Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:14, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в России. Прежде чем начать анализировать столь сложное, противоречивое и многогранное явление, мне предстоит решить следующие задачи:
1.указать сущность и структуру теневой экономики
2.рассмотреть теневую деятельность в СССР
3.оценить масштабы теневой экономики в современной России
Введение
1.Теневая экономика: понятие, сущность, структура.
1.1 Определение теневой экономики.
1.2. Структура теневой экономики и её институционализация.
2.Особенности теневой экономики в России.
2.1 Теневая экономика в советском обществе
2.2. Причины роста и развития теневой экономики в постсоветском пространстве
3.Функции и масштабы теневой экономики в современной России.
Заключение
Список литературы
Создавая
новые рабочие места и
2.Дестабилизирующая.
Конечно же, нельзя не видеть отрицательный, деструктивный характер теневой экономической деятельности, подрывающей основы социального благополучия больших групп населения.
Во-первых,
теневая экономика вытесняет
официальные механизмы
Во-вторых, теневая деятельность дезорганизует производственный процесс в легальной экономике, ослабляет трудовую, мотивацию работников приводит, приводит во многих случаях к их деквалификации.
В-третьих, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых может быть разрешена только с применением насилия.[1,c.204].
В-четвертых, жизнь по двойному стандарту уже давно не воспринимается многими россиянами как негласная, но, тем не менее, общепринятая норма. А отнюдь не как «отклоняющееся поведение». Сегодня общество подошло к некоторому качественному рубежу, когда норма и отклонение от нее, норма и патология не только все более проникают друг в друга, но и меняются местами. То, что в сознании многих считалось патологией, становится нормой. Такая всеобщая теневизация ,по мнению ученых, это формирование нового социального порядка, который носит отнюдь не либеральный, но принудительный характер. Он заставляет действовать вопреки законам цивилизованного общества, нарушать веками складывающиеся моральные устои[5,с.47].
В-пятых, криминальные процессы в отечественной экономике вышли за пределы государства. Россия попала в черный список стран с испорченной коммерческой репутацией. Так, согласно данным Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег при ОЭСР, наша страна «не желает» бороться с преступными средствами[5,с.47].
В переходный период, на начальном этапе реформ (1991-1994) теневая экономика сыграла скорее положительную, стабилизирующую роль в обществе. В этот столь сложный период теневая деятельность помогла выжить немалой части населения, оказавшейся выброшенной из привычного уклада жизни. Она помогла им найти новую основную или дополнительную занятость и источники доходов, в то время как работа в структурах официальной экономики перестала обеспечивать средствами к существованию. На этом регулятивная функция теневой экономики закончилась, а в последующие годы усилилась её дестабилизирующая функция. Масштабы теневого сектора в России оставляет желать лучшего. По итогам 2004 года, согласно официальной информации Росфинмониторинга, сумма отмываемых в России средств составила 170 млрд рублей[12].По экспертным оценкам МВД РФ, в торговле, строительстве, сельском и лесном хозяйстве России доля теневой экономики доходит до 70-80% ВНП (главным образом потому, что в этих отраслях существуют повышенные возможности расчетов неучтенными наличными деньгами).
По оценкам Госкомстата, в строительстве на теневой сектор приходится 63% деятельности, а в торговле и сельском хозяйстве-75%!Например, закупка и перепродажа зерновых осуществляются в России на 70% «черной» неучтенной «наличкой» непосредственно на элеваторах, в том числе и для нужд экспорта. Базой для этого служат неучтенные площади посевных («теневой урожай» в каждом крупном хозяйстве). Те угодья, которые находятся на границе областей, по согласованию сторон распахиваются соседями, а урожаи приписываются себе как достижение. Так же работают по неучтенному поголовью скота.
Скрытый
сектор является одним из наиболее
крупных элементов теневой
Несомненно,
нельзя признать эффективной деятельность
государственных институтов допустивших
разрастание масштабов
Итак, из всего вышесказанного следует, что теневая экономика позволяет решать кое-какие сиюминутные проблемы, но, разрастаясь и переплетаясь с легальной экономикой, препятствует дальнейшему развитию рыночной экономики в России.
Заключение.
Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. И естественно, что « ни отдельным специальным «постановлением», ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов»[5,с.48] .
В настоящее время в России сложились два основных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый - либерально – попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса – с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.
Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.
В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта « О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономически условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.
Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы[6,с. 34-35].
Эти подходы к регулированию экономических отношений «характеризуются несистемностью, размытостью, слабой прогнозируемостью конечного результата, фрагментарностью воздействия на социально- экономическую ситуацию, неоптимальностью достижения поставленной цели.
В то же время возможный подход от преимущественно монетаристских к гетеродоксным методам регулирования экономики может, двойственно отразиться на состоянии борьбы с экономической преступностью. С одной стороны, появиться возможность для укрепления государственного контроля над всеми сторонами жизни общества, включая и распределительные отношения. Укрепление предпринимательской дисциплины позволит оздоровить кредитно-денежные отношения, ликвидировать возможность отмывания мафиозных капиталов и их утечки за границу. С другой стороны, можно прогнозировать и негативные последствия такого перехода. Усиление государственного контроля неизбежно приведет к свертыванию деловой активности, к восстановлению прежних масштабов теневой экономики, т.е. к расширению официально не зарегистрированного сектора экономики, к росту подпольного рынка труда и капитала.
А
это значит, что, прежде всего, важно
привести в устойчивое состояние
всю экономическую систему
Первопричиной, создающей возможности для противоправных действий, являются пробелы в законодательстве. Недостаточное отражение экономической сущности многих негативных явлений приводит к тому, что не отработаны не только процедуры их определения, но и доказательства противоправных действий.
Необходимо
уточнение понятийного
И, конечно же, необходимы научные
подразделения, которые
Безусловно,
теневую экономику
Список
литературы:
1. Виноградов В.В.: Экономика России. - М.:Юристъ,2001.-с.199-208.
2. Исправников В.О., Куликов В. В.: Теневая экономика В России: иной путь и третья сила. - М.,1997.-с.13-27.
Информация о работе Теневая экономика России: состояние и прогнозы