Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:17, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
1. Введение...........................................................................................................3
2. История развития феномена теневой экономики.........................................4
3. Определение понятия «теневая экономика».................................................7
4. Формы теневой экономики.............................................................................9
5. Структура теневой экономики......................................................................11
6. Причины возникновения теневой экономики.............................................20
7. Причины роста теневого сектора в России.................................................23
8. Методы выявления и оценки теневой экономики......................................24
9. Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности...................................................................................................27
10. Существующие подходы к решению проблем теневой экономики.........32
11. Заключение.....................................................................................................33
12. Список литературы.........................................................
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.
Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой[10].
В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.
В связи с недостатками данных двух методов по борьбе с теневой экономикой весьма очевидна необходимость создания нового, комплексного экономико-правового подхода, выступающего в качестве конструктивной альтернативы.
Глава Росстата Александр Суринов в интервью "Российской бизнес- газете", заявил, что, по состоянию на 2010 год, на долю теневой экономики в России приходится порядка 20%. При этом он отметил, что для ведомства в данном случае не имеет значения, где находится та или иная часть экономики, главная задача – правильный подсчет ВВП главного макроэкономического показателя России.
Глава Росстата выделил пять проблемных областей в подсчете экономических показателей: запрещенная деятельность, скрытое производство, неформальная деятельность (репетиторство и т.д.), личное подсобное хозяйство населения и слабость статистического наблюдения.
Он также признал, что в ходе учета уровня теневого бизнеса возникают сложности с объективной экономической статистикой. Но данная проблема есть у статистиков всех стран мира.
По данным Росстата, за два года число занятых в неформальном секторе экономики выросло на 12%. Основными факторами существования и роста неформального сектора теневой экономики являются правовой нигилизм, высокое налоговое бремя на экономику (35% ВВП) вкупе с неформальными поборами с бизнеса чиновниками и криминалом, неэффективность правоохранительных органов и особенно коррупция.
Теневая экономика в России приняла поистине огромные масштабы. Порождаемые же ей негативные последствия очевидны. Кроме того, теневая экономика вносит в экономические, моральные и политические устои общества много того, с чем мириться никак нельзя. Но справедливо будет заметить, что в условиях современной России теневая экономика (ее скрытая и неформальная часть) является важным инструментом поддержания экономического и социального равновесия, создавая условия для выживания бизнеса и населения.
Поэтому однозначного ответа на вопрос: плохо или хорошо – наличие теневой экономики – дать нельзя. И от того, в каких пропорциях будет соблюдено отношение «чистая экономика: теневая экономика», зависит будущее России.
1. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО: Ежемесячный журнал. Новосибирск. 2009. № 8. - С. 21-37.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.
3. Герасимов П.А. Теневой сектор в современной российской экономике.// Финансы и кредит: журнал. М. 2010. № 3. - С. 59-67.
4. Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 209.
5. Ибраева Г.Р. Теневая экономика: причины и последствия для стран евразийского союза // Финансы и кредит: журнал. - М. - 2009. - № 4. - С. 40-48.
6. Латов Ю.В. Теневая экономика. М.: Норма, 2006. - 336 с.
7. "Российская бизнес-газета" №760 (27) от 27 июля 2010 г.
8. Рябушкин Б.Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. М.: Финансы и статистика, 2003. - 143 с.
9. Тарасов М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России // Проблемы теории и практики управления: Международный журнал. М. 2010. № 2. - С. 19-23.
2
[1] Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
[2] Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО.- 2009.- №8.- С. 23.
[3] Ибраева Г.Р. Теневая экономика: причины и последствия для стран евразийского союза // Финансы и кредит: журнал. - 2009.- №19.- С. 42.
[4] Аблаев И.М. Тень и краски… // ЭКО.- 2009.- №8.- С.- 21-23.
[5] Аблаев И.М. Тень и краски…// ЭКО.- 2009.- №8.- С. 27-33.
[6] Аблаев И.М. Тень и краски…// ЭКО.- 2009.- №8.- С. 27-33.
[7] Тарасов М. Усиление росли государства по ограничению теневой экономики в России // Проблемы теории и практики управления. - 2010.- №2.- С. 19-20.
[8] Тарасов М. Усиление роли государства…//Проблемы теории и практики управления.- 2010.- №2.- С. 20-21.
[9] Тарасов М. Усиление роли государства…//Проблемы теории и практики управления. - 2010.- №2.- С. 20-21.
[10] Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. М.: Финансы и статистика, 2004. - 209 с.