Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:20, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время Россия переживает сложный период своей истории, характеризуемый значительным по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического реформирования: практически сформированы рыночная инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое явление, как товарный дефицит, постоянно обеспечивается положительное сальдо внешней торговли.

Содержание

Введение
1. Виды теневой экономической деятельности
2. Условия формирования теневого предпринимательства
3. Причины ухода предприятий в теневую экономику
4. Коррупция и теневое предпринимательство
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Теневая экономика.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     Теневая экономическая деятельность в сфере  малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с "чистым криминалом" - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по "легализации" части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.

           Основными причинами  ухода малых предприятий в "теневую экономику" являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота).

           Субъекты малого предпринимательства, участвующие  в теневой экономике, могут быть разделены на три группы:

     1 группа - сугубо криминальные малые  предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас теневой экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.

     2 группа - теневики-хозяйственники, в  значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.

     3 группа - предприниматели без образования  юридического лица и наемные работники - своего рода "солдаты" теневой экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.

           Особые опасения вызывает криминальная деятельность в  экономике. Сегодня имеются все предпосылки для углубления таких процессов, как слияние общеуголовной и экономической преступности, совершенствование организованности и профессионализма лиц, совершающих преступления, использование в преступной деятельности современных технических средств, особенно компьютеров, интеграция организованных преступных групп и служащих органов государственного управления.

           С 1993 года количество ежегодно выявляемых органами внутренних дел преступлений экономической направленности возросло в полтора раза (с 107 172 в 1993 году до 157 339 в 1996 году) при среднегодовом приросте в 12,5 %. Вместе с тем, учитывая высокую латентность указанных криминальных проявлений (по таким видам, как взяточничество, контрабанда, незаконное предпринимательство и др. она достигает 90 %), их реальные масштабы по оценкам специалистов как минимум в несколько раз выше. Каждое четвертое регистрируемое в экономике преступление относится к категории тяжких, причем наблюдается тенденция постоянного увеличения их доли.

           За последние годы особо активно преступная деятельность проявляется в ряде сфер. Одной из них является производство и реализация алкогольной продукции. Несмотря на принятые меры, положение в этой сфере не улучшается.

           Состояние отечественного рынка крепких спиртных напитков характеризуется сокращением объемов собственного производства ликеро-водочных изделий (порядка трети потребляемых крепких спиртных напитков), увеличением доли продукции низкого качества, в том числе фальсифицированной и опасной для потребления, ростом неучтенного и подпольного производства алкоголя и его контрабанды.

           По имеющимся данным подтверждается вывод о том, что  основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Непоказанная или "теневая" часть производства никакими налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.

           Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" предоставил право органам налоговой полиции наряду с органами МВД России, Госналог-службы России, Росалкогольмонополии, Минздрава России, Госкомстандарта России и ВЭС России осуществлять контроль за оборотом и право изъятия алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, что позволило существенно повлиять на изменение сложившейся ситуации. Прежде всего стало возможным проведение широкомасштабных проверок торговых организаций, изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.

           В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.08.96 N 946 "О создании постоянно действующих налоговых постов в организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья" территориальными органами налоговой полиции в настоящее время в Российской Федерации организовано более 300 налоговых постов. За прошедший период налоговыми постами многих регионов проведена инвентаризация производственных и складских средств, определены объемы фактического производства и объемы отгруженного спирта. В целях организации контроля за операциями по производству и обороту спирта организован учет вывоза продукции.

           Введение налоговых  постов на спирто - производящих предприятиях резко сократило количество покупателей спирта, многие из которых не состояли на налоговом учете, использовали поддельные печати существующих структур или использовали фиктивные документы на получение спирта этилового.

           Массовый контроль за поступлением и реализацией крупных  партий алкогольной продукции, создание специальных постов и другие подобные меры носят в большей степени профилактический характер и вынуждают руководителей предприятий отражать в бухгалтерской отчетности сделки, попадающие в поле зрения налоговой полиции. Правонарушения выявляются, как правило, при оперативном сопровождении подобных мероприятий.

           В целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов введен порядок обязательной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства.

           В то же время на рынке  получило обращение большое количество поддельных марок, что сводит на нет усилия по контролю за количеством выпускаемой алкогольной продукции. Действия дельцов теневого бизнеса в сфере оборота алкогольной продукции становятся более изощренными. Согласно имеющейся информации на высоком полиграфическом уровне налажено подпольное изготовление акцизных марок в странах Балтии (Эстония, Литва) и в Финляндии, откуда марки доставляются производителям нелегальной алкогольной продукции в Москве и Санкт-Петербурге.

     Также весьма сильно криминализированным  оказался процесс приватизации. Этому способствовали следующие факторы:

     поспешность и неподготовленность большинства залоговых и других аукционов;

     необеспеченность  при проведении ряда аукционов необходимой  конкурент-ности, в результате чего аукционы превращались в заранее обусловленный передел собственности;

     занижение стоимости пакетов акций.

           По некоторым данным большинство экономических преступлений в этой области совершается с участием коррумпированных должностных лиц органов государственной власти и управления.

           Прежде всего к  такого рода экономическим преступлениям  относятся: злоупотребление служебным положением и предоставленными полномочиями со стороны должностных лиц, умышленное занижение стоимости приватизируемых объектов, хищение финансовых средств, вырученных от продажи акций, укрытие полученных доходов от государственного налогообложения, должностные подлоги в ходе умышленного искажения фактических результатов, взяточничество в процессе приватизации жилого фонда и др.

           Имеют место правонарушения и со стороны покупателей акций. Это, прежде всего, невыполнение инвестиционных обязательств, представление фиктивных документов и др.  

 

      4. КОРРУПЦИЯ И ТЕНЕВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 

     Коррупционные процессы широко проникли в среду  должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую  политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования бюджетных средств, выделения крупных кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами и преследующих корыстные цели.

           Коррупция тесно  связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи, под "крышей" коммерческих организаций "перекачивают" государственное имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, законодательных и экономических решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.

           Учитывая это, коррупционную  связь следует рассматривать  как одну из основных форм влияния  организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики.

           По разным оценкам  на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти средства также наполняют капиталы теневой экономики.

           При непосредственном участии коррумпированных госслужащих происходит крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета.  Повсеместно наблюдаются факты коррупции, связанные с деятельностью государственных внебюджетных фондов. Растет число коррупционных проявлений в металлургической промышленности (особенно в производстве алюминия), сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней.

           Остро стоит проблема коррупции в правоохранительных органах и вооруженных силах. Имеют место многочисленные факты злоупотребления служебным положением, содействие за взятки в прекращении уголовных дел, сращивание с криминальными структурами, противоправное участие в предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном бизнесе и контрабандных сделках.

           В 1995-1997 годах освобождены  от занимаемых должностей ряд ответственных  работников Генпрокуратуры, ФСНП, МВД, ГТК, Госналогслужбы, Минздрава, МВЭС, Минсотрудничества, Центробанка, бывших Минздравмедпрома и Роскомдрагмета, некоторых других ведомств. Всего за этот период возбуждены уголовные дела в отношении 1442 коррумпированных лиц, осуждено 474. По признакам коррупции проверялось в 1995 году 1948 лиц, возбуждено 766 уголовных дел, осуждено - 211; в 1996 году проверялось 2291 лицо, возбуждено 767 уголовных дел, осуждено - 263.  

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

           В ближайшее время  результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латино - американскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету.  
 
 
 
 

     С

 

      ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

     Л. Фиглин, кандидат экономических наук “Теневая” занятость

     Сергей  Телешун: "Теневая политика - явление  не всегда отрицательное" ("Ведомости", 8.08.97)

     Меньшиков С. “Советскaя экономикa: кaтaстрофa или  кaтaрсис?” -М.: Интер-Версо, 1990

     “Теневaя  экономикa России” -М.: Сегодня, sup1 66, 1996 со ссылкой нa Kaufman E Kaliberda

     Каценелинбойген А. Советская политика и экономика. Книга третья. Глава «Цветные рынки  и советская экономика». Boston, Chalidze Publications, 1988.

     Матвеев А.  «Эконоимка и жизнь» Январь 1999  № 01

     Пономарев П. "Теневой лик банковской тайны" / "Экономика и жизнь" , № 39, 1996.

Информация о работе Теневая экономика