Тенденции инновационной сферы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:20, реферат

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ……………………… 4
2. БИЗНЕС………………………………………………………………… 9
3. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ:…………………………….. 12
4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………………. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗ3УЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………24

Работа содержит 1 файл

ЭБ НЬЮ.docx

— 48.21 Кб (Скачать)

     Серьезно  отличается от зарубежных компаний и  структура расходов на технологические  инновации на уровне компаний. В  России доля затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами организаций, в 2009 г. составила 16,4% общего объема затрат на технологические инновации (сторонними организациями – 10,9%). При этом на приобретение машин и оборудования компании направляют 51,2%, всех инновационных затрат, на обновление программных средств – 1,3%. Подобная стратегия распределения расходов на инновационную деятельность характерна для стран с низким научным потенциалом, например, Болгарии, Польши, Словакии, Эстонии, Кипра. Западноевропейские страны демонстрируют разительно отличающуюся структуру затрат на инновации, в которой до 80% тратится на исследования и разработки. Так, в Нидерландах доля исследований и разработок, выполненных собственными силами, составляет 62,5% (сторонними организациями – 17,6%), на приобретение машин и оборудования и программных средств приходится 19% общих затрат на инновации. Схожие пропорции характерны для Дании, Бельгии, Швеции и целого ряда других стран ЕС.

     Очень скромно выглядят российские компании и на мировых рынках. В 2008 г. доля произведенных ими товаров и услуг в общемировых объемах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения составила 0,25% (в 2003 г. – 0,45%), что несравнимо меньше доли таких стран, как Китай (16,3%), США (13,5%), Германия (7,6%) и др. Стабильно слабые позиции российские предприятия-экспортеры занимают в таких областях как офисное и компьютерное оборудование (0,05% мирового экспорта), электронные компоненты и телекоммуникационное оборудование (0,1%) и фармацевтическая продукция (0,09%), т.е. в сегментах, рассчитанных на массового конечного потребителя. Наибольшая же активность сосредоточена в узких специфических направлениях: неэлектрические машины (2,02%), химическая продукция (0,77%, преимущественно – радиоактивные материалы), авиакосмическая техника (0,39%), измерительные приборы (0,33%).

     Российские  компании тратят на инновации значительно  меньше своих зарубежных конкурентов в соответствующих секторах.  В рейтинге 1000 крупнейших компаний, осуществляющих исследования и разработки, представлены только 3 российские компании: Газпром (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на них в выручке – 0,6%), Автоваз (758-е место, 0,8%), ОАО «Ситроникс» (868-е место, 2,6%). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. КЛЮЧЕВЫЕ  ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ:
 

     1) Наращивание человеческого потенциала  в сфере науки, образования,  технологий и инноваций. Эта  задача включает повышение восприимчивости  населения к инновациям – инновационным  продуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. Адаптация всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни.

     2) Резкое, кратное повышение инновационной  активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби», и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения. (индикаторы по бизнесу). Обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, повышение производительности труда во всех секторах.

     3) Повышение «инновационности» государства – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности;

     4) Формирование сбалансированного,  устойчиво развивающегося сектора  исследований и разработок, имеющего  оптимальную институциональную  структуру, обеспечивающего расширенное  воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности  и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

     5) повышение открытости национальной  инновационной системы и экономики, степени интеграции  России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.

     Государство при реализации Стратегии будет  исходить из следующих принципов:

- концентрация  усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;

- тесное  взаимодействие государства, бизнеса  и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

- прозрачность  распределения бюджетных средств  и оценки достигнутых результатов;

- ориентация  при оценке эффективности организаций  науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;

- стимулирование  конкуренции, преодоление монополизма  в секторе генерации знаний  как ключевой мотивации для  инновационного поведения. 

     Варианты  инновационной стратегии

     Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, имеющиеся риски и возможности роста позволяют выделить как минимум три возможных варианта стратегии инновационного развития страны.

     1.Вариант  инерционного импортоориентированного технологического развития. Этот предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Национальная инновационная система распадается на ряд отдельных, преимущественно оборонных научно-технических анклавов, при этом в силу низкого спроса со стороны отечественного бизнеса и консервации уровня государственной поддержки происходит резкое сжатие сектора фундаментальной и прикладной науки. Результаты реализации такого варианта политики не соответствует целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай.

     2. Вариант догоняющего развития  и локальной технологической  конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии создается не только  потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязких нефтей, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.

Догоняющий  путь развития хорошо известен на примере  целого ряда новых индустриальных государств, начиная с Японии в послевоенные годы, Южной Кореи, а в более  недавний период – стран Юго-Восточной  Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец, безусловно, наиболее яркий пример из современной  истории - Китай.

     В его основе лежит максимальное использование  доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются, либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным  капиталом. Эти импортируемые технологии не являются самыми передовыми из тех, что используются в мире. Самые  передовые технологии, как правило, используются странами – производителями этих технологий, поскольку позволяют получать инновационную ренту. Производства, основанные на новых технологиях, или производства новых продуктов выводятся в третьи страны (или продаются технологии, лицензии, ноу-хау) только после того, как продукция становится распространенной, конкуренция возрастает, и оптимизация бизнеса требует переноса производства в страны с меньшим уровнем издержек. Из этого правила могут быть исключения (например, уникальные технологии добычи полезных ископаемых, которые целесообразно применять сразу в других странах). Кроме того, самые новые технологии чаще всего требуют высококвалифицированной рабочей силы или сервиса, наличия научной и технологической базы, с чем в развивающихся странах, вставших на путь догоняющего развития, обычно есть проблемы.

     Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование  рядовых для мирового рынка, но передовых  по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической  модернизации.  
 

    1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
 

 

   Реализация  смешанной стратегии инновационного развития, нацеленной на достижение лидерства  в отдельных приоритетных секторах при поддержании достаточного уровня конкурентоспособности большинства  остальных означает сохранение преемственности  с политикой, реализуемой в последние  годы, при значительном повышении  ее активности и системности.Будет продолжена реализация мер по достройке и повышению эффективности инновационной инфраструктуры. Также будет обеспечено продолжение и завершение ключевых инициатив в сфере инноваций, перевод наиболее удачных из реализуемых в «экспериментальном» и «пилотном» режиме мер в разряд основных мер политики. В то же время будут реализованы новые меры, направленные как на корректировку проводившейся ранее политики с учетом изменившейся в результате кризиса экономической ситуации, так и на решение проблем инновационного развития иными, чем ранее, способами.

     1 этап (2011-2013). Повышение восприимчивости  бизнеса и экономики в целом  к инновациям.

     Ключевая  проблема в настоящее время - невосприимчивость  бизнеса к инновациям, низкий приоритет  инновационной деятельности в стратегиях компаний. Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую», либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.

     Эта задача должна быть решена на первом этапе  через:

повышение инвестиционной привлекательности  перспективных высокотехнологических секторов экономики, приоритеты развития которых опредлены Президентом Российской Федерации, содействие перетоку капитала и привлечению наиболее квалифицированных кадров в эти сектора, путем реализации  комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, разлиных типов финансовой поддрежки; развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе путем повышения качества корпоративного управления,  формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества  внешней экспертизы таких программ; устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т.д.) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности. В результате реализации первого этапа стратегии регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с ведущими странами ОЭСР; опережающее наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и национальных исследовательских университетов), через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития. Будет также расширена поддержка стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития - посевной фонд РВК, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, через региональные программы поддержки малого бизнеса, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм (энергоатомная, космическая, авиационная промышленность, радиоэлектроника, композитные материалы и т.д.).

Информация о работе Тенденции инновационной сферы в Российской Федерации