Теневая экономика России: состояние и прогнозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в России. Прежде чем начать анализировать столь сложное, противоречивое и многогранное явление, мне предстоит решить следующие задачи:
1.указать сущность и структуру теневой экономики
2.рассмотреть теневую деятельность в СССР
3.оценить масштабы теневой экономики в современной России

Содержание

Введение
1.Теневая экономика: понятие, сущность, структура.
1.1 Определение теневой экономики.
1.2. Структура теневой экономики и её институционализация.
2.Особенности теневой экономики в России.
2.1 Теневая экономика в советском обществе
2.2. Причины роста и развития теневой экономики в постсоветском пространстве
3.Функции и масштабы теневой экономики в современной России.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

НОВАЯ КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Создавая  новые рабочие места и источники  дохода, теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает, социальное напряжение в обществе[1,с.204].

     2.Дестабилизирующая.

     Конечно же, нельзя не видеть отрицательный, деструктивный  характер теневой экономической деятельности, подрывающей основы социального благополучия больших групп населения.

     Во-первых, теневая экономика вытесняет  официальные механизмы налогообложения. Из общей суммы доходов, получаемых в легальном бизнесе, на выплачиваемые  государству  налоги приходится 25 %, тогда как выплаты «крышам» и чиновникам – 20% , а на плату за обналичивание-5%.Бурный рост теневой экономики представляет собой из главных причин финансово-бюджетного кризиса 1998г.

     Во-вторых, теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в легальной экономике, ослабляет трудовую, мотивацию работников приводит, приводит во многих случаях к их деквалификации.

     В-третьих, теневая экономика порождает  многочисленные конфликты, часть которых  может быть разрешена только с применением насилия.[1,c.204].

     В-четвертых, жизнь по двойному стандарту уже  давно не воспринимается многими  россиянами как негласная, но, тем  не менее, общепринятая норма. А отнюдь не как «отклоняющееся поведение». Сегодня общество подошло к некоторому качественному рубежу, когда норма  и отклонение от нее, норма и патология не только все более проникают друг в друга, но и меняются местами. То, что в сознании многих считалось патологией, становится нормой. Такая всеобщая теневизация ,по мнению ученых, это формирование нового социального порядка, который носит отнюдь не либеральный, но принудительный характер. Он заставляет действовать вопреки законам цивилизованного общества, нарушать веками складывающиеся моральные устои[5,с.47].

     В-пятых, криминальные процессы в отечественной экономике вышли за пределы государства. Россия попала в черный список стран с испорченной  коммерческой репутацией. Так, согласно данным Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег при ОЭСР, наша страна «не желает» бороться с преступными средствами[5,с.47].

     В переходный период, на начальном этапе  реформ (1991-1994) теневая экономика  сыграла скорее положительную, стабилизирующую  роль в обществе. В этот столь  сложный период теневая  деятельность помогла выжить немалой части  населения, оказавшейся выброшенной из привычного уклада жизни. Она помогла им найти новую основную или  дополнительную занятость и источники доходов, в то время как работа  в структурах официальной экономики перестала обеспечивать средствами к существованию. На этом  регулятивная функция теневой экономики закончилась, а в последующие годы усилилась её дестабилизирующая функция. Масштабы теневого сектора в России оставляет желать лучшего. По итогам 2004 года, согласно официальной информации Росфинмониторинга, сумма отмываемых в России средств составила 170 млрд рублей[12].По экспертным оценкам МВД РФ, в торговле, строительстве, сельском и лесном хозяйстве России доля теневой экономики доходит до 70-80% ВНП (главным образом потому, что в этих отраслях существуют повышенные возможности расчетов неучтенными наличными деньгами).

     По  оценкам Госкомстата, в строительстве  на теневой сектор приходится 63% деятельности, а в торговле и сельском хозяйстве-75%!Например, закупка и перепродажа зерновых осуществляются в России на 70% «черной» неучтенной «наличкой» непосредственно на элеваторах, в том числе и для нужд экспорта. Базой для этого служат неучтенные площади посевных («теневой урожай» в каждом крупном хозяйстве). Те угодья, которые находятся на границе областей, по согласованию сторон распахиваются  соседями, а урожаи приписываются себе как достижение. Так же работают по неучтенному поголовью скота.

     Скрытый сектор является одним из наиболее крупных элементов теневой экономики. О его масштабах свидетельствуют  следующие данные. По словам Е.С Строева, теневое предпринимательство составляет половину от легального, 1/3 зарегистрированных предпринимателей налоги не платит, половина – платит не полностью или нерегулярно[6,c.25-26]. Весомую часть скрытой теневой экономической деятельности составляет взаимная коррупционная деятельность предпринимателей и отдельных  чиновников, поскольку деловая коррупция как суррогатный «теневой институт»  улаживания деловых интересов с бюрократией заполняет своеобразный вакуум, позволяя предпринимателям до определенной степени просчитывать свою стратегию и хозяйственные риски и преодолевать многочисленные административные барьеры, встраевыемые властями  различных уровней. Развитию коррупции способствует отсутствие удобных процедур реализации предпринимателями своих обязательств, а также несоразмерность штрафов, вынуждающих уклонятся от их оплаты.[11,c. 203]

     Несомненно, нельзя признать  эффективной деятельность государственных институтов допустивших  разрастание масштабов коррупции  в российской экономике до величин порядка 16% ВВП и 53-54% от доходной части бюджета РФ. Фактически в России ежегодно создается свой теневой бюджет рынка коррупции являющегося верхушкой «айсберга» теневой экономики. Не секрет, что по величине выплат в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляющим порядка 10% от суммы сделки или делового оборота, можно судить, что размер теневой российской экономики может вполне составлять 300-330 млрд. долларов. Это вполне коррелируется с данными правоохранительных органов о нахождении в теневом обороте не менее 40% денежной наличности и величине «серого оборота» в расчетах россиян из рук в руки – в 40,4 млрд. долларов[11,c. 207]

     Итак, из всего вышесказанного следует, что  теневая экономика  позволяет  решать кое-какие сиюминутные проблемы, но, разрастаясь и переплетаясь с легальной экономикой, препятствует дальнейшему развитию рыночной экономики в России.

 

     Заключение. 

     Сегодня теневые процессы в экономике  захлестнули Россию. И естественно, что « ни отдельным специальным  «постановлением», ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов»[5,с.48]  .

     В настоящее время в России сложились  два основных подхода к решению  проблем теневой экономики. Первый  - либерально – попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса – с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

     Другой  подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

     В качестве яркого примера попыток  реализации репрессивного подхода  можно рассматривать попытку  принятия Государственной думой  в первом чтении представленного  Министерством финансов РФ законопроекта  « О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономически условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои  капиталы.

     Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с  сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы[6,с. 34-35].

     Эти  подходы к регулированию экономических отношений «характеризуются несистемностью, размытостью, слабой прогнозируемостью конечного результата, фрагментарностью воздействия на социально- экономическую ситуацию, неоптимальностью достижения поставленной цели.

     В то же время возможный подход от преимущественно монетаристских к гетеродоксным методам регулирования экономики может, двойственно отразиться на состоянии борьбы с экономической преступностью. С одной стороны, появиться возможность для укрепления государственного контроля над всеми сторонами жизни общества, включая и распределительные отношения. Укрепление предпринимательской дисциплины позволит оздоровить кредитно-денежные отношения, ликвидировать возможность  отмывания мафиозных капиталов и их утечки за границу. С другой стороны, можно прогнозировать и негативные последствия такого перехода. Усиление государственного контроля неизбежно приведет к свертыванию деловой активности, к восстановлению прежних масштабов теневой экономики, т.е. к расширению официально не зарегистрированного сектора экономики, к росту подпольного рынка труда и капитала.

     А это  значит, что, прежде всего, важно  привести в устойчивое состояние  всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Определенной корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима, - нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время следует жестче контролировать жизненно важные  для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление четких и понятных «правил игры» между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, естественно, требует продолжения уже  начатая в России борьба с коррупцией. » [5,с. 49] По самым оптимистичной оценки у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан(бытовая коррупция)-почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные  органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией[7,с.103].

     Первопричиной, создающей возможности для противоправных действий, являются пробелы в законодательстве. Недостаточное отражение экономической сущности многих негативных явлений приводит к тому, что не отработаны не только процедуры их определения, но и доказательства противоправных действий.

     Необходимо  уточнение понятийного аппарата: «налоговая преступность», «организованная  преступность», «криминальная деятельность», «теневой сектор экономики», с тем  чтобы не только дать правильную юридическую  квалификацию этим явлениям и определить, к компетенции какого ведомства они относятся, но и раскрыть экономическую сущность экономической преступности и теневой активности.

       И, конечно же, необходимы научные  подразделения, которые осуществляли  бы мониторинг деформаций, возникающих  в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью[5,с.49-50].

     Безусловно, теневую экономику ликвидировать  как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая  любой рыночной экономической системы во всех странах мира. Во- вторых, в России теневая экономика укоренилась, институционализировалась и стала привычным для большинства населения явлением. В- третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор  сыграл роль некоего стабилизатора. Тогда может быть целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона? А задача правоохранительных органов будет сводиться к  сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. «Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм » [1,с. 207].

 

     Список  литературы: 

1. Виноградов В.В.: Экономика России. - М.:Юристъ,2001.-с.199-208.

2. Исправников В.О., Куликов В. В.: Теневая экономика В России: иной путь и третья сила. - М.,1997.-с.13-27.

Информация о работе Теневая экономика России: состояние и прогнозы