Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:57, реферат
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удаётся получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Общинная экономика
Признаками общинной экономики являются: производительный, не противоправный, характер, обмен в не денежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, не учитываемый характер. Данные сектора, на мой взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.
2. Особенности теневой экономики в России.
Теневая экономика является мировым
явлением, проявляющимся с разной
степенью интенсивности во всех странах
мира. Первые обстоятельные описания
теневой экономики на макроэкономическом
уровне в научной литературе относятся
к 1970-м годам. Тогда в США появились
статьи о «подпольной экономике»,
где делался вывод, что в экономических
прогнозах и оценках
В 1983 году была проведена первая международная конференция по теневой экономике. На ней основные разногласия возникали по проблемам классификации сфер экономической деятельности, включаемых в расчеты показателей по теневой экономике, выбора методов оценки ее размеров, способов выявления влияния различных факторов на развитие теневой экономики, а также влияния самой теневой экономики на основные макроэкономические показатели и социальные индикаторы.
Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно различаются как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Последние колеблются от 25 % ВВП, согласно данным Госкомстата России, до 40-45 %, по оценкам правоохранительных органов.
Можно выделить два основных
подхода к определению понятия
«теневая экономика»: ее рассматривают
как деятельность или
Целью данной исследовательской работы является изучение особенностей теневой экономики в России.
Для достижения цели
1. рассмотреть основные признаки теневой экономики, ее причины и последствия;
2. охарактеризовать методы оценки масштабов теневой экономики;
3. проанализировать особенности развития теневой экономической деятельности в России и наметить меры по легализации этой деятельности.
Источниками
информации данной работы выступили
материалы периодической
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты. Итак, теневая экономика – это экономические процессы, которые не афишируются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой.
Определить
масштабы теневой экономики сложно,
поскольку нет официальной
Основными сферами теневой экономики в России являются: чисто криминальная (нарко-, порнобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, контрабанда, проституция, выбивание долгов, заказные убийства, рэкет, похищение людей с целью выкупа и др.); финансово-кредитная; внешнеэкономическая; фондовый рынок; естественные монополии; автомобилестроение; потребительский рынок, в частности, незаконное производство и продажа алкогольной продукции; незаконное производство интеллектуальной продукции.
Таким образом, теневая экономика как общественное явление, объективна, искоренить ее полностью не представляется возможным. В современной России она воспроизводится устойчиво и расширенно. Теневой капитал неуклонно и ускоренно набирает вес, проникая во все сферы общественной жизни. Достигнута критическая масса: влияние теневых факторов стало настолько ощутимым, что противоречие между легальной экономикой и теневой превратилось из второстепенного в ведущее социально-экономическое противоречие, проявления которого наблюдаются практически в любой сфере жизнедеятельности общества.
Поэтому необходимо, с одной стороны,
изменить общие условия хозяйствования,
а с другой, - осуществлять специальную
программу интеграции здоровой части
теневой и легальной экономики.
Необходим, конкретнее говоря, нацеленный
на параллельное решение этих двух
задач комплексно-правовой подход,
связанный с совершенствованием
законодательства в направлении
обеспечения должных условий
развития предпринимательства. Для
претворения этого подхода в
жизнь требуется минимум
3. Пути выхода из теневой экономики.
В настоящее время трудно отрицать
необходимость срочной
Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, лишь в чулках у населения России находится до 70млрд. долл. - это примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300млрд. долл. Вместе с тем только "челноками" в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста.
Формируя концептуальную основу линии
в отношении теневой экономики,
следует иметь в виду три обстоятельства.
Во-первых, возврат к монополии
государственной собственности
и административно-
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять социальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
В целях создания и поддержания
благоприятной хозяйственно-
Представляется уместным обратиться к опыту новой экономической политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.
Согласно же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.
Также предстоит разработать и
реализовать действенные меры защиты
населения со стороны государства
от финансового мошенничества, обеспечить
гарантии защищенности сбережений и
капиталов (как, разумеется, и самого
института частной
А главное, конечно же, создать благоприятное экономическое и правовое пространство на территории нашей страны. Любому бизнесу свойственны подъемы и падения. Если подъем переживается сравнительно легко, то любое падение в "теневом бизнесе" - катастрофа. Каждый из участников станет доказывать, что другие своровали больше. Хорошо если это кончится только разводом. С каждым днем все весомее и значимее становится такое понятие, как репутация фирмы. Недаром с 2000 года этот актив включен в баланс предприятия. Кое-кто из бывших теневиков уже в полной мере осознал это и изо всех сил старается отмыть свою сомнительную, в недалеком прошлом, репутацию. Это и участие в шумных благотворительных акциях и интервью, в которых говорится о выплаченных в бюджет страны суммах налогов и так далее. Вчерашние нелегальные бизнесмены строят гигантские торговые комплексы, разворачивают рекламные компании, вслух говорят о своих высоких оборотах. Подчас складывается впечатление, что некоторые сознательно провоцируют налоговые органы на проверку. Когда им это удается, оказывается, что финансовая отчетность этих фирм в полном порядке. Это и есть борьба за репутацию. Сегодня они считают, что выгоднее переплатить налоги государству, чтобы завтра о нем говорили, как о добропорядочном бизнесмене, исправно платящем налоги. Не за горами время, когда не платить налоги будет считаться дурным тоном. Ничего удивительного в этом нет. Россия постепенно осваивается в мировом экономическом и юридическом пространстве, в котором нет места компаниям, имеющим сомнительную репутацию на родине. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.