет, похищение людей  с целью выкупа и др.); финансово-кредитная; внешнеэкономическая; фондовый рынок; естественные монополии; автомобилестроение; потребительский рынок, в частности, незаконное производство и продажа алкогольной продукции; незаконное производство интеллектуальной продукции. 

  Таким образом, теневая экономика как общественное явление, объективна, искоренить ее полностью не представляется возможным. В современной России она воспроизводится устойчиво и расширенно. Теневой капитал неуклонно и ускоренно набирает вес, проникая во все сферы общественной жизни. Достигнута критическая масса: влияние теневых факторов стало настолько ощутимым, что противоречие между легальной экономикой и теневой превратилось из второстепенного в ведущее социально-экономическое противоречие, проявления которого наблюдаются практически в любой сфере жизнедеятельности общества.  

Поэтому необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой, - осуществлять специальную  программу интеграции здоровой части  теневой и легальной экономики. Необходим, конкретнее говоря, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении  обеспечения должных условий  развития предпринимательства. Для  претворения этого подхода в  жизнь требуется минимум следующее: четкое разграничение капиталов  криминальных элементов и «теневиков-хозяйственников» и отражение данного разделения в новых экономико-правовых актах, в том числе в законодательстве по борьбе с организованной преступностью  и коррупцией, в Уголовном кодексе  РФ; корректировка (в целях создания и поддержания благоприятной  правохозяйственной среды для бизнеса) легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению  репрессивных, уголовно-правовых методов. Разработка и реализация действенных  мер защиты населения государством от финансовых мошенничеств, обеспечение  гарантий защищенности сбережений и  капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности); задействование (наряду с применением деклараций о доходах и расходах в сфере личного потребления) «доходных индульгенций» - юридических документов, конституирующих легализацию (при условии уплаты спецналогов) денежных средств, направляемых на инвестирование сферы производства; проведение особой политики в отношении проживающих за рубежом «новых русских», разработка и реализация программы репатриации российских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс России. Здесь важно иметь в виду, что российский рынок для отечественного предпринимателя, вывезшего капиталы за рубеж, имеет существенные преимущества: относительно более высокую в сравнении с иностранным рынком норму прибыли на вложенный капитал, лучшее знание рыночных условий и конъюнктуры, наличие связей с представителями органов власти и управления.

3. Пути  выхода из теневой экономики.

В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной  политики в отношении теневой  экономики. Доктор экономических наук, руководитель Фонда социально-экономических  исследований "Перспективные технологии" В. О. Исправников в своей статье "Как вывести капиталы из "тени"" предлагает следующее. Важно ответить на два вопроса, - считает он, - Во-первых, сегодня в отряд теневиков  переходят не только сугубо криминальные, но и обыкновенные отечественные  предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой "правил экономической игры". Позволительно  ли отождествлять тех и других или подход государства должен быть дифференцированным?

Во-вторых, в теневой экономике  увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, лишь в чулках у населения  России находится до 70млрд. долл. - это  примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300млрд. долл. Вместе с тем только "челноками" в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста.

Формируя концептуальную основу линии  в отношении теневой экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии  государственной собственности  и административно-распределительной  системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу  угла новой модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления  этой смены предстоит привести в  действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в  теневой экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие  условия хозяйствования, а с другой - осуществлять социальную программу  интеграции на здоровой основе теневой  и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение  этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении  обеспечения должных условий  развития предпринимательства.

В целях создания и поддержания  благоприятной хозяйственно-правовой среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий  деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов. Прежде всего  это относится к налоговому режиму.

Представляется уместным обратиться к опыту новой экономической  политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию  скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая  политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.

Согласно же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными  выплатами (пенсионный, дорожный фонды  и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса  в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части  прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в  сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.

Также предстоит разработать и  реализовать действенные меры защиты населения со стороны государства  от финансового мошенничества, обеспечить гарантии защищенности сбережений и  капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности).

А главное, конечно же, создать благоприятное  экономическое и правовое пространство на территории нашей страны. Любому бизнесу свойственны подъемы  и падения. Если подъем переживается сравнительно легко, то любое падение  в "теневом бизнесе" - катастрофа. Каждый из участников станет доказывать, что другие своровали больше. Хорошо если это кончится только разводом. С каждым днем все весомее и  значимее становится такое понятие, как репутация фирмы. Недаром  с 2000 года этот актив включен в  баланс предприятия. Кое-кто из бывших теневиков уже в полной мере осознал  это и изо всех сил старается  отмыть свою сомнительную, в недалеком  прошлом, репутацию. Это и участие  в шумных благотворительных акциях и интервью, в которых говорится  о выплаченных в бюджет страны суммах налогов и так далее. Вчерашние нелегальные бизнесмены строят гигантские торговые комплексы, разворачивают рекламные компании, вслух говорят о своих высоких оборотах. Подчас складывается впечатление, что некоторые сознательно провоцируют налоговые органы на проверку. Когда им это удается, оказывается, что финансовая отчетность этих фирм в полном порядке. Это и есть борьба за репутацию. Сегодня они считают, что выгоднее переплатить налоги государству, чтобы завтра о нем говорили, как о добропорядочном бизнесмене, исправно платящем налоги. Не за горами время, когда не платить налоги будет считаться дурным тоном. Ничего удивительного в этом нет. Россия постепенно осваивается в мировом экономическом и юридическом пространстве, в котором нет места компаниям, имеющим сомнительную репутацию на родине. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.

Информация о работе Теневая экономика