Теневая Экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование проблемы теневой экономической деятельности в Украине и методов борьбы с ней.
Задачи курсовой работы:
дать определение понятию теневой экономической деятельности;
рассмотреть различные виды теневой экономики и их влияние на экономическую жизнь общества;
определить закономерности и причины возникновения и развития теневой экономики;
сформировать представление об особенностях теневой экономики в Украине;

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 73.22 Кб (Скачать)

Завышенная регламентация экономики

Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

Значительные масштабы госсектора в экономике

Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

Экономическая небезопасность

Фактор, на наш взгляд, наиболее существенный. Теневая экономика, проникшая во все поры экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.

Национальная небезопасность

При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первый из них - это вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов, при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом. Согласно ориентировочным оценкам специалистов американской ассоциации экономических прогнозов «Уортон эконометрик форкстинг ассошиейшн» в промышленно развитых странах общая сумма прямого и косвенного ущерба от экономических преступлений достигает 3-10% валового национального продукта (ВНП), а в развивающихся государствах 15% и более.

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, в России - 40%;а удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте Украины равен 50%.

Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые «разборки» .

В понятие «теневая экономика» как многогранное, сложное и емкое явление включены:

- основные капиталы (движимость и недвижимость, ресурсы и средства

производства);

- финансовые средства и ценные бумаги (акции, векселя, электронные карты, приватизационные сертификаты, компенсации и др.);

- личные капиталы структур теневой экономики (дома, земля, автомашины, яхты, дачи, самолеты и др.);

- демографические ресурсы (лица, которые задействованы в теневой экономической деятельности).

 

Раздел II. Теневой сектор экономики в Украине 

2.1. Формирование теневой экономики в Украине 

Существует большое количество различных мнений по данному вопросу. Я решила взять за основу статью Дроздова А. В. «Истоки формирования теневой экономической деятельности на Украине».

Теневая экономика прошла два этапа развития: сначала на отраслевом уровне, от министерств до предприятий, затем - на территориальном, где создавалась организационная связь руководства регионов, региональных силовых структур, налоговых служб, а также других подразделений госаппарата и зависимых от них предприятий и органов с криминалитетом. Если в государстве разработанное законодательное поле обусловливает решение этой проблемы, то противостояние легальной и теневой экономик сводится к минимуму, а уровень тенезации стремится к таким величинам, которые не оказывают столь высокого отрицательного влияния. Дело в том, что чем ниже уровень развития экономики, чем значимее ее спад, тем больше возрастает налоговое давление на предприятие или мелкого, индивидуального производителя.

В Украине и Верховный Совет, и Правительство переступили границу оптимальности, ибо сегодня все предприниматели вынуждены отдавать в виде налогов 70-80% своего дохода и еще плюс к ним начисления на заработную плату и себестоимость продукции, что в итоге значительно превышает объем суммарного дохода. А это отрицательно сказывается на создании одного из основных элементов функционирования предприятия - прибыльности, что только и может обеспечить его развитие. В результате усиливаются неплатежи, происходят задержки с выплатой зарплаты, резко увеличиваются бартерные операции. Такие перекосы в экономике не могут происходить бесследно как для предпринимателей, так и для государства, тем более что именно законодательная основа государства, прежде всего и провоцирует стремление большинства налогоплательщиков уходить в тень от непомерных поборов. Анализ формирования ВВП раскрывает существенные недостатки этого процесса, ибо с увеличением налоговой нагрузки в прямой зависимости уменьшаются налоговая составная наполнения бюджета, что свидетельствует о нарушении уровня оптимальности [13].

Еще одним характерным явлением украинской экономической политики стало предоставление незаконных льгот приближенным к власти коммерческим структурам.

Приватизация государственных предприятий, как таковая, фактически началась в Украине не в июне 1992 года, как указывают в официальных материалах, а с момента образования в 1987 году, так называемых малых кооперативов, большинство из которых организовывались при государственных промышленных предприятиях. Создание малых кооперативов оказалось очень удобной формой перекачивания государственных средств в частные руки.

До начала июня 1994 года в Украине было приватизировано около 70% всех предприятий промышленности и сферы услуг. Многими реформаторами настолько высокие темпы расцениваются как колоссальный успех реформ. Однако вместе с количественными показателями необходимо указать и качественные изменения.

С самого начала массовая приватизация в Украине представляла собой колоссальную спекулятивную операцию, приведшую к криминализации экономики, невиданному социальному расслоению и появлению враждующих социальных групп. Криминализация - с одной стороны, отображение социально-экономической и политической ситуации в стране, с другой стороны – тесно связана с моделью приватизации.

Известно, что, начиная с 1993 года, цены в стране растут значительно быстрее, чем официальная заработная плата: минимальная и даже средняя по стране заработная плата сегодня не обеспечивает необходимого прожиточного минимума. Однако на сегодняшний день социальная ситуация в стране не достигла критической точки; банковские счета населения растут; число вновь созданных на предпринимательской основе хозяйственных организаций увеличивается – несмотря на то, что каждая третья из вновь созданных мелких и средних фирм оказывается убыточной. Есть все основания полагать, что и проблема выживания, и проблема первоначального накопления капитала решается сегодня в Украине путем активного включения населения в различные процессы, которые разворачиваются в рамках теневой экономики. Мотивы, механизмы и результаты такого участия для разных групп населения разные [5].

Современное украинское общество можно разделить на три основные категории, каждая из которых, в свою очередь подразделена на группы:

Новые собственники, высшие руководители, работники высшего и среднего звена, зачастую наемные работники низшего звена корпоратизированного сектора, где образуются огромные сверхприбыли. Для этой категории лиц характерно стремление получить и максимально увести от налогообложения свою прибыль и другие доходы, что возможно только путем прямых нарушений законодательства и установления особых «доверительных» отношений с бюрократией.

Группы, которые имеют реальную возможность участвовать в перераспределении сверхприбыли; среди них, в первую очередь бюрократия и криминальные элементы.

Большая часть населения, выведенная за рамки корпоративного сектора и не допущенная к его доходам.

Средняя заработная плата квалифицированного украинского работника в 125 раз меньше, чем у американского, хотя стоимость потребительской корзины уже составляет более 40% от американского уровня (см. приложение 4).

Чтобы выжить, население обязано адаптироваться к новым условиям, участвуя в разных формах «теневой экономики». По данным социологических опросов, дополнительный доход работников промышленных предприятий от разных видов побочной деятельности достигает 80% совокупного семейного дохода [6].

Таким образом, у большей части населения существует объективная необходимость активизации своего участия в теневой экономике, что укрепляет фундамент взяточничества «теневой деятельности» и криминальной активности. 

2.2. Особенности теневой экономики Украины 

В процессе развития теневой экономики, формируется ряд качественных признаков, свидетельствующих о ее существовании. Эти признаки присущи практически всем странам, пережившим или переживающим глубокий экономический кризис, тем не менее, они в каждой стране имеет свои особенности, а теневая экономика различается как масштабами распространения, так и формами проявления.

Отметим следующие основные особенности теневой экономики в Украине:

1. Значительное сращивание властных структур с теневыми (см. приложение 5). Подобное "сотрудничество" осуществляется на следующей основе: привлечение фирмами в собственный штат в виде "консультантов" - должностных лиц высокого и наивысшего ранга с целью лоббирования своих интересов в государственных инстанциях;

2. Установление льготных условий функционирования отдельных субъектов;

3. Использование государственного имущества и организационных структур для получения неофициального частного дохода государственными чиновниками и управленцами; осуществление в составе больших государственных предприятий теневых операций (полуофициально);

4. Неограниченное нормативно-правовое поле в государственном законодательстве и значительное количество механизмов относительно осуществления теневых операций;

5. Отсутствие четкой границы между официальной и теневой деятельностью;

6. Приоритетность теневой сферы, которая, не уплачивая налогов, пользуется социальными услугами, подготовкой рабочей силы, государственными субсидиями и другими негосударственными бесплатными услугами;

7. Коррумпированность государственных служащих различных властных структур и, прежде всего, контрольных служб: налоговой, санэпидемконтроля, пожарной безопасности и других;

8. Служебные злоупотребления, установление с нарушением Конституции Украины сборов и таможенных пошлин за услуги, которые входят в обязательное выполнение соответствующими ведомствами. Кроме того, стоимость выполнения некоторых услуг значительно превышает их установленный норматив, фактически становится дополнительной таможенной пошлиной. Процесс лицензирования и выдачи различного рода разрешений становится наиболее желательным для министерств и ведомств, поскольку на его основе могут быть полученные значительные поступления, в том числе и на пополнение частного, не учитываемого официально дохода . 

2.3. Методы борьбы с теневой экономикой 

Теневая экономика – явление очень противоречивое, чем и объясняется существование большого количества разнообразных взглядов на возможное решение этой проблемы.

Конференция 1999 года по вопросу устранения теневой экономики Украины

21 января Центр рыночных реформ Владимира Ланового и Фонд Фридриха Эберта, верно уловив затянувшуюся паузу и угасание интереса общественности к проблемам экономики, решили возобновить диалог. Однако они предпочли ограничиться только одним аспектом — «Теневая экономика и государственная политика: противоречивая взаимосвязь». Возможно, потому что в зале не присутствовали главные, с точки зрения организаторов, «оппоненты» — производители госполитики и теневики, дискуссия оказалась вялой. Правда, среди участников точно были как минимум первые: в лице депутатов-законодателей и Александры Кужель, представляющей исполнительную власть. В этом случае все они претендовали на роль независимых экспертов, наблюдающих порочную политику и экономику как бы со стороны.

Информация о работе Теневая Экономика