— проводить принудительное разукрупнение
фирм-монополистов с созданием на их
основе нескольких независимых и конкурирующих
фирм;
— поощрять новое строительство, а
также создание малых фирм, если это
может помочь снижению степени монополизации
рынка.
При этом реально наиболее действенным
методом решения задачи улучшения
конкурентной ситуации на внутренних
рынках России является максимальное
их открытие для товаров зарубежных фирм.
Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру»
крайне трудно дозировать, а последствия
ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные
предприятия пока полностью проигрывают
соревнование с зарубежными конкурентами
по соотношению «цена – качество» при
сравнении аналогичных товаров (российские
товары в пересчете на сопоставимый уровень
качества стоят дороже зарубежных).
Для проведения
антимонопольной политики государство
создает антимонопольные службы,
основной задачей которых является
контроль монополистических тенденций
в стране. Антимонопольные службы
не являются частью законодательной
власти, но их компетенция позволяет
им выполнять совещательную функцию.
Подобные организации не имеют права
действовать авторитарными методами,
например, закрывать предприятия. Но
они могут заставить предприятие,
доминирующее на рынке, возобновить
поставку продукции тому получателю,
которому в этих поставках было противозаконно
отказано. Все их решения обязательны
для исполнения. В противном случае
накладываются денежные штрафы, предусмотренные
законодательством за нарушение
антимонопольного закона. При этом необходимо
отметить, что все решения антимонопольной
службы должны подлежать проверке государственными
судами. Кроме осуществления процесса
демонополизации антимонопольная служба
призвана бороться со злоупотреблениями.
Такая борьба может быть эффективной только
при активном участии потребителей. Поэтому
широкие массы населения должны понимать
практическое значение антимонопольной
политики в повседневной жизни. Помочь
в этом должна прежде всего пресса и другие
средства массовой информации. Прессе
должно предоставляться право на соответствующее
сообщение, но лишь в объективной и честной
форме, без какой-либо дискредитации. Каждая
антимонопольная служба должна иметь
сотрудника для связи с прессой, который
сообщает о деятельности службы и комментирует
ее.
В 1999 году в России было создано
Министерство по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства
(МАП). В него вошли также Федеральная
служба России по регулированию естественных
монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная
служба России по регулированию естественных
монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный
комитет по поддержке и развитию малого
предпринимательства (ГКРП).
Основными
задачами Министерства являются:
1) предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной
конкуренции;
2) содействие
формированию рыночных отношений
на основе развития конкуренции
и предпринимательства;
3) осуществление
государственного контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства
Российской Федерации, законодательства
Российской Федерации о защите прав потребителей,
о государственной поддержке предпринимательства,
о рекламе, а также в пределах своих полномочий
законодательства Российской Федерации
о естественных монополиях и о товарных
биржах;
4) проведение
государственной политики, направленной
на поддержку предпринимательства,
в том числе малого и среднего,
содействие становлению и укреплению
предпринимательского сектора экономики
Российской Федерации, государственное
регулирование, межотраслевая и межрегиональная
координация в сфере развития и поддержки
малого предпринимательства;
5) государственное
регулирование и контроль деятельности
субъектов естественных монополий
в области связи (оказание услуг
общедоступной электрической и почтовой
связи).
В соответствии
с основными задачами Министерство
выполняет следующие функции:
- обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;
- дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;
- дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;
- разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
- осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и другие.
Основой
функционирования современной рыночной
экономики является независимое
поведение хозяйствующих субъектов,
вступающих в отношения открытой
конкуренции. Сегодня в России проведение
эффективной конкурентной политики становится
одним из важнейших факторов экономического
роста. Созданные десять лет назад как
инструмент формирования и государственного
регулирования цивилизованного рынка,
российские антимонопольные органы стали
одним из основных гарантов демонополизации
экономики, существования единого экономического
пространства, преодоления административных
барьеров и свободы предпринимательства.
Тенденции
развития нормативной базы антимонопольного
законодательства в решении проблем.
Сегодня антимонопольное законодательство
необходимо совершенствовать, преимущественно
на основе обобщения правоприменительной
практики. Предстоит так обновить правовую
базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать
злоупотребления рыночной властью, ущемление
интересов хозяйствующих субъектов, применять
штрафные санкции к юридическим и физическим
лицам, включая должностных лиц федеральных
и региональных органов исполнительной
власти и местного самоуправления, лучше
регулировать безопасность и качество
товаров и услуг. Нужен закон «О защите
конкуренции в сфере финансовых услуг».
Российское законодательство о
конкуренции разрабатывалось при сильных
монополиях и лишь формирующихся рыночных
отношениях. Поэтому для нашей страны
важно не только ограничивать монополизм
и злоупотребления доминирующим положением,
добиваться соблюдения правил конкуренции,
наказывать за их нарушения, но и создавать
конкурентную среду, проявляя политическую
волю .
Что касается
направлений антимонопольной политики
в России на ближайшие годы, то в
декабре 2001 года на заседании Правительства
РФ была утверждена концепция среднесрочной
правительственной программы на 2002-2007
гг. «Структурная перестройка и экономический
рост». Она содержит специальный раздел,
посвящённый антимонопольной политике.
Антимонопольная политика в среднесрочной
перспективе будет реализовываться по
следующим основным направлениям:
Совершенствование правовой базы, форм
и методов антимонопольного контроля
и регулирования в целях предупреждения
и пресечения злоупотреблений рыночной
властью, сговоров, соглашений и согласованных
действий, имеющих результатом ограничение
конкуренции и (или) ущемление интересов
хозяйствующих субъектов или граждан,
недобросовестной конкуренции.
Демонополизация экономики
и создание условий для развития
конкуренции на монополизированных
товарных рынках с высокой
степенью концентрации поставок,
устранение барьеров для развития
конкуренции и входа на рынки
других хозяйствующих субъектов.
Противодействие созданию новых
монополистических структур в
результате перераспределения собственности,
реализации корпоративной инвестиционной
политики и интеграционных процессов,
в том числе при формировании ФПГ.
Распространение антимонопольных
требований на рынки финансовых,
в том числе банковских и
страховых, услуг.
Согласование целей, задач
и мер по демонополизации и
развитию конкуренции на товарных
рынках, гармонизации антимонопольного
законодательства в рамках единого
экономического пространства СНГ, адаптации
конкурентной политики в целях вхождения
России в мировое экономическое сообщество.
Разработчикам
российского антимонопольного законодательства
предстоит ещё большая работа,
при этом было бы целесообразно учитывать
опыт зарубежных стран, не забывая при
этом специфики российского рынка.
Для демонополизации экономики
и развития конкуренции специалисты
предлагают:
- наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);
- ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
- совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
- согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Заключение
Проблемы
монополизации хозяйственной жизни,
конкуренция на товарных рынках привлекают
сегодня пристальное внимание не
только специалистов, но и широких
слоев населения.
Антимонопольное
регулирование - важнейшая составная
часть экономической политики государства
во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная
государственная деятельность, осуществляемая
на основании и в пределах, допускаемых
действующим законодательством, по установлению
и реализации правил ведения экономической
деятельности на товарных рынках с целью
защиты добросовестной конкуренции и
обеспечения эффективности рыночных отношений.
Следует
отметить, что основной отрицательной
стороной монополизации экономики
является избыточная власть фирм-монополистов.
Рыночная власть заключается в способности
воздействовать на цену товара. Задача
антимонопольной политики состоит в том,
чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную
рыночную власть, расширить возможности
конкуренции и перевести ее в неценовую.
Подводя
итог сказанному, можно утверждать,
что антимонопольное законодательство
является важнейшей составляющей современной
экономики. Сфера его функционирования
затрагивает интересы не только производителей,
но и потребителей, обеспечивая одним
возможность реализовать свой товар
на рынке в условиях конкурентной
борьбы, а другим - оптимальные цены
на товары и услуги.
Опыт
западных стран в антимонопольном
законодательстве велик и разнообразен.
Возникновение подобного законодательства
обусловлено историческими причинами.
В силу особенностей развития экономики
различных стран сложились разные системы
антимонопольного регулирования. Несмотря
на разность подходов к антимонопольному
регулированию в различных странах запада.
Особенно развитым в этом отношении принято
считать антимонопольную практику США,
поскольку её юридический (законодательный)
аспект, как и другие области права в США
основывается на прецедентной системе.
Специфика
российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах монополии
появились, когда уже существовали
рыночные отношения, и государство,
чтобы воспрепятствовать удушению
конкуренции, стало вводить ограничивающие
нормы. Российское законодательство о
конкуренции разрабатывалось при
сильных монополиях и лишь формирующихся
рыночных отношениях. Поэтому западный
опыт в определенной, и достаточно
значительной своей части неприменим
в российских условиях.
Безусловно,
демонополизация производства, основанного
на государственной собственности,
- это долгий и сложный процесс.
Отчасти преодоление монополизма
может осуществляться путем разукрупнения
предприятий, механического раздела
их на части. Для строительства же
новых предприятий-дублеров потребовалось
бы слишком много средств, которыми
наша страна в настоящее время
не располагает. Можно предположить,
что преодоление монополизма
пойдет за счет диверсификации производства
на действующих предприятиях, которым
под силу использовать свободные
мощности (или расширять действующие)
для выпуска дефицитных товаров.
В процессе формирования рыночных отношений
доля государственной собственности
постепенно сокращается, зато развиваются
различные формы индивидуальной
и коллективной собственности: индивидуальные
предприятия, товарищества с полной и
с ограниченной ответственностью, акционерные
общества открытого и закрытого типов,
кооперативы, ассоциации и др. Различные
формы собственности, функционирующие
в общей системе экономических отношений,
не могут быть изолированными друг от
друга. Преодолевая свою специфику, они
неизбежно переплетаются. На основе этого
переплетения могут возникать смешанные
формы собственности. Объективная основа
этого переплетения - взаимное дополнение
и использование тех специфических возможностей,
которые заложены в каждой из конкретных
форм хозяйствования. Так, в российских
АО сейчас сливается собственность отдельных
граждан, коллективов и государства. Создание
и развитие АО является главным путем
разгосударствления собственности.