Тенденции развития экономик регионов в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение тенденций развития экономик регионов в современной России.
Задачами курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
Условия развития экономики регионов.
Цели и критерии социально-экономического развития региона
Методы управления региональным развитием
Стратегии развития экономик регионов.
Особенности развития экономики регионов на примере Саратовской области.
Развитие АПК в Саратовской области.
Тенденции развития экономики Саратовской области.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I.Условия развития экономики регионов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Цели и критерии социально-экономического развития региона . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Методы управления региональным развитием. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3. Тенденции развития регионов и городов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Глава II. Особенности развития экономики регионов на примере Саратовской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.1. Тенденции развития экономики Саратовской области. Общая характеристика: 2.1.1. Промышленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.1.2. Металлургия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.1.3. Недропользование. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.1.4. Региональный Научно-Производственный комплекс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.1.5. Стройиндустрия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.1.6. Транспортная инфраструктура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2. Тенденции развития АПК в Саратовской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2.1. Животноводство . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.2.2. Растениеводство и сельское хозяйство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 (Автосохраненный).doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Правительством  области разработаны и утверждены программные документы: "Комплекс системных мер развития электросетевого  хозяйства Саратовской области  на период 2007-2010 годов" и "Комплекс системных мер по развитию газотранспортных и газораспределительных сетей в Саратовской области на 2008-2012 годы", которые включают реализацию ряда крупных инвестиционных проектов. Объем четырехлетней инвестиционной программы составит более 5 млрд. руб. По линии ОАО "Газпром" на территории области в ближайшие три года будет направлено более 32 млрд. рублей на развитие системы магистральных газопроводов.

     2.1.6. Перечислю основные проекты по развитию транспортной инфраструктуры. - строительство нового аэропорта. В августе 2007 года заключено Соглашение о сотрудничестве между Правительством области и Федеральным агентством воздушного транспорта РФ, направленное на реализацию проекта по строительству авиатранспортного узла г.Саратова. Ориентировочный объем перевозок - 1 млн. пассажиров в год. Общая стоимость проекта порядка 10 млрд. руб. Строительство планируется начать с 2010 года.

     - создание  индустриально-логистического центра "Озинки-Таскала" на границе  Саратовской области и Западно-  Казахстанской области Республики Казахстан. Производственная инфраструктура центра будет способна обработать до 25 млн. тонн груза в год. Проект будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства. Его ориентировочная стоимость - более 10 млрд. рублей.

     - строительство  западного обходного железнодорожного  пути Саратовского транспортного  узла на участке "Татищево-Ивановский".  
В ближайшей перспективе ожидается значительный рост объемов перевозок транзитных грузов через территорию Саратовской области в порты бассейнов Азовского и Черного морей. Саратовский железнодорожный транспортный узел не сможет обеспечить необходимой пропускной способности уже к 2010 году. Поэтому было принято решение об ускорении реализации этого проекта. Его ориентировочная стоимость - порядка 5,1 млрд. руб. Протяженность участка - 59 км.

     - создание  многофункционального вокзального  комплекса, совмещенного с торговыми  площадями, на базе существующих  в городе Саратове железнодорожного  и автомобильного вокзалов.

     Осуществление проекта предусматривает реконструкцию привокзальных территорий с разделением транспортных потоков, строительство многоярусных автостоянок, а также современной комфортабельной гостиницы. Комплексный проект будет также выполняться на условиях государственно-частного партнерства. Ориентировочная стоимость составляет не менее 3 млрд. руб.  
Крупные логистические проекты будут реализовываться у нас в Энгельсском, Татищевском, Саратовском районах. Их осуществят компании "Авалон", "Евразия логистик", "Эрмитаж Констракшн энд Менеджмент", "Международное логистическое партнерство". Общая площадь возведенных комплексов составит порядка 450 тысяч кв. м. Это позволит создать инфраструктуру по управлению грузовыми транспортными потоками, включиться в транспортно-логистическую цепочку всей страны.

     2.2. Тенденции АПК Саратовской области.

     Перед нами стоит задача коренным образом  реформировать сельское хозяйство: обеспечить развитие агропроизводства, увеличить производительность труда  на селе, усилить позиции российского  производителя. Для этого нам необходимо внедрять современные технологии, обучать и привлекать молодых специалистов, закупать современную технику, повышать эффективность использования пашни, результативность в животноводстве.

     Область в числе первых подготовила свою областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Определены основные направления инвестиционных вложений в основной капитал агропромышленного комплекса области до 2020 года.

     2.2.1.В животноводстве мы нацелены на дальнейшее увеличение продуктивности животных с помощью улучшения работы по воспроизводству стада и повышения генетического потенциала животных, увеличения объема и повышения качества кормовой базы, внедрения передовых технологий и в процессы заготовки кормов, содержания животных. К 2012 году закупку племенного скота мы планируем увеличить в десятки раз - до 15-20 тыс. голов ежегодно. Запланированы и уже реализуются следующие проекты: по развитию свиноводства с общим объемом инвестиций 10,5 млрд. рублей - это строительство двух крупных свиноводческих комплексов мощностью по 25 тыс. тонн свинины в год каждый - в Балаковском и Красноармейском районах, компаниями ЗАО "Криэйт-Агрогрупп" и ООО "Саратовский бекон" (ЗАО "Талина") соответственно. В проекте ЗАО "Талина" будут применены ультрасовременные технологии убоя, мясопереработки и упаковки ведущих мировых компаний ("MPS", "MATIMEX", "SCHALLER", "STORK", "CRYOVAC"); по развитию птицеводства - строительство крупнейшего в России промышленного комплекса по выращиванию и переработке мяса индейки мощностью 210 тыс. тонн на территории Энгельсского муниципального района (ООО "Евродон-Волга", объем инвестиций - 16 млрд. рублей), в проекте используются современные экологически чистые французские технологии; реконструкция цехов, строительство убойно-перерабатывающего комплекса ООО "Елшанская птицефабрика" с современной системой биобезопасности и оборудованием ведущих голландских производителей ("MEYN(Мейн)", "VDL(ВДЛ)") (проект компании Бизнес-эксперт, г.Москва); по развитию молочного скотоводства с общим объемом вложений 1,2 млрд. рублей - это строительство молочного комплекса на 1200 голов в ЗАО ПЗ "Мелиоратор" Марксовского района, молочного комплекса на 2400 голов в СПК "Ольшанский" Аркадакского района, молочного комплекса на 600 голов в СПК "Красавский" Лысогорского района.

     2.2.2. В растениеводстве планируется увеличить площади под высокоэнергетическими культурами и к 2020 году довести их под кукурузой до 176 тыс. га, под соей и рапсом - до 100 тыс. га. Будут увеличены вложения на приобретение современной высокотехнологичной ресурсосберегающей техники. За период до 2015 года будет закуплено сельскохозяйственной техники на сумму 21,5 млрд. рублей. Дальнейшее развитие получат перерабатывающие отрасли - сюда будет направлено 4,8 млрд. рублей.

     Проработаны вопросы по строительству завода плодоовощной консервации ЗАО "Булгарконсерв". Уже реализованы проекты по комплексной  реконструкции ОАО "Жировой комбинат" и ОАО "Аткарский" маслоэкстракционный завод. С 2015 года планируется начать строительство сахарного завода, завода по переработке рапса, завода по переработке кукурузы.

     Всего в АПК планируется осуществить  более 45 млрд. рублей инвестиций.  
Конечно, развитие всех вышеперечисленных направлений было бы невозможно без активной работы областного Правительства по привлечению инвестиций. На сегодняшний день в области принят целый пакет инвестиционных законов, предусматривающих льготы и преференции для инвесторов; сформирована организационная структура поддержки инвестиций: министерство инвестиционной политики области - кстати, одно из первых таких региональных ведомств в России; действует Совет по инвестициям при Губернаторе области. Ведется активная работа по информированию потенциальных инвесторов в России и за рубежом о факторах конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Саратовской области.

     За 2005-2007 годы министерством инвестиционной политики области заключено, подготовлено к заключению 48 соглашений о содействии в реализации инвестиционных проектов на общую сумму более 100 млрд. рублей. В стадии реализации находится порядка 70 проектов. Стоимость большей части из них варьируется от миллиона до миллиарда долларов. К 2010 году планируется достичь объема инвестиций 100 млрд. рублей, а за пять лет - к 2012 году увеличить этот показатель более чем в 2 раза до 120 млрд. рублей.

     Конечно, в условиях резко возросшей конкуренции  регионов за привлечение инвестиционных ресурсов на свои территории, процесс  по привлечению инвестиций необходимо переводить на качественно новый уровень. Такой мерой является создание мощной переговорной площадки для работы с потенциальными инвесторами в г.Москве. Планируется сформировать такую площадку на базе представительства Правительства Саратовской области при Правительстве РФ. И считаем, что этот инструмент многократно увеличит эффективность и результативность взаимодействия с федеральными органами власти, потенциальными инвесторами, бизнес-ассоциациями предпринимателей, Торговыми представительствами, Посольствами иностранных государств на территории Российской Федерации, инвестиционными фондами и др.

     Реализация  инновационного сценария развития экономики  предъявляет новые требования и  к государственному управлению, и  к деятельности институтов гражданского общества, и к характеру их взаимодействия. Напомню, первым направлением в четверке основных, обозначенных Дмитрием Анатольевичем Медведевым, являются именно "Институты". Поставлены задачи преодоления правового нигилизма, улучшения качества законов, повышения эффективности правоприменения; радикального снижения административных барьеров и налогового бремени. Нам необходимо создать все необходимые условия, чтобы стимулировать инновации и частные инвестиции в человеческий капитал.

     Мы  можем достичь всех заявленных целей и задач, мы можем добиться того, чтобы наша страна стала одним из мировых лидеров в экономике, чтобы наши граждане жили достойно: для этого необходимы политическая воля, поддержка общества и наш с вами общий совместный, эффективный труд.

Заключение

     Развитие  региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается  с точки зрения совокупности различных  социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом  развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.

     Экономика нашей области последние три  года развивается по инвестиционно-инновационной  модели. Она ориентирована на концентрацию средств и ресурсов на приоритетных направлениях, . Это, прежде всего, проекты в промышленности, стройиндустрии, инфраструктуре и сельском хозяйстве.  
Мы создали региональную инфраструктуру развития инновационной деятельности в виде технопарков, бизнес-инкубатора, инновационно-технологических и информационно-контактных центров, Венчурного и Гарантийного фондов.  
Уже традиционным для Саратовской области стал Салон изобретений, инноваций и инвестиций, проводимый с целью оказания содействия изобретателям, разработчикам и производителям высокотехнологичной продукции в продвижении перспективных технологий и продукции на отечественный и зарубежный рынки, развития взаимовыгодных деловых контактов.

     В промышленности акцент сделан на опережающее развитие высокотехнологичных обрабатывающих производств: машиностроения, особенно оборонно-промышленного комплекса, химии и нефтехимии, топливно-энергетического комплекса.  
В области фактически сформирован базис регионального научно-инновационно-производственного комплекса.

     Таким образом можно сделать вывод, что тенденции развития регионов имеют научный характер и рассматриваются как показатели и концепции развития. С практической точки зрения мы рассмотрели Саратовскую область, ее потенциал развития, с точки зрения промышленности, сельского хозяйства, инвестиционной привлекательности.

     Развитие  любого региона — многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы и Саратовской области по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр. 

 

Список использованной литературы:

  1. Атанов Н.И. // Регион: экономика и социология ,2010 , N4
  2. Бекетов Н.В.  //РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА / 2010, N 6
  3. Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество./ Д.Белл. – М.:Изд-во: Академия, 1999. – 956с.
  4. Бондарь Н.С. //НОРМА, 2008, N 2
  5. Водолазов А.Н. Экономическая оценка деятельности вспомогательных производств предприятия: методология и инструментарий / Водолазов А.Н. Ростов – 2002
  6. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление/ Гаврилов А.И. - М , 2002
  7. Законодательство и экономика, 2009, N 5
  8. Концепция Стратегии социально-экономического  развития регионов Российской Федерации // Минестерство Регионального Развития Российской Федерации // Москва - 2008 Концепция Стратегии социально-экономического  развития регионов Российской Федерации // Минестерство Регионального Развития Российской Федерации // Москва - 2008
  9. Мухетдинова Н.М. // Государственная власть и местное самоуправление, 2007, N 4
  10. Рукавишникова И.В. // Финансовое право, 2005, N 5
  11. Тарасюк В.М. //Государственная власть и местное самоуправление, 2008, N 5
  12. Чертков А.Н. // Административное и муниципальное право, 2008, N 5
  13. Черкасов К.В. //Законодательство и экономика, 2009, N 1
  14. Собрание законодательства Саратовской области, N 8, апрель, 2009
  15. Саратов - столица Поволжья, N 157-158 (843-844), 12.08.2003
  16. Саратовская областная газета, N 59, 18.09.2007.
  17. "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ" //ЗАКОН Саратовской области от 27.11.2008 N 300-ЗСО (ред. от 09.09.2009) (принят Саратовской областной Думой 26.11.2008)
  18. "О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2010 ГОДЫ" //ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Саратовской области от 18.03.2009 N 105-П(ред. от 26.08.2009)
  19. "Собрание законодательства РФ", 27.07.2009, N 30
  20. http://www.saratov.gov.ru/
  21. http://www.minregion.ru/

Информация о работе Тенденции развития экономик регионов в современной России