Теневая экономика. Методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 00:09, реферат

Описание работы

Термин «теневая экономика» - это всякая экономическая активность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) «теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

Работа содержит 1 файл

Рубек.реферат..docx

— 18.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКАЯ  НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА  И АРХИТЕКТУРЫ 
 

Кафедра «Экономики предприятий» 
 

Реферат 

По  дисциплине «Социально- экономическая  безопасность». 

Тема  работы: «Теневая экономика. Методы борьбы с ней».                     
 
 

Выполнила: студентка группы ЭП-15в

                                                            Луговая Э.М.

     Проверила:    Рубек   Н.А.

                              
 
 

Макеевка, ДонНАСА, 2010г.

    Теневая экономика – это явление, до сих  пор не имеющее чёткого научного определения, являющееся предметом  интереса исследователей с 30-х годов XX века.

      Термин «теневая экономика» -  это всякая экономическая активность, не зарегистрированная официально  уполномоченными органами. За редкими  исключениями (связанными, например, с  функционированием домашнего хозяйства)  «теневая» составляющая экономики  - это такой уклад экономических  отношений, который складывается  в обществе вопреки законам,  правовым нормам, формальным правилам  хозяйственной жизни, т.е. находится  вне рамок правового поля.

    Теневой сектор в европейских республиках  СНГ возник еще в 80-е годы во времена  существования СССР. К моменту  распада СССР теневая экономика  стала уже сформировавшимся экономическим  институтом советского общества. Напротив, распад единой правоохранительной системы  и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к  разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил  ему возможности для дальнейшего  развития, чему в немалой степени  способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ.

    Итак, в Украине параллельно легальной  экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования.

  Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

    • реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
    • ужесточение борьбы с коррупцией;
    • меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
    • выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
    • усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег

    По  данным Минэкономики в Украине показатель объема теневой экономики колеблется в рамках 50-60%.

    В отношении теневой экономики  нужны два вида действий. С одной  стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить  как можно лучше. С другой - вводить  “тень” в стандартные размеры  посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству. И чтобы теневая  экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической  политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных  производителей.

    Рассчитывать  на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих  теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования  налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры  расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

    Примерная программа действий следующая:

    • следует всячески стимулировать  безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;

    • необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение  кредитов, отчуждение собственности  и принятия на себя обязательств неплатежеспособными  предприятиями и гражданами;

    • важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть  налоговых доходов;

    • необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный  приоритет.

    Реализация  предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности  и надежности. Многократно возрастут  масштабы безналичных расчетов –  это для финансовой элиты. Государство  получит прирост бюджетных доходов  и расходов. Менеджеры обретут  перспективу упрочения своего положения  легальным образом вместо вынужденной  тактики разворовывания остатков имущества  предприятия.

    Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение  инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения  населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время  такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

    Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.

    В настоящее время легализация  теневых капиталов, направляемых в  легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство  загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти.

    Такие сдвиги в содержании экономической  реформы крайне необходимы, если исходить того, что высокие темпы тенезации экономики - это следствие имеющихся недостатков и крупных просчетов в самой сути осуществляемых реформ. Следовательно, необходимо сосредоточиться на поиске путей легализации скрытых форм предпринимательства, прежде всего, в процессе построения нового общества, применяя как политические, так и экономические рычаги, которые должны усиливаться административными воздействиями. Все это обусловливает необходимость разработки комплексного механизма легализации теневых форм экономической деятельности с ориентацией на создание привлекательных условий для их возвращения в правовое поле государства. О том, что осуществление такой программы - дело неотложное, аргументируют: масштабы теневой экономики, которых она достигла в последнее время, сила ее отрицательного влияния и то, что она уже размывает основные устои государственности в Украине.

Информация о работе Теневая экономика. Методы борьбы с ней